Найти в Дзене
Ульяна и книжный шкаф

"Гойя, или тяжкий путь познания" - нескучный исторический роман (отзыв о романе Л. Фейхтвангера)

Исторические романы бывают очень увлекательны. Помню, как взахлёб читала «Таис Афинскую» И.А. Ефремова, завороженная таинствами древних культов, мощью единения человека с природой, собственными чувствами и чутьем. Бывают они и невероятно мрачными и скучными, как «Спартак» Р. Джованьоли. Но «Гойя, или тяжкий путь познания» Лиона Фейхтвангера открыл мне еще одну сторону исторических романов: они могут быть чтением очень личным и глубоким, похожим на доверительный разговор с человеком, который жил несколько сотен лет назад, но, благодаря мастерству автора, будто бы сидит за соседним столом. Вдохновившись яркой судьбой и смелым по тем временам творчеством Франциско Гойи, Лион Фейхтвангер создает художественную биографию писателя, начинающуюся, что примечательно, не с первых шагов живописца в искусстве, а с его первой встречи с герцогиней Альба, женщины капризной и своенравной. Автор сразу дает понять читателю, что Гойя интересует его прежде всего как человек, глубоко чувствующий, ранимый и

Исторические романы бывают очень увлекательны. Помню, как взахлёб читала «Таис Афинскую» И.А. Ефремова, завороженная таинствами древних культов, мощью единения человека с природой, собственными чувствами и чутьем. Бывают они и невероятно мрачными и скучными, как «Спартак» Р. Джованьоли. Но «Гойя, или тяжкий путь познания» Лиона Фейхтвангера открыл мне еще одну сторону исторических романов: они могут быть чтением очень личным и глубоким, похожим на доверительный разговор с человеком, который жил несколько сотен лет назад, но, благодаря мастерству автора, будто бы сидит за соседним столом.

Фото: Козынцева У.
Фото: Козынцева У.

Вдохновившись яркой судьбой и смелым по тем временам творчеством Франциско Гойи, Лион Фейхтвангер создает художественную биографию писателя, начинающуюся, что примечательно, не с первых шагов живописца в искусстве, а с его первой встречи с герцогиней Альба, женщины капризной и своенравной. Автор сразу дает понять читателю, что Гойя интересует его прежде всего как человек, глубоко чувствующий, ранимый и мудрый. Автор прослеживает зарождение его страсти к Каэтане Альба, его попытки сохранить себя в творчестве и удержать расположение возлюбленной, сохранить должность первого королевского живописца и не замараться в политике. Его сомнения и муки выбора переданы в романе настолько точно, что ты сам невольно проникаешься ими.

У Л. Фейхтвангера и его героя оказалось много общего. Как Гойя – живописец кисти, так Фейхтвангер – живописец слова. Его герои живые и красочные, они меняются, с каждой главой обзаводятся новыми чертами, их образ становится более четким и индивидуальным. Все, о чем пишет автор, получается живым и зримым. Процесс творчества и вдохновения, момент зарождения идеи, рост художника, творца над собой и своими предыдущими произведениями описаны весьма правдоподобно. По крайней мере я, когда пишу, чувствую нечто похожее. Любопытно, что для Гойи (и, вероятно, для Фейхтвангера) творчество было инструментом борьбы со страхом. Художник пишет, потому что мысли, образы, видения рвутся наружу и ему необходимо это выразить. Когда читаешь роман, становится понятнее, что имеют в виду писатели, говоря, что не могут не писать.

Понравились мне и исторические зарисовки, которые не перегружали текст лишними достоверными подробностями, но при этом помогали почувствовать время и обстоятельства, сопутствовавшие становлению Гойи как художника и человека. Аутодафе, таверны, светские приемы, махо и махи, их жизнь и обычаи – Фейхтвангер ненавязчиво вписывает историю Испании 19 века в историю жизни Гойи, подчеркивая, что живописец неотделим от своего народа, она пропитывает его и заставляет расти. Фактографические вставки не отвлекали внимание от сюжета, а делали его более глубоким и красочным, вписывали происходящее в реальную жизнь. И это ощущение при чтении исторического романа было для меня непривычным.

Читая книгу, я долго не могла понять, о каком познании говорило её название. Пусть Гойи действительно был труден, сопряжен с многочисленными потерями, жертвами и уступками. Но познание? Оказалось, что именно переход художника чистого искусства к политической игре, проявление неравнодушия к будущему и настоящему своей страны, по Фейхтвангеру, является признаком зрелости и мудрости человека, когда сказать или, в случае с Франсиско Гойей, показать правду для человека становится важнее, чем собственное благополучие и безопасность. Именно этот духовный рост помогает художнику создать «Капричос» - произведение смелое и уникальное в своем роде.

На протяжении всего романа я испытывала большое сочувствие к герою. Несмотря на его стойкость и сопротивляемость испытаниям, несмотря на истину, к которой в финале приходит Гойя: «жизнь, сколько её ни кляни, все-таки стоит того, чтобы её прожить. И всегда будет того стоить», - несмотря на все это, он казался мне глубоко несчастным человеком. Удовлетворение жизнью и счастье он испытывал лишь в объятиях Каэтаны Альба и перед мольбертом, но мгновение заканчивалось, и его снова окутывали страх неуверенность и постигшая героя к старости глухота. Да, он был новатором с своей области, создал удивительные произведения, но какую цену он за это заплатил?

«Гойя, или тяжкий путь познания» заслуживает вашего внимания, даже если вы не расположены читать исторические романы. Л. Фейхтвангер смог создать из сухих фактов захватывающую историю становления творца и человека, провести читателя путем мук творчества и выбора, показать, как человек обретает силу и мудрость. Не могу сказать, что роман читался легко, но время, проведенное с ним, было приятным и успокаивающим. Как раз то, что нужно, для долгих осенних вечеров.

Роман Л. Фейхтвангера я решила прочитать в рамках марафона "Нескучные биографии", проводимого на канале "Библиография". Советую вам обратить внимание на этот канал - там часто проводятся интересные марафоны. Лично для меня канал Галины является неисчерпаемым источником информации об интересных книгах, и многое из того, что я прочитала после её положительного отзыва, мне тоже понравилось.

Нравится ли вам читать исторические романы?

Читайте и другие отзывы: