Всем привет!) Возможно я сейчас кого-то удивлю, возможно даже шокирую... Несмотря на то, что мотоциклетный мирок сильно скромнее в многообразии марок и моделей в отличии от мира автомобилей, в нём есть ооочень много интересных экземпляров, о которых мы даже представления не имеем...
Японский мотоцикл - это то, что ассоциируется у нас (говорю за себя) с чем-то мощным, четырёхтактным, надёжным и, как правило, спортивным. С теми самыми спортбайками или похожими классами мотоциклов.
Да, возможно у кого-то сразу всплывает в голове образ кроссовых двухтактных японцев с их характерным звуком потомства шуруповёрта и бензопилы, но таких будет меньше, скорее всего. Видели бы вы моё удивление, когда несколько лет назад я узнал о совсем "других" японских мотоциклах, которые как-то не прижились и не дошли полноценно до нашего времени. Говорю я про двухтактные классические дорожные мотоциклы. Один из ярких и самых популярных мотиков этого семейства - YAMAHA RD350.
Во времена, когда сверстники моего отца гоняли на мопедах Рига, а вершиной мотоциклостроения, просто мечтой казалась чехословацкая JAWA 350.634, японцы делали мотоциклы, которые были на две или даже три головы выше.
Те же два цилиндра или (two cylinders), раз уж говорим о далёком иностранном аппарате) Тот самый двухтактный сизоватый дымок из глушителей, из двух глушителей, как на Юпитере и Яве, и очень привычная компоновка двигателя, на которую смотришь и сразу представляешь Яву или Юпитер.
Выглядит до боли знакомо, но когда мы начинаем сравнивать характеристики, то осознание постепенно приходит) Например, мощность данного движка, а это один из самых ранних RD350, составляет внушительные 39 л.с. Для сравнения: на самом мощном из серии Юпитеров (серийных) было что-то около 28. На Яве и того меньше. При этом крутится аппарат спокойно до 7-8 тысяч оборотов. Единственное, в чём Юпитер почти не проигрывает Ямахе, это крутящий момент. На Юпитере 35 н/м, на Ямахе 37,3. При этом опять повторюсь, что сравниваю я одну из первых модификаций RD350 с Юпитером 5, который существенно свежее.
Откуда такая мощность при том же объёме? Сейчас расскажу!
Да, сделано всё сложнее, в обслуживании и ремонте мот, быть может, проблемнее Юпитера, но зато КПД японцы выжали из каждого кубического сантиметра объёма. Здесь уже не один бедолага-карбюратор на два цилиндра, который сильно отбирает мощность, а два полноценных карбюратора – по одному на каждый цилиндр. Настраивать и обслуживать труднее, но зато результат на лицо.
Помимо двух карбов, чего ещё не хватает Юпитеру для таких же характеристик двигателя?
Между каждым карбюратором (причём хорошим, вряд ли это К65)) и цилиндром стоит лепестковый клапан, который не даёт выдавливать топливную смесь обратно в карбюратор. Это также существенно повышает мощность и уменьшает расход топлива. Кстати, это очень к месту, ведь бак на Ямахе на 2 литра меньше и вмещает 16 литров бензака, когда у Юпитера 18 литров.
Выгодно отличает и выдаёт себя за японский мотоцикл наличие системы раздельной смазки. Простыми словами, не нужно мешать масло с бензином при каждой заправке. Масло в нужной пропорции подаётся в карбюратор автоматически. Эту особенность можно отнести и к недостаткам, ведь при выходе из строя, например, маслонасоса, двигатель непременно подпортится, работая на чистом бензине.
По этой причине, чтобы быть спокойнее и не переживать, что маслонасос помрёт, перестанет смазывать цпг и ушатает двигатель, на технике с раздельной системой смазки иногда либо полностью отключают масляный насос и льют масло самостоятельно в бак, либо просто дополнительно немного подливают в бак при рабочем насосе, чтобы быть спокойнее. Например, так часто делают на скутерах Dio и т.д.
Характеристики я вам в целом рассказал. Теперь понятно, что при одинаковых вводных, а именно 350-ти двухтактных двухцилиндровых кубах, старая Ямаха заметно мощнее Юпитера. И это всё, конечно, хорошо, но как она при этих характеристиках едет? Сколько на спидометре? Сколько прёт в конце концов?)
Приборная панель хоть и скромная, но информативнее ижака. Присутствует тахометр, а спидометр размечен до 200 км/ч, что не является какой-то шуткой инженеров как, например, спидометр до 140 на "инвалидке" при её максималке в 65 км/ч, если повезёт)
При сухой массе в 143 килограмма, что тоже меньше, чем у Юпитера (160 кг) и шестиступенчатой коробкой передач, что тоже очень большой плюс, описываемая в данной статье Yamaha разгоняется аж до 170 км/ч, если верить заводским характеристикам, (а я им охотно верю). Думаю, такие данные вас впечатляют так же, как и меня. Это очень круто. Особенно, если смотреть через призму 73 года, когда в нашей стране с такой скоростью летали только самолёты.
Про самолёты шутка, конечно, но с тем, что это впечатляюще, никто спорить не будет, думаю)
Просто представьте сейчас каким бы мощным и быстрым казался этот RD350, если бы попал в СССР, например, в 1972 году, когда на дорогах были Юпитер 2 и Планета 3 с их большей массой и почти вдвое меньшей мощностью... Этот аппарат казался бы просто ракетой) Да, как раз тогда начинали появляться легендарные Планеты Спорт, те самые "злые псы", но даже они в свои лучшие годы, с японским, кстати, карбюратором Mikuni были менее мощные и не ехали так быстро...
Чуть не забыл про наличие дискового тормоза на переднем колесе. Для того времени это тоже очень солидно. Даже на нашем ПС такого не было.
Также не стоит забывать, что именно поршни с Yamaha RD350 часто ставят на Юпитеры, когда их тюнингуют. Добавляют ещё лепестковые клапана, второй карбюратор, дорабатывают цилиндры и получается из ижака та самая RD350.
Почему это нельзя было сделать на заводе в каком-нибудь 1973 году - остаётся загадкой) Буду рад выслушать ваши мысли по этому поводу в комментариях.
Очень бы хотелось прокатиться на данном аппарате, разбирать его и удивляться, как же он похож внутри на Юпитер (или удивляться тому, что наоборот не похож). В общем, очень интересный мотоцикл. Особенно для тех лет. Особенно для человека, выросшего в СССР или незадолго после него. Спасибо огромное за прочтение статьи!) Надеюсь, что-то узнали и было интересно. Скоро снова увидимся)