Найти в Дзене
Маша и Медиа

«Каникулы»: трудности взросления

Руководитель школьного театрального кружка из Калуги Татьяна Владимировна (Дарья Савельева) застряла между двумя мирами. Миром детства, где неприемлема фальшь. И миром взрослых, где каждый играет свою социальную роль. - Вы вся такая строгая. Прямо - хочется как-то по струнке вытянуться, - пытается она задеть за живое завуча Марию Генриховну (Полина Кутепова). Мария Генриховна не реагирует, сохраняет лицо. В поездке в Сочи на конкурс со школьным театральным кружком, в котором двенадцать детей разного возраста – от 8 до 14-ти, она тут за старшего. Первый конкурсный показ – на сцене «Питера Пэна» играют конкуренты кружка Татьяны Владимировны. Красивые дети произносят заученные слова механически, волшебству здесь нет места. - Месседж понятен, я б пошла, - не выдерживает Татьяна Владимировна. - Вы как педагог, - останавливает ее Мария Генриховна, - должны понимать, что на сцене дети. И их это может травмировать. Для постановки своего кружка Татьяна Владимировна выбрала произведение «Земляни
"Пионер"
"Пионер"

Руководитель школьного театрального кружка из Калуги Татьяна Владимировна (Дарья Савельева) застряла между двумя мирами. Миром детства, где неприемлема фальшь. И миром взрослых, где каждый играет свою социальную роль.

- Вы вся такая строгая. Прямо - хочется как-то по струнке вытянуться, - пытается она задеть за живое завуча Марию Генриховну (Полина Кутепова).

Мария Генриховна не реагирует, сохраняет лицо. В поездке в Сочи на конкурс со школьным театральным кружком, в котором двенадцать детей разного возраста – от 8 до 14-ти, она тут за старшего.

Первый конкурсный показ – на сцене «Питера Пэна» играют конкуренты кружка Татьяны Владимировны. Красивые дети произносят заученные слова механически, волшебству здесь нет места.

- Месседж понятен, я б пошла, - не выдерживает Татьяна Владимировна.

- Вы как педагог, - останавливает ее Мария Генриховна, - должны понимать, что на сцене дети. И их это может травмировать.

Для постановки своего кружка Татьяна Владимировна выбрала произведение «Земляничное вино» (аллюзия на «Вино из одуванчиков» Рэя Бредбери). По формальному признаку – упоминание слова «вино» в названии спектакля – его могут снять с конкурса. Один из орговиков предлагает альтернативу - «Земляничный напиток». Приходится соглашаться, а иначе - зачем же сюда ехали вообще. Татьяна Владимировна еще не знает, что эти гастроли последние, театральный кружок закрывают. В стране кризис, и руководство школы посчитало, что содержать его дальше - экономически нецелесообразно.

На генеральной репетиции дети ломают на сцене пианино. Собрав его по частям, Татьяна Владимировна, как ни в чем не бывало, продолжает прогон. Но пианино – не единственное, к чему участники постановки относятся демонстративно небрежно. Костяк театрального кружка – подростки, и гормональные перепады сопровождаются постоянными ссорами и буллингом.

Несмотря на замену исполнительницы главной роли прямо накануне конкурсного показа (в наказание за буллинг) и еще одну незапланированную смену состава уже в ходе выступления, дети успешно справляются с задачей. Они хорошо усвоили уроки Татьяны Владимировны, которая учила их понимать свою роль, героя, его мотивацию, действия и слова.

Но жюри бескомпромиссно. Пытаясь разобрать постановку, председатель жюри, литературный исходник явно не читавшая, искренне уверена, что основной конфликт произведения и постановки, заключается в том, что подруга главного героя уезжает. Но «конфликтик-то слабенький», да и тема, как герой справляется с проблемой, не раскрыта, добавляет она.

- Если вы взяли не самого сильного автора, вы как режиссер возьмите и дожмите… Хочется отметить детей, но мы не можем одобрить этот ваш вектор. Все-таки диплом нашего конкурса – определенная планка. Это, если хотите, лакмусовая бумажка, - резюмирует председатель жюри.

Итоги конкурса – это действительно лакмусовая бумага, показывающая истинное устройство детского театрального сообщества (только ли его?). Призы здесь даются не за талант и попытку копнуть глубже – в переживания, осмысление подростком устройства мира, а за соответствие неким рамкам и стандартам. Детский спектакль должен внушать оптимизм, дети в нем должны быть детьми, верить в волшебство. А в реальности – им придется еще не раз столкнуться с поражениями и несправедливостью.

- Если бы у меня сейчас были 30 тысяч рублей, мы с детьми могли поехать вместо церемонии награждения в «Сочи-парк», - говорит Мария Генриховна.

- То есть вы считаете, что когда рушатся надежды, надо в цирк идти? – спрашивает ее Татьяна Владимировна, но вопрос этот, скорее, риторический.

Фильм «Каникулы» дебютантки Анны Кузнецовой получил главный приз фестиваля авторского кино «Маяк» в октябре 2023-го. Кинокартина год добиралась до проката год, и, к счастью, на пути к зрителю с ней не произошло никаких метаморфоз. После показа на «Маяке» и в интервью Кузнецова говорила, что «Каникулы» - это фильм про взросление, а если быть точнее – о принятии того, что ты взрослый.

Фильм в прокате с 7 ноября.