10 ноября 1989 года началось падение Берлинской стены. Жители восточного сектора города, узнав по телевидению об открытии свободного прохода в его западный сектор, немедленно ринулись в ней. Через год стены вовсе не стало - разломали и разнесли на память по кусочкам.
Однако, несмотря на разрушенную стену и последующие события, назвать Германию объединенной страной было бы неправильно. Ведь референдум по этому вопросу не проводился и условия объединения с живущими на востоке немцами не обсуждались. Просто ФРГ взял и проглотил ГДР, не поперхнувшись.
Хотя, вначале со обеих сторон наблюдалась некая эйфория. Потом восточные немцы поняли, насколько просчитались. Они лишились хорошей работы, социальных благ и получили снисходительно-презрительное к себе отношение со стороны западных немцев.
В октябре 1990 года в ФРГ появилось Управление по опеке над бывшим ГДР. Перечислим лишь некоторые его решения:
- Был обещан обмен восточных марок на западные по курсу 1 : 1. В банках по нему считали лишь 4 тысячи. Остальное шло по курсу 2 : !.
- Преподавателей философии, истории, юриспруденции и русского языка разогнали. На работу они могли устроиться лишь уборщиками или официантами.
- Всех офицеров национальной народной армии ГДР уволили со службы без пенсий. В бундесвер перевели лишь техсостав, знающий советскую военную технику.
- Сотрудников силовых ведомств тоже уволили без пенсий, а некоторых даже посадили в тюрьму. Архив разведывательных служб, который до конца не был уничтожен, оказался в руках ЦРУ.
- Ни одного дипломата из ГДР не приняли в МИД ФРГ.
Упомянем и то, что промышленность ГДР была захвачена или разорена западными бизнесменами.
Что потерял Советский Союз от объединения Германии
Москва перестала получать репарации с Восточной Германии с 1954 года, а потом сама влила в ГДР миллионы рублей.
Дрезденской галерее были возвращены десятки тысяч трофейных отреставрированных шедевров.
Советские инженеры отстраивали разрушенный войной Восточный Берлин и налаживали производство. Благодаря советской помощи ГДР в производстве промышленной продукции, медицине и образовании вышла на ведущие позиции в Европе. За 40 лет валовой национальный продукт восточных немцев вырос в 250 раз.
Власти ФРГ понимали, что после объединения Германии Советский Союз может потребовать компенсацию за ту же неполученную репарацию, имущество ГСВГ и ее вывод. Однако генсек Горбачев со своего барского плеча отказался почти от всех требований. А ведь можно было взыскать с немцев обещанные ими 60 млрд. долларов, а получили лишь 14 млрд. Этих денег накормить советский народ не хватило.
А людей и технику ГСВГ так и вывели в чистое поле.
Да, и сделанное нами условие, не размещать иностранные военные базы на территории бывшей ГДР, они обошли. В портовом городе Ростоке быстро появилась военно-морская база НАТО.