Найти в Дзене

С Бала хризантем в вечернюю Ялту

Календарь воспоминаний напомнил об ещё одной архивной записи, которой мы здесь не делились. Меж тем, это был прекрасный день, а «картинки» ничуть не устарели...

После нашей «кругосветки» по Ай-Петринской яйле и в предвкушении предстоящего похода там же, но уже с другом, мы решили немного отоспаться и расслабиться. В Никитском ботаническом саду. Нас снова ждал Бал хризантем! Правда, мы опять попали к самому началу — распустились только мелкоцветные. Но нам они как раз даже милее!

-2

И хризантемы в которой раз доставили море удовольствия! Сколько цвета, нежности, сколько аромата! Мы метались между нежными розовыми и белыми — и яркими, экзотическими цветками, пока не начало сводить пальцы на кнопке спуска. И спохватились вдруг, что время-то уже послеобеденное.

-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10

Синоптики пугали холодом и проливным дождём. Но погода нам благоволила. Из утренней пасмурности выглянуло солнышко, и даже изрядно припекло нас на хризантемовой террасе. И вот мы устроились в тенёчке у дегустационного зала, и пили десертное вино, и провели чудные полчаса среди многочисленных кошек, наблюдая, как ухоженные окрестности сада просто-таки светятся в не обещанных прогнозами солнечных лучах. И на прощанье снова заглянули полюбоваться хризантемами, и опять увлеклись, любуясь и нюхая, открывая всё новые, не замеченные ранее оттенки и ракурсы.

-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18

Погода тем временам намекнула, что как-никак был обещан дождь. Со стороны мыса Мартьян потянулись тучи. И мы поспешили по саду вниз. В наших планах было ещё купание. Правда, у искусственного прудика мы не могли не задержаться. В прудике плавали золотые рыбки и цвели кувшинки — жёлтые и розовые. Такие неправдоподобно-красивые, что одна из посетительниц даже недоверчиво потрогала пальчиком листья и цветок — настоящие ли?..

-19
-20

У ворот сада мы купили инжир по очень гуманной цене. Потрясающе-сладкий — чуть ли не самый вкусный из того, что доводилось пробовать — и мы лопали его всю дорогу до пляжа… Там нам, кстати, в очередной раз повезло с погодой! Снова выглянуло солнышко, над Мартьяном дугой выгнулась радуга, по небу бежали полосами облака — пейзаж постоянно менялся — а мы купались в слегка штормящем, удивительно тёплом для второй половины октября море.

-21
-22
-23
-24
-25

Над Ай-Петри небо разукрасилось роскошной облачностью. И словно намекая, что нам пора в обратный путь, плотные облака, наконец, поглотили солнечный свет. Но весь пейзаж от этого сделался только насыщеннее и красочнее. Причудливыми изгибами вилась у камней пена прибоя. И скульптурной группой смотрелись в этом раннем вечере рыбаки на пирсе…

-26
-27
-28
-29

Когда мы доехали до гостиницы «Ялта. Интурист», уже опустился синий и очень тёплый вечер — в котором мы отправились разыскивать дорогу в Церковь Святого Николая Чудотворца. Храм мы нашли, но ворота его, к сожалению, были уже закрыты. Никак не привыкнем, как рано в Крыму завершается день — и на трассе поймать попутку после заката непросто, а теперь выяснилось, что чуть ли не все ялтинские храмы в шесть вечера уже закрываются. Мы немного расстроились, но пообещали себе сюда вернуться — привлекали и необычный архитектурный облик храма, и его история.

-30

В конце XIX века эти земли принадлежали императорской семье, и часть земли император Николай II безвозмездно выделил для санатория больных туберкулезом нижних чинов и офицеров Российского императорского флота. И для нужд больных по проекту известного московского архитектора В.Н.Максимова был построен небольшой храм в стиле древнерусских церквей. Иконы для храма, по настоянию архитектора, приобретали только старинные, не позднее XVII века. После революции в Никольской церкви даже устроили что-то вроде музея древнерусских икон, но просуществовал он недолго. В 1992 году храм вновь освящен во имя Николая Чудотворца и великомученицы царицы Александры, небесных покровителей царской семьи.

-31

Спускаться на нижнюю дорогу уже не хотелось, и мы решили пойти в Ялту новой для нас дорогой — по Поликуровской, а затем по Толстого. Вообще, есть что-то прекрасное и волшебное в наших вечерних возвращениях в Ялту. С какой уж только стороны мы не спускались в это манящее море огней! Вот и эта прогулка вышла восхитительно интересной. Дорога была тёмной и безлюдной, по обочинам свечками росли кипарисы. В море переливалась огнями баржа. Из-за облаков замерцала луна, выпростала на море сияющую серебром дорожку. А потом показалась и сама — круглая, полная и яркая. И мы сверху, с дороги, любовались, как светятся море и небо.

-32

И Ялта отсюда открылась по-новому — с такой близкой отсюда колокольней Святого Иоанна Златоуста на переднем плане перед всегдашней сияющей россыпью огней. И внизу, как на ладони, светилось огоньками и фонарями целое море домиков, крыши, окна, переулки, тропинки, кипарисы. Это было словно мозаика, и мы долго любовались её завораживающими фрагментами.

-33
-34
-35
-36

А затем сами углубились в лабиринты улочек, лесенок и домиков. Ночная Ялта — мечта художника и фотографа… Даже в дождь — когда наконец начал сбываться обещанный синоптиками прогноз. Но мы уже нагулялись, и мокнуть особо не хотелось...

-37
-38
-39
-40
-41

Люблю вечерний свет, и первые огни,
И небо бледное, где звёзд ещё не видно.
Как странен взор людей в медлительной тени,
Им на меня глядеть не страшно и не стыдно.
И я с людьми как брат, я все прощаю им,
Печальным, вдумчивым, идущим в тихой смене,
За то, что вместе мы на грани снов скользим,
За то, что и они, как я, — причастны тени.

В.Я.Брюсов, 4–5 октября 1899 г.