Проект Rail Baltica обещает связать Литву, Латвию и Эстонию высокоскоростной железной дорогой, позволяя жителям и грузам перемещаться с беспрецедентной скоростью по маршруту в 870 км. Но многие задаются вопросом: разумна ли цена этого амбициозного проекта — 24 млрд евро, особенно учитывая значительное увеличение сметы с начальных расчетов?
Чтобы понять, является ли Rail Baltica неразумно дорогим проектом или же его цена вполне оправдана, нужно сравнить стоимость его строительства с другими железнодорожными проектами в Европе и остальном мире.
Rail Baltica и другие Европейские проекты
HS2 (High Speed 2) в Великобритании: Один из самых дорогих железнодорожных проектов в Европе. Стоимость первой фазы HS2 составит более 40 миллионов евро за километр, и это только на маршруте между Лондоном и Бирмингемом. Строительство дороги, проходящей через густонаселенные регионы и сложные ландшафты, требует значительных расходов на инфраструктуру и землю. Это пример, где стоимость Rail Baltica, 27,6 млн евро за километр, выглядит умеренной на фоне более дорогих европейских аналогов.
LGV Est в Франции: Эта высокоскоростная железная дорога, соединяющая Париж и восток Франции, обошлась примерно в 24 млн евро за километр. Франция давно славится своим опытом в строительстве TGV (trains à grande vitesse), и LGV Est — относительно недорогой проект на европейском фоне. Тем не менее, Rail Baltica лишь незначительно превышает этот показатель, что делает проект вполне приемлемым по сравнению с французскими проектами.
Железные дороги в Германии: В Германии новые высокоскоростные магистрали обходятся примерно в 30-35 млн евро за километр. Внутри страны стоимость строительства тоже зависит от плотности населения и ландшафта, а также от затрат на охрану окружающей среды, что часто удорожает проекты. Rail Baltica находится в рамках этих стандартов, не сильно отличаясь от аналогов на континенте.
Rail Baltica и мировые аналоги
Китай: Здесь стоимость строительства новых высокоскоростных железных дорог составляет примерно 17-21 млн евро за километр — значительно дешевле, чем в Европе. Низкая стоимость объясняется оптимизацией труда, более гибкими законами о землепользовании и централизованным управлением, что позволяет значительно снизить расходы. При этом Китай действует быстрее: проекты, подобные Rail Baltica, могут быть завершены в два раза быстрее. Для ЕС, с его строгими экологическими и трудовыми стандартами, это практически нереально.
США: Строительство высокоскоростных железных дорог в США только набирает обороты, но цены тут еще выше: прогнозируемые затраты на такие проекты достигают 50-70 млн евро за километр, что делает Rail Baltica поистине экономичным проектом на фоне американских. Сложности с получением земли, высокие цены на рабочую силу и проблемы с экологическим регулированием делают высокоскоростные проекты в США дорогими и долгими.
Причины высокой стоимости Rail Baltica
Откуда же такие расходы? Во-первых, это сложная инфраструктура, проходящая через три страны, каждая со своим законодательством и экологическими стандартами. Кроме того, высокая стоимость проектирования и строительства связана с необходимостью адаптировать Rail Baltica к европейской колее 1435 мм вместо широкой балтийской колеи 1520 мм, что требует полной перестройки путей.
Значительные суммы также идут на преодоление бюрократических препятствий и соблюдение норм безопасности, что удорожает проект по сравнению с аналогичными в Азии. Впрочем, часть наблюдателей предполагает, что высокие затраты связаны и с недостаточной прозрачностью проекта, возможным завышением цен подрядчиками, а также удлиненными сроками строительства.
Будет ли Rail Baltica завершена к 2030 году?
Согласно текущему плану, строительство Rail Baltica должно завершиться в 2030 году, но уже сейчас проект серьезно отстает от графика. Вначале предполагалось построить двухпутную дорогу, но бюджетные ограничения и технические сложности привели к решению строить однопутный путь. Это вызвало волну критики и спекуляций о целесообразности проекта, учитывая, что это может повлиять на его пропускную способность.
Rail Baltica: Инвестиции или «черная дыра» бюджета?
На фоне глобальных аналогов Rail Baltica действительно не выглядит таким уж дорогим проектом. Однако его стоимость и сроки строительства вызывают сомнения и беспокойство у многих налогоплательщиков ЕС. Поддержка НАТО и ЕС, вероятно, объясняет такой масштаб субсидий, ведь проект имеет стратегическое значение, обеспечивая быстрый доступ к балтийскому региону на случай конфликта.
Тем не менее, отсутствие прозрачности и четких планов по контролю бюджета и сроков выполнения бросает тень на проект, что заставляет задаваться вопросом: не превратится ли Rail Baltica в еще один долгострой?
Есть мнение, что сравнивать Rail Baltica с газопроводом «Северный поток – 2», который стоил 9,5 млрд евро, бессмысленно — это совершенно разные инфраструктурные проекты с разными требованиями к земле, материалам и времени строительства. Возможно. А возможно что и нет.