Калмыцкое ханство, существовавшее в период с 1633 по 1771 год, являлось преемницей таких непримиримых противников России, как Ногайская Орда и Ойратское ханство. Но история распорядилась так, что став государственным образованием с составе Русского государства (а потом и Российской империи), именно калмыки стали надёжной опорой русского государя. И уже по его приказу принимали участие в огромном количестве боевых действий против своих вчерашних союзников.
Помимо войн и взаимных походов, отправная точка этой истории – это конец XVIвека. Именно тогда русские дружины, вошедшие в Сибирское ханство, соприкоснулись с ойратами, кочевавшими по Иртышу. «Соприкосновение» - очень политкорректный термин, так как в 1606 году сражения приняли постоянный характер. Но уже к 1608 году многие калмыки поняли, что противостоять абсолютно новой силе бессмысленно и отправились в Тару для переговоров.
После достижения предварительных договорённостей, послы были отправлены в Москву, где с распростёртыми объятиями приняты Василием Шуйским – тогдашним царём Русского государства. И, судя по всему, переговоры прошли максимально успешно, так как в 1609 году большая часть калмыцких родов добровольно перешла под руку Москвы.
Не согласен был только достаточно крупный правитель Калмыцкого ханства – Хо-Урлюк (предводитель торгутов). Он не стал признавать власть русского царя. Но, так как ничего не мог сделать против огненного боя и тактики насаждения острогов, в 1628 году ушёл прочь и смог покорить большую часть Ногайской Орды, так как обладал внушительной силой в 50 тысяч кибиток.
Теперь, для установления объективной картины мира, мы должны просмотреть отдельную «торгутскую» ветку этой истории хотя бы в несколько абзацев.
Для понимания: кибитка – это кочевой дом отдельной семьи. И чаще всего одна кибитка могла предоставить 2-3 воина для своего хана, что автоматически делало Хо-Урлюка предводителем воинства в 100-120 тысяч луков.
С 1633 года Хо-Урлюк властвовал над всем пространством бывшей Ногайской Орды. Но тут произошло то, что до сих пор не могут объяснить историки – знатный калмык оставил на завоёванной земле своего сына вместе с большей частью торгутов, а сам отправился на Северный Кавказ и на Волгу, где был втянут в длительную междоусобную войну, которая продолжалась и после его смерти.
В 1660-е годы в пределах Калмыцкого ханства и в низовьях Волги поселились ойратские переселенцы – зюнгары, дербеты и хошуты. К непокорным торгутам присоединился и улус Кундулен-Убуши, что увеличило общее количество кибиток ещё на 3 тысячи.
Совсем по-другому развивалась история других калмыцких родов. И тайша Кугонай Тубиев вполне себе спокойно кочевал под властью московского царя, начиная с 1607 года, постепенно заражая своим примером других калмыцких правителей. Москва, к слову, установила весьма скромную плату за право называться российскими подданными – дань, собираемую верблюдами и лошадьми.
Через половину века калмыки уже были частью Российской империи и получили разрешение кочевать по Волге. И уже на правах полноправных подданных приняли участие в ряде сражений против Речи Посполитой и Крымского ханства, став столь необходимой стремительной и точной лёгкой конницей.
Этому прошествовала одна знаковая акция – многие калмыцкие тайши, чтобы доказать свою преданность русской короне, сами отправили в Москву почётных пленников-аманатов. Это было нужно для того, чтобы доказать всем и каждому: «Несмотря на воинственное прошлое никто из калмыков больше не хочет воевать против русских». Это привело к тому, что в 1664 году было официально утверждено Калмыцкое ханство, а центральный правитель по имени Мончак получил все необходимые российские символы государственной власти.
К началу XVIIIвека Калмыцкое ханство уже считалось одним из крупнейших этнополитических образований в России. Здесь, «на местах», присутствовал и большой бюрократический «царский» аппарат и, одновременно, «национальный штат» служителей и чиновников при хане. При этом хан проводил весьма самостоятельную политику по отношению к соседям. И был заинтересован в поддержании мира с Джунгарским ханством и Китаем.
В 1696 году калмыцкое войско внесло свой существенный вклад во взятие Азова. Да и Северная сторона не осталась в стороне для этого славного степного народа, ибо калмыцкие полки (в том числе) приняли участие в Полтавской битве 1709 года.
Калмыки были верными союзниками русских государей, памятуя о своей клятве. Именно поэтому, когда вспыхнуло Астраханское восстание 1705-1706 года, Булавинское восстание 1708 года и Башкирское восстание 1710 года, приняли активное участие в подавлении повстанцев.
Кстати, в 1704 году, в Калмыцкое ханство прибыли самые настоящие Чингизиды – Ишим, Байбулат и Хасан, что значительно усилило позиции русской короны в указанном регионе. А когда у каракалпаков умер хан Жангир, они фактически стали вассалами.
В 1714 году калмыцкие силы принимают участие в совместных боевых действиях с Китаем против Джунгарского ханства. И в 1750 году сразу два народа со своими землями – хойты и дербеты перешли под начало калмыцкого правителя.
«Розмирие» случалось и с Москвой. Так, несогласные с имперской политикой и правлением Екатерины II, многие калмыцкие улусы приняли решение откочевать с Урала в северные земли цинского Китаем. Правительство Екатерины II попробовало воспрепятствовать перемещению столь большой массы подданных, при помощи сборных сил подконтрольных казахских жузов, оренбургского гарнизона и яицких казаков. Но воспрепятствовать не получилось – калмыки смели новосозданную Яицкую линию обороны (в частности такие крепости, как Сорочиковая, Калмыковая и Кулагинская, а также целый ряд форпостов).
Усилия оренбургского генерала М.М. Траубенберга также не увенчались успехом с учётом зимнего времени и «плавания» на местности. Более того, не удалось установить взаимодействие с иррегулярным ополчением казахских жузов, что позволило огромной массе калмыков примерно в 33 тысячи кибиток (около 140 тысяч человек) покинуть свои исконные территории и перейти под власть Цинского императора (примерно половина погибла во время семимесячного перехода).
Не стоит считать, что 33 тысячи кибиток – это подавляющая часть калмыцкого народа. Нет, многие нойоны остались под властью России, так как привыкли кочевать по Северному Кавказу, Волге, Дону и Яику. Но ослабление Калмыцкого ханства было столь существенным, что его упразднение в октябре 1771 года стало чем-то закономерным и осмысленным. Да, было короткое восстановление Калмыцкого ханства при Павле I в 1800 году. Но уже в 1803 году, указом Александра I это внутреннее государственное образование было упразднено окончательно.
Несмотря на это стоит признать, что Калмыцкое ханство было одним из самых развитых в регионе, управлялось особым Степным уложением, а также было объединено религией буддизма. При этом власть хана ограничивалась высшей судебной инстанцией «Зарго» (что и переводится как «суд») и ханским советом, что было очень прогрессивно по меркам обсуждаемого времени.
Не менее прогрессивным виднелось и всеобщее «школьное» образование – практически все дети умели писать, читать, а так же имели в своём запасе знания по богословию, медицине, астрологии, астрономии, географии, истории и арифметике благодаря деятельности большого количества бакши – учителей.
Главное оружие калмыка, несмотря на всеобщее распространение огнестрельного оружия – лук и стрелы. Но в армии были и свои воины вооружённые ружьями, и даже свои собственные артиллерийские подразделения, которые не только перевозили пушки на обученных верблюдах, но и даже стреляли, не снимая с горбов, переводя животное в лежачее положение. Главное оружие ближнего боя – длинное копьё в 3-4 метра с вытянутым и узким наконечником, а так же классическая изогнутая сабля для рукопашной.
Если уж добивать тему кибиток, то известно, что на пике своего могущества Калмыцкое ханство могло похвастать около 70 тысяч калмыцких и около 30 тысяч ногайских кибиток, а общее население переваливало за отметку в 500 тысяч человек в период с 1672 по 1724 годы. А это – очень и очень большой показатель по меркам времени.
С уважением, Иван Вологдин
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.
Прошу обратить внимание и на другой наш проект - «Серьёзная история». В этом проекте будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.