Найти в Дзене
filokrat gnozius

Ультраимпериализм: Раздел II. Часть 1. Глава 4. 4.5.8. Государство и государственный аппарат с точки зрения коллективного сознания

4.5.8. Государство и государственный аппарат с точки зрения коллективного сознания Люди могут объединиться и образовывать достаточно устойчивые во времени группы по признакам, не являющимся экономическими (например, отношением к собственности). Например, это могут быть религиозные группы, фанаты футбольных клубов или какие угодно объединения. При том, что члены этих сообществ могут принадлежать к разным классам, но действовать в определённых ситуациях они будут не в интересах своих классов, а в интересах своей группы. Потому что они соотносят себя с ними, имеют общее коллективное сознание. И сложность анализа современного общества с точки зрения определения его сознания в том и состоит, что наравне с доминирующим общественным сознанием, определяемым общественными бытием и соответствующим текущему социально-экономическому устройству общества, в обществе существуют лица и группы лиц, которые являются носителями иного сознания. Иногда противоречащего общепринятому. Самое большое, сложное

4.5.8. Государство и государственный аппарат с точки зрения коллективного сознания

Люди могут объединиться и образовывать достаточно устойчивые во времени группы по признакам, не являющимся экономическими (например, отношением к собственности). Например, это могут быть религиозные группы, фанаты футбольных клубов или какие угодно объединения. При том, что члены этих сообществ могут принадлежать к разным классам, но действовать в определённых ситуациях они будут не в интересах своих классов, а в интересах своей группы. Потому что они соотносят себя с ними, имеют общее коллективное сознание.

И сложность анализа современного общества с точки зрения определения его сознания в том и состоит, что наравне с доминирующим общественным сознанием, определяемым общественными бытием и соответствующим текущему социально-экономическому устройству общества, в обществе существуют лица и группы лиц, которые являются носителями иного сознания. Иногда противоречащего общепринятому.

Самое большое, сложное и устойчивое объединение людей известное нам - это государство.

Государственный аппарат не может быть классом с т.з. марксистской классификации. Он всего лишь надстройка, инструмент подавления и проведения воли господствующего класса. Но значит ли это, что у него, как у большой группы (организованной группы!) людей или разных групп внутри него, нет своих интересов отличных от правящего класса?

В отличие от обычных механических инструментов, государственный аппарат состоит из живых разумных людей, обладающих своей волей и имеющих свои интересы. Если мы признаём, что групповое сознание (так же как групповые интересы) может возникать у тех или иных организованных групп людей, то и у людей, образующих государственный аппарат, оно обязательно возникнет.

Да часть аппарата может выражать и проводить волю разных групп буржуазии. Как и волю пролетариата, если он оказывает достаточное воздействие. А он оказывает, даже если не предпринимает активных сознательных действий.

Но с укрупнением и что важнее - усложнением государственного аппарата, должна неизбежно возникать внутренняя субъектность, осознание своих специфических интересов. И самый первый такой интерес - это самосохранение. Живучесть бюрократии вошла уже в фольклор.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

К СОДЕРЖАНИЮ