Наш второй день в Стамбуле посвятили изучению локаций по главе "Юго-Восток", а еще заглянули в Археологический музей. Что увидели, а что нет в Археологическом музее, напишу в отдельной статье. Здесь расскажу про локации из Юго-Восточной части города.
Для тех, кто не в теме, краткая справка. Свой визит в Стамбул осенью 2024 года было решено посвятить погружению в византийскую тему, и пройти свой маршрут по книге Сергея Иванова "В поисках Константинополя".
Как писала в предыдущих постах, названия улиц и объектов буду стараться писать в русской транскрипции, как написано в Яндекс. картах. Кстати, это оказался самый удобный навигатор по городу.
Общий обзор поездки можно почитать здесь:
№1 - цистерна Бинбирдирек (Тысяча и одна колонна), или цистерна Филоксена. Хотя в книге отождествление этой цистерны с Филоксеновой опровергается. Сейчас в цистерне выставочный зал. Цена билета -350 лир. Красивых капителей на фото мы не увидели, и решили не ходить. Тем более в книге про нее так и написано, что не стоит этих денег. Народу очень мало, так что, если надумаете, то проблем с очередями не будет.
Да простят меня читатели, но снимков №№2-6 не сохранилось совсем. Но это не беда, так как руины церкви Св. Евфимии и дворца евнуха Антиоха находятся прямо за трамвайной остановкой Султанахмет в скверике рядом со входом в цистерну Бинбирдирек . Найти их не сложно, но смотреть особо нечего, так как все завешано строительными баннерами и огорожено забором.
Дальше идем рассматривать сохранившиеся локации на Ипподроме. Сейчас это пешеходная зона между Голубой мечетью и музеями Св. Софии и Исламского искусства. Про то, как все было устроено на Ипподроме, подробно и увлекательно описано в книге. Прочтите, не пожалеете!
№7. Уцелевшая скамья византийских трибун, расположенная во внутреннем дворе Голубой мечети, нещадно обкопана строителями, весь двор закрыт баннерами, и проход туда закрыт. Останется или нет скамья на своем прежнем месте после благоустройства двора и будет ли открыта для осмотра, вопрос.
№№8-11 Египетский обелиск из розового гранита. Его история начинается еще в 15 веке до н.э., когда при египетском фараоне Тутмосе 3 он был установлен в храме Амона в Фивах. Много перипетий пережил этот мраморный артефакт, пока наконец-то не нашел свое место на Ипподроме Константинополя где-то в 4 веке н.э. Номера посвящены каждой стороне обелиска, начиная от северо-западной. Не буду переписывать перевод египетских иероглифов с каждой из сторон, все увлекательно написано в соответствующей главе книги. Скажу только, что несмотря на все сложности транспортировки, обелиск смотрится как новенький, и даже смахивает на "новодел".
Совсем рядом от обелиска - №12. Змеиная колонна.
№13 - составной обелиск Константина, который был возведен в качестве временной замены Египетскому. Но стоит до сих пор)
№14 - отдельный раздел главы книги посвящен описанию Сфендоны. Это конструкция, встроенная в часть скалы в конце беговых дорожек Ипподрома, где колесницы должны были делать резкий поворот, и где чаще всего были смертельные столкновения. Хорошо разглядеть стены Сфендоны можно с улицы Накильбент. А если пойти по ней к улице Касап Осман, дальше вверх, огибая детскую площадку, то справа увидите какую-то заброшенную парковку. Не стесняйтесь, можно пройти вглубь и полюбоваться древними сооружениями Сфендоны.
Дальше по книге №15 - византийская плита в начале ул. Каледжи с крестом и орнаментом. Все закрыто баннером, идет ремонт, причем именно со стороны плиты. Но рабочий разрешил нам заглянуть и сделать фотографию орнамента.
№16 - храм Сергия и Вакха. Нынче малая Айя-София, мечеть. Вход свободный, надо только соблюдать дресс код - платок, длинные брюки или юбка. Есть гипотеза, что этот храм был прототипом Св. Софии. В книге данное утверждение опровергается из-за несоответствия архитектур этих двух храмов.
Если от малой Айя-Софии пройти к морю через туннель под жд путями, то в скверике можно увидеть №17 - плиту с надписью из библейских цитат. Но близко подходить к пещерам в стене или залезать в них, не советую - их облюбовали местные бомжи.
№№18 и 19. Отрезок приморской стены и мечеть Чадырджи Ахмет Челеби (церковь Фомы в Амантии, где хранилась голова святого Иоанна Каливита ). Так как мы жили неподалеку от этих локаций (ул. Кадырга Лиманы), то зашли их сфотографировать по дороге к станции электрички Кумпкапы.
№ 20- цистерна Феодосия. В книге написано, что вход бесплатный. Но это было давно, и все сейчас не так. Вход платный, в мае 2024 стоил 600 лир, вход по сеансам каждые 30-45 минут. Сейчас найти вход в цистерну уже не сложно. Стеклянный павильон на пересечении улиц Пейкхане и Бояджи Ахмед с рекламным баннером. А в мае 2024 сверху располагалось кафе, и найти вход для новичков было затруднительно. Собственно, со случайной встречи у этой цистерны как раз и началось мое увлечение Византией . Ссылка на статью, где я про это писала вот:
В этот раз мы в цистерну не пошли. Но если вы не были, то посетить стоит. Только не зависайте над лазерным патриотическим шоу, лучше походить по помещению, рассмотреть древние колонны.
№21. Следуя маршруту книги, пошли вниз по ул. Пейхане в поисках византийского подвала. Сразу скажу, в книге опечатка - указан дом №41, а не 39. В доме №41 находится магазин ковров, куда мы бойко ввалились с расспросами на всех доступных нам языках, с улыбками, а еще гугл переводчик с турецкого был в помощь. Хозяева делали все возможное, чтобы нас понять и помочь. И, о чудо, показали нам на дверь рядом - №39, которая была неприступна на первый взгляд.
Но решимость и упорство взяли вверх - дверь мы открыли и попали в шоу-рум, но с будкой охранника на входе. Снова в ход были пущены все доступные средства и обаяние), и нас с сопровождением пустили внутрь на минус первый, а потом и на минус второй этаж. На минус первом этаже через стеклянный пол можно рассмотреть помещение внизу. Листайте карусель.
На этаже ниже, который виден через стекло, оборудован небольшой буфет (охранник сказал, что это прайвит (private) кафе). Но интерьеры вполне себе сойдут за музейные. Даже информационный стенд есть. Листайте карусель. Фотографии немного смазаны - на нижнем этаже было темно.
На выходе мы обнаружили вот такой интересный экспонат, не имеющий отношения к Византии. Муж сразу сказал, что это немецкие лыжи. И, действительно, охранник подтвердил эту версию.
№22 - подпорная стена на ул. Баб-ы-Али школы Джагалоглу. Стена как стена, поэтому без фото.
Идем дальше по улице Диваньолу вдоль трамвайных путей к №23 - колонне Константина. Конечно, никакой подземной части колонны с маленькой часовней уже не увидеть, но железные обручи,связывающие кольца колонны, на месте. А статую с венцом из лучей, которая упала с вершины колонны и убила несколько человек в 1106 году, можно представить, разглядывая колонну.
Переходим к №24 - порфировому саркофагу императора Валентиана I, расположенному в саду мечети Нурусмание. Но проход в сад огорожен непрозрачной сеткой (как ожидалось). Надгробие можно увидеть лишь издалека. Вход во двор мечети свободный.
Вот на византийские локации внутри османского Большого базара пришлось потратить некоторое время. Во-первых, ориентироваться на базаре новичкам сложно и без всяких поисков. Во-вторых, надо было найти план базара с указанием улиц, и определить точку, где мы, потом точки, куда нам надо. В общем, квест по поиску двух артефактов получился увлекательным, советую.
№25 - рельеф орла на стене над входом в одну из галерей. В книге в латинской транскрипции улица, где надо искать №25, написана как Inciciller. В действительности, название улицы немного другое. Специально сфотографировала - Zenneciler. В навигатор лучше забить это название. Только в одном месте улица написана как в книге. Листайте карусель.
№26 - чтобы увидеть Юстинианову капитель, надо найти улицу Коланджилар Капысы недалеко от входа со стороны Диваньолу и рядом киоск Kahveci Servet-Nevzat. Киоск должен остаться слева, и надо пройти немного вперед.
Дальше нас постиг ряд неудач. №27 - подземная цистерна по ул. Дивани Али под мастерской в доме №9. Мастерскую нашли и хозяина тоже, но он упорно делал вид, что не понимает, чего от него хотят. Сказал, что ничего про цистерну не ведает. В общем, не договорились...
№28. Следующую цистерну на улице Гедикпаша, 13 в кафе Сарнич (в переводе с турецкого - цистерна) тоже увидеть не получилось. В этом кафе сейчас кальянная. Я смело пошла вниз к туалету сквозь столы турецких мужчин (женщин в этом заведении не было), но толпа местных подростков преградила мне путь со словами, что "мадам в туалет - наверх". Заглянув вниз под их хихиканье, увидела, что предполагаемый вход был закрыт решеткой и завешан тряпками.
Отыскать порфировые распиленные плиты из императорского саркофага во дворе мечети Баязид, №29, труда не составило.
№30- ранневизантийская базилика в здании библиотеки Баязида. Доступ закрыт! Хотя в раннее опубликованных источниках есть фотографии и описания, где найденные руины накрыли стеклянными кубами и открыли для просмотра. Сейчас все не так. Зайти и осмотреть в библиотеке древние арабские книги можно свободно. А вот проход к базилике закрыт ширмой, и так как за нами неотрывно следовала охранница и следила за каждым шагом, то, конечно, никуда дальше книг мы не попали.
Сводчатые помещения, №31 пропустили , и пошли дальше вдоль улицы Диваньолу к остановке трамвая Лалели-Университет. Не доходя до нее, с двух сторон улицы можно увидеть остатки форума Тавра, №32. Обратите внимание, на узор в виде перевернутых слезок - это изображение можжевельника, из которого Геракл сделал свою палицу. Император Феодосий I, при котором в 4 веке н.э. был возведен форум, был поклонником Геракла.
А в университетский музей сходить советую. Вход свободный, в музее много археологических экспонатов разных эпох. Так что на обломки арки Феодосия, №33, мы посмотрели.
Цистерну под №34 в гостинице Антик, ул. Секбанбаши, 10 сейчас посетить можно. Если зайдете в гостиницу, то лучше сразу сказать портье, что вы хотите попасть в цистерну. Потому что проехать на лифте на минус первый этаж можно только с карточкой отеля. Заплатив за вход 250 лир с человека (цена была озвучена портье, естественно, никаких билетов и чеков не дают), мы в сопровождении одного из портье, спустились на лифте в цистерну, которая оборудована под ночной клуб и выставочное пространство. Листайте карусель.
Дальше была совсем неожиданная удача - после долгих поисков торгового центра и неизвестной византийской постройки, №35. Надеюсь, что и вам повезет, и дверь на пятом этаже на балкон внутреннего двора, будет также закрыта лишь на щеколду. Народу в коридоре не было, поэтому смело открыли дверь, вышли (по очереди, чтобы не остаться там запертыми) на балкон внутри здания. И увидели внизу то, что осталось от постройки, а еще груды мусора, строительные швеллеры и возводимое здание сверху. Есть ощущение, что в скором времени эта постройка византийских времен будет полностью погребена в торговых центрах, и уже так и не изучена. Вход с улицы Соганага Джамии в торговый центр Соганага, по лестнице на пятый этаж, дальше налево в узкий коридор. Лучше прийти к концу рабочего дня, тогда в центре будет меньше народа.
№36 - остатки колонн в магазине шуб не нашли. То ли уже магазина шуб не было, то ли никакого подвала из магазина не было. Не запомнилось.
Рассмотреть №37, Мирелейон в мечети Бодрум Джами, сейчас можно. Это бывшая церковь, посвященная Богородице, состоящая из нескольких частей, построенных в разные века. Но в настоящее время мечеть действующая, заходить в нее я, как женщина, не решилась (муж заглянул внутрь и сказал, что внутри ничего византийского не сохранилось). Поэтому мы осмотрели ее только снаружи. Листайте карусель.
А ротонду, самую раннюю часть церкви Мирелейона, которая должна быть открыта для обзора в торговом пассаже с улицы Месихпаша, №38, мы не нашли. Обошли несколько магазинов на этой улице рядом с Мирелейном, вызвав вопросы у продавцов, чем они могут нам помочь в покупке их товара, но полукруглых ниш так и не увидели. Все стены магазинов закрыты панелями со следами недавнего ремонта.
На этом завершился наш очередной маршрут по византийскому Стамбулу. Уже темнело, и мы повернули в сторону нашего отеля.
Как вам маршрут, понравился? Статья была вам полезной? До встречи на новых маршрутах по следующим главам книги!