Сейчас бывает так: напишет человек одну книгу, она выстрелит, а потом больше и нет ничего. Наверное, талант определяется не только количеством, но и РАЗНООБРАЗИЕМ. Скажем, если автор известен только любовным романом или фантастической тематикой, это тоже хорошо, но когда один и тот же автор может удивлять снова и снова — это куда ценнее.
Четыре книжных блогера: С книгой в обнимку, Аннушка и масло, Ветер в книгах, Кот-книголюб — затеяли флешмоб под названием "Многоликий 20 век".
Много лиц — это не ли повод поговорить о писателях, которые могут вас удивить. Кто удивил меня в последнее время, ведь я думала, что знаю творчество этих писателей 20 века?
1. Рэй Брэдбери. Книга 1992 года
Что вы знаете о Брэдбери? Это писатель-фантаст. Он пишет умную фантастику, где обязательно нужно задуматься о человечности, гуманизме, будущем. Кто-то знает хорошо рассказы ("Вельд" и другие), кто-то читал "451 градус по Фаренгейту". Есть произведения и без фантастики с вполне реальными героями и событиями ("Вино из одуванчиков"). Но к нибудь слышал о Брэдбери как о писателе-юмористе? Причем с таким характерным английским юмором?
Книга "Зеленые тени. Белый кит" заставила меня ...смеяться! А смеюсь я нечасто над книгой. Вообще цель этой книги — познакомить нас с суровым ирландским народом.
"И мы покатили по необъятному зеленому ломберному столу Ирландии.
— Какая красота! — восклицала Лиза, глядя на проносящиеся мимо холмы.
— Какая погода! — восхищался Том.
— Не обманывайся, — предупредил Джон. — Вид отличный, но дождь идет двенадцать дней из десяти. Вскоре ты перейдешь на виски, как я!
***
— Ну как, еще не разгадал загадку ирландской души? — спросил Финн.
— Ирландцы — это кроссворд без номеров, — ответил я.
***
— Ты когда-нибудь думал, Финн…
— Стараюсь обходиться без этого".
Читать надо не торопясь, небольшими порциями, по 2-3 главы.
Здесь есть и где посмеяться, и пофилософствовать, и посочувствовать.
Мне особенно запомнились главы про охотничьи свадьбу и неудавшийся поджог усадьбы!!!
Стиль, язык, юмор (больше чёрный), конечно, большая заслуга переводчика Арама Оганяна. Спасибо и ему тоже!
2. Арчибальд Кронин. Книга 1933 года
С Крониным я встретилась однажды. "Замок Броуди" —суровое, трагическое произведение. Мне казалось, что Кронин весь такой. Каково же было моё удивление узнать, что Кронин —тонкий психолог в области любви. Сейчас уже так почти не пишут.
"Девушка с букетом гвоздик" — книга для девочек, которые любят про любовь. Любовный треугольник! Какая избитая тема?! Но как точно в развитии показано ЗАРОЖДЕНИЕ любви всего на 100 страницах! Взгляды, намёки, жесты, прикосновения, слова, общие интересы, и мы как будто становимся живыми участниками таинства под названием "любовь".
Я думала, что знаю Кронина, значит последуют разбитые судьбы, опаленные сердца... А вот и нет! Оказывается, не всегда в любовной драме следует конец Ромео и Джульетты.
"Она остро осознавала тот факт, очевидный, но иногда упускаемый из виду, что жить хорошо".
3. Даниил Гранин. Книга 1973 года.
Так, будем честными. Что я знала про Гранина до этого? Что это автор "Блокадной книги" и романа о физиках "Иду на грозу". Значит, война и наука — главные темы ленинградского писателя? Ан нет. И снова о любви.
"Дождь в чужом городе". Сразу скажу, что фильма (он тоже есть) я в свое время не смотрела, да и не помню, что это был популярный фильм на ТВ.
А рассказ так перекликается с классиками. Вроде ничего не сказал, но, раз опять об этом, значит, это правда, значит, в жизни так и бывает.
Гранин показывает мужчину, который, как часто бывает, хочет усидеть на двух стульях: не уходит от жены, несмотря на связь с другой женщиной. Она хочет женского счастья: встречать мужа с работы, готовить для него. А что нужно Чижегову? Неслучайно в книге Чижегов читает чеховскую "Даму с собачкой". Не получается у него решиться на поступок.
Одна из героинь так говорит о Чижегове:
— Может, в чём другом ты умник, а тут ты дурень. Живешь ты, чувствуя как убогий. Глаза есть, уши есть. а душа глухая и слепая.
Вспомнились мне слова из повести А. Куприна "Олеся". Олеся об Иване Тимофеевиче:
"...человек вы хотя и добрый, но только слабый... Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь. Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете".
Сколько таких мужчин "с ленивым сердцем" в русской литературе! Они не способны взять ответственность за себя и за свою любовь? "Асю" Тургенева в этот список включить тоже можно.
"Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы, но я храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила мне из окна. Он до сих пор издает слабый запах, а рука, мне давшая его, та рука, которую мне только раз пришлось прижать к губам моим, быть может, давно уже тлеет в могиле..."
Чижегов, упустив любовь, тоже хранит воспоминания: замерзая река, скрипучие мостки.
Правда, в финале звучит такая формулировка: "Обычная история".
Все это для таких, как этот Степа, "обычная история". Ну, тут Чижегов недалеко ушел от героев Тургенева или Бунина.
"Впрочем, я должен сознаться, что я не слишком долго грустил по ней; я даже нашел, что судьба хорошо распорядилась, не соединив меня с Асей; я утешался мыслию, что я, вероятно, не был бы счастлив с такой женой. Я был тогда молод — и будущее, это короткое, быстрое будущее, казалось мне беспредельным. Разве не может повториться то, что было, думал я, и еще лучше, еще прекраснее?.. И. Тургенев "Ася"
"Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» И, закрывая глаза, качал головой". И. Бунин "Темные аллеи"
Так что вот они, мужчины нашей классики! Во всей красе!
А Гранину спасибо за историю любви. Не ждала, но получила огромное удовольствие.
4. А. Грин. Книга впервые напечатана в 1961 году, дату написания не удалось найти, но думаю, начало 20 века
"Ранчо "Каменный столб".
Первая половина меня прямо заворожила. Я не могла поверить, что это пишет Александр Грин, а не Жюль Верн или Майн Рид. Александр Грин, который всего один раз был за границей, в Египте, а не в Южной Америке, где разворачиваются действия.
Конечно, и Шекспир не покидал Англию, а писал об Италии, почему бы и Грину не описать красочно прерию, опасный просперо, завтрак из яиц нанду и булочки из маниоки?
Тем более, что сюжет поначалу развивается стремительно и по законам приключенческого жанра: есть герой, попавший в беду, есть герои, которые обязательно спасут ТОГО несчастного, преодолев все препятствия. Добрые будут награждены любовью и деньгами, злые наказаны.
И вот во второй части как будто мастерство Грина в этом жанре стало угасать, и уже совсем стали исчезать Рид и Верн, и остался верный себе Грин с добрым мальчиком Робертом (ну, такой Артур Грэй на минималках).
Когда дочитывала эту книгу, не могла отделаться от воспоминаний о книге, в написании которой Грин принимал участие. Это был необычный опыт, где каждая последующая глава писалась новым человеком. "Большие пожары"-коллективный роман-буриме. И вот как раз первую главу с детективной затравкой написал Грин. Вот с "Ранчо" так же: как будто Грин был на старте, как будто дальше кто-то должен быть перехватить палочку и закончить или хотя бы в том же ключе продолжить.
Но это не отменяет моего удивления от прочитанного!
Спасибо за внимание, читатели! Возможно, вы обо всем этом знаете и вас ничем уже удивить нельзя. Но вот у меня случились такие удивления, чему я рада.