Найти в Дзене
Библиотека №83

"Воскресили — и издеваются!" Владимир Маяковский "Клоп".

Дорогие читатели!

У каждого знаменитого литератора есть произведения популярные, которые изучают в школе, и знает каждый взрослый. А есть вещи малоизвестные, которые читали лишь истинные поклонники его творчества. Особенно это касается плодотворных писателей и поэтов, чьё наследие исчисляется многотомными собраниями сочинений. Сегодня предлагаем поговорить об одном таком неизвестном широкому читателю произведении Владимира Маяковского - пьесе "Клоп".

Владимир Владимирович Маяковский. Изображение взято из открытых источников.
Владимир Владимирович Маяковский. Изображение взято из открытых источников.

Что приходит нам на ум, когда мы слышим фамилию «Маяковский»? Конечно – знаменитые стихи пролетарского поэта. «Хорошее отношение к лошадям», «Скрипка и немножко нервно», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», которые многих из нас с вами (в том числе и автора этой статьи) заставляли учить наизусть в школе, и несчастные старшеклассники постоянно путались в причудливых рифмах поэта-футуриста.

«Я – поэт. Этим и интересен», - говаривал сам литератор. Но не только поэзией ограничивается творческое наследие Владимира Владимировича! Многие знают про так называемые «окна РОСТа» - агитационные плакаты, созданные поэтами и художниками молодой Советской республики в 1919-1921 годах под эгидой Российского телеграфного агентства. Так Маяковский не только придумывал слоганы и стихи для плакатов, но и сам рисовал их.

Он был полноценным художником – еще в самом юном возрасте начал интересоваться изобразительным искусством, учился классической живописи в московский Строгановке. Но Маяковский и классическое искусство – вещи несовместимые, поэтому молодой человек вскоре увлекся авангардной живописью, познакомившись с художниками и поэтами-футуристами и переняв их манеру к безумному эпатажу.

Владимир Маяковский "Рулетка". Изображение взято из открытых источников.
Владимир Маяковский "Рулетка". Изображение взято из открытых источников.

Помимо картин и плакатов, Маяковский сумел поучаствовать в только появившейся новой сфере массового искусства – синематографе. Уже в возрасте 25 лет он срежиссировал фильм «Барышня и хулиган» и сыграл в нём главную роль. Картина имела огромный успех, её несколько раз возвращали в прокат.

Далее вышли «Не для денег родившийся» и «Закованная фильмой», где поэт в первой кинокартине выступил в качестве режиссёра и актёра, а во второй - в качестве сценариста (и тоже сыграл главную роль). К сожалению, эти фильмы дошли до нас лишь в нескольких фрагментах…

Кадр из фильма "Не для денег родившийся" (1918 г., режиссёр В. В. Маяковский). Изображение взято из открытых источников.
Кадр из фильма "Не для денег родившийся" (1918 г., режиссёр В. В. Маяковский). Изображение взято из открытых источников.
Кадр из фильма "Закованная фильмой" (1918 г., режиссёр Н. Туркин, автор сценария - В. Маяковский). Изображение взято из открытых источников.
Кадр из фильма "Закованная фильмой" (1918 г., режиссёр Н. Туркин, автор сценария - В. Маяковский). Изображение взято из открытых источников.

Но вернёмся к литературной деятельности пролетарского поэта! Владимир Владимирович также был драматургом. И пьесы его были соответствующие революционно-бунтарскому духу поэта-футуриста! Революционная «Мистерия-буфф» - первая большевистская утопия, над которой Маяковский работал вместе с Всеволодом Мейерхольдом. Последний поставил спектакль по этой пьесе, а оформлением декораций занимался сам Казимир Малевич, создатель легендарного «Чёрного квадрата».

Далее последовали пьесы «Баня» и «Клоп». «Клоп» был написан в 1928 году и представляет собой сатиру с фантастическими элементами. В пьесе есть момент «попаданства», некогда модный в нашей современной фантастической литературе и знакомый многим читателям. Итак, главный герой пьесы - Иван Присыпкин, типичное порождение эпохи нэпа (про этот весьма любопытный период истории мы уже говорили ранее). Бывший рабочий и партиец, Иван, уставший от тягот и лишений Гражданской войны, стремится к лёгкой и красивой «изячной» жизни.

«За что я боролся? Я за хорошую жизнь боролся. Вон она у меня под руками: и жена, и дом, и настоящее обхождение. Я свой долг, на случай надобности, всегда исполнить сумею. Кто воевал, имеет право у тихой речки отдохнуть. Во! Может, я весь свой класс своим благоустройством возвышаю.»

Афиша спектакля по пьесе В. Маяковского "Клоп". Изображение взято из открытых источников.
Афиша спектакля по пьесе В. Маяковского "Клоп". Изображение взято из открытых источников.

Присыпкин пытается корчить из себя высокодуховного и развитого человека, учится новомодным танцам и даже меняет своё неблагозвучное имя на Пьер Скрипкин. Но на самом деле он – обычный мещанин, которому на самом деле чужды высокие коммунистические идеи о построении светлого будущего.

«Товарищ Баян, я против этого мещанского быту — канареек и прочего… Я человек с крупными запросами… Я — зеркальным шкафом интересуюсь…»

На свадьбе Присыпкина-Скрипкина с дочкой парикмахера Эльвирой Ренессанс случается драка, закончившаяся страшным пожаром, в котором погибают все гости, а сам жених таинственно исчезает. И он не умер! Его тело в замороженном виде чудесным образом находят через пятьдесят лет и оживляют. Вокруг уже давно царит новая жизнь, идеи коммунизма воплощены в новый справедливый и счастливый мир, где побеждены болезни, и у людей нет нужды тяжело работать… Что станет с ограниченным мещанином Присыпкиным в новом мире будущего? Об этом вы узнаете, прочитав эту пьесу.

Приходите читать шедевры русской классики в Библиотеку №83 по адресу: г. Москва, ул. Константина Федина, 2, корп. 1.