Найти в Дзене
filokrat gnozius

Ультраимпериализм: Раздел II. Часть 1. Глава 4. 4.5.3. Возникновение классового сознания. Условие 3: общие интересы и угрозы.

4.5.3. Возникновение классового сознания. Условие 3: общие интересы и угрозы. Конечно для возникновения классового сознания недостаточно иметь общие признаки, позволяющие формально идентифицировать принадлежность определённого человека к классу. Так же, как недостаточна и формализация социальных границ. Для возникновения группового сознания необходим также общий группой интерес. Прежде всего экономический. Здесь следует различать общее интересы и одинаковые интересы. У каждого члена какой-то группы людей могут быть одинаковые, совпадающие интересы. Скажем, увеличение своего благосостояния. Или сохранение его на существующем уровне. Но одинаковые интересы не столько объединяют людей, сколько разъединяют, делая их конкурентами. Поэтому для самосознания группы, как единого целого, необходимо, чтобы конкуренция внутри неё была не столь острой, как конкуренция между другими группами/классами. То есть когда межгрупповая конкуренция будет выражается (и осознаваться) как угроза равно ко всем ч

4.5.3. Возникновение классового сознания. Условие 3: общие интересы и угрозы.

Конечно для возникновения классового сознания недостаточно иметь общие признаки, позволяющие формально идентифицировать принадлежность определённого человека к классу. Так же, как недостаточна и формализация социальных границ. Для возникновения группового сознания необходим также общий группой интерес. Прежде всего экономический.

Здесь следует различать общее интересы и одинаковые интересы.

У каждого члена какой-то группы людей могут быть одинаковые, совпадающие интересы. Скажем, увеличение своего благосостояния. Или сохранение его на существующем уровне. Но одинаковые интересы не столько объединяют людей, сколько разъединяют, делая их конкурентами.

Поэтому для самосознания группы, как единого целого, необходимо, чтобы конкуренция внутри неё была не столь острой, как конкуренция между другими группами/классами. То есть когда межгрупповая конкуренция будет выражается (и осознаваться) как угроза равно ко всем членам группы, а не к отдельным его представителям.

Для того, чтобы эти люди из группы с одинаковыми интересами превратились в коллектив с общим интересом необходимо увязать интерес каждого из них с коллективным. То есть каждый член этой группы должен осознавать, что всё, что хорошо коллективу- хорошо и ему. Таким образом, из просто группы индивидуумов, собранных вместе, получается нечто иное, некая новая целостность - коллектив.

Коллектив - это группа людей, объединённая общей деятельностью, имеющая общую цель в качестве результата этой деятельности, где по достижении этой цели каждый член коллектива получает удовлетворение своих индивидуальных потребностей. При том, что достижение указанной цели по отдельности каждым членом коллектива либо невозможно, либо достижимо не таком качестве и количестве, какое оно может быть при действии всего коллектива.

И соответственно угроза коллективу воспоминается как угроза каждому его члену. Именно реагирование на угрозу целостности коллектива является показателем коллективного сознания. Его наличия и его развитости. Чем больше оно развито, чем больше каждый член коллектива осознаёт себя его членом и увязывает свою жизнь с жизнью коллектива как целого, тем больше и сильнее коллектив будет сопротивляться.

Таким образом, диагностировать наличие коллективного сознания можно, только через действие этого коллектива. Как только группа начинает действовать как единое целое для достижения какой-то цели (то есть становится коллективом), то тогда можно говорить о том, что она прибрела субъектность, а значит и сознание.

Это применимо к любым сообществам: семья, деревня, предприятие, государство. Именно поэтому капиталисты используют такие идеологические конструкции как солидаризм или корпоративизм. Они лишь используют (эксплуатируют) уже имеющиеся механизмы объединения и коллективной самозащиты, то общественное (национальное) сознание, которое возникает при появлении национальных буржуазных государств.

А раз так, то приходим к выводу, что общество в целом, в его государственном оформлении, также обладает своим общественным сознанием. То есть осознаёт себя как что-то целое, отличное от других обществ (государств). А, следовательно, и классовое общество имеет, своё сознание.

И как классы не могут существовать сами по себе вне общества и вне отношений и взаимосвязи друг с другом, так и классовое сознание не может существовать вне общественного сознания и не взаимодействовать сознанием других классов.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

К СОДЕРЖАНИЮ