Найти в Дзене
filokrat gnozius

Ультраимпериализм: Раздел II. Часть 1. Глава 3. Господство и насилие.

Глава 3. Господство и насилие. Государство, конечно, это аппарат насилия. Это общество, организованное на насилии. Однако, само по себе насилие, как способ достижения своих целей, не является исключительно прерогативой государственного устройства. И даже не человечества вообще. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на то, как организованы сообщества социальных животных. Там, где есть группа, объединённая в некое сообщество, обязательно должен быть управляющий элемент – вожак. Будь то стая птиц или табун лошадей. Не всегда управление, а точнее сохранение, существующей организации этих групп осуществляется с помощью насилия. Иногда достаточно одной демонстрации агрессии. Иногда управление происходит просто по принципу старшинства. То есть эволюцией выработано несколько вариантов управление группой. В том числе и насилием. И нет никаких оснований для того, чтобы считать, что предки человека будучи ещё животными и далее уже древние человеческие сообщества чем-то отличались в своей

Глава 3. Господство и насилие.

Государство, конечно, это аппарат насилия. Это общество, организованное на насилии. Однако, само по себе насилие, как способ достижения своих целей, не является исключительно прерогативой государственного устройства. И даже не человечества вообще.

Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на то, как организованы сообщества социальных животных. Там, где есть группа, объединённая в некое сообщество, обязательно должен быть управляющий элемент – вожак. Будь то стая птиц или табун лошадей. Не всегда управление, а точнее сохранение, существующей организации этих групп осуществляется с помощью насилия. Иногда достаточно одной демонстрации агрессии. Иногда управление происходит просто по принципу старшинства.

То есть эволюцией выработано несколько вариантов управление группой. В том числе и насилием. И нет никаких оснований для того, чтобы считать, что предки человека будучи ещё животными и далее уже древние человеческие сообщества чем-то отличались в своей организации и методах управления от других социальных животных.

Но ведь стадо слонов или стая волков – это ещё не государство. При том, что есть некоторая иерархия и подчинение. Само по себе подчинение предполагает, что индивид отказывается от части своей воли в пользу другого индивида. Или коллектива. Отказаться он может либо по собственной воле, сознательно, соглашаясь что такое положение будет лучше для него и всего коллектива. Либо вынужден это делать. Последние как раз показывает насильственный характер организации коллектива.

Отличие организации сообществ животных и первобытных человеческих обществ от государства в том, что в животном мире источником господства внутри коллектива является конкретная особь. Но такой метод управления работает в небольших коллективах. Когда общество достигает некоторого размера, власти одного человека уже недостаточно. Он не может контролировать всех сразу, не может быть сразу в нескольких местах.

Более того, чем больше коллектив, тем больше в нём особей, претендующих на место вожака. Это может обернуться бесконечными битвами за первенство. А ещё, в большом коллективе обязательно образуются отдельные группы, которые могут коллективно оспаривать власть вожака, не подчиняться ему и иметь внутри совей группы своего лидера.

Для управления большими коллективами единоличная власть вождя недостаточна. Нужна команда управленцев. То есть людей, которым вождь передаёт часть своей власти. Кроме того, никуда не исчезает необходимость защищать свою территорию и своих людей от соседей.

Такие понятия как «воин» и «война», скорее всего, появляются ещё до того, как человечество перешло к производящему хозяйству. Уж точно до того, как появились первые примитивные государства. То есть во времена охотников и собирателей, когда племенные вожди не редко были и военными вождями. Исследования о связи и приравнивании в сознании древних людей таких занятий как «охота» и «война» известны.

Но это ещё не всё. Вопрос власти не замыкается исключительно только на насилии. Если мы рассматриваем первобытные (и не только первобытные) человеческие сообщества, то не редко власть основывается на авторитете старшего. Первобытные коллективы людей представляли собой прежде всего семейные, родовые общества. И власть в таких сообществах находилась у старшего поколения. У старейшин. Просто по принципу: дети слушаются родителей. И не важно, что у детей уже есть свои дети. Власть эта не носит исключительно насильственный характер.

Да, родитель может наказать ребёнка. Старейшина может наказать члена рода. Но это не имеет отношения к собственности и классовому разделению. Да ребёнок зависим от родителя в плане выживания. Но и становясь способным добыть самостоятельно себе пропитание, он всё равно подчиняется родителю. Потому что тот знает и умеет больше. Хотя по своему физическому состоянию он наверняка уступает более молодым и здоровым членам общины. То же самое касается и фигуры шамана. Его власть - это власть знания.

То есть, кроме непосредственного физического насилия, власть имеет и психологическую, информационную составляющую.

Следовательно, некая вертикаль власти существовала ещё до того, как человечество перешло к производящему хозяйству и создало государства. При этом, члены общества осуществляющие эту власть, скорее всего, не всегда участвовали в трудовой деятельности (добыча пищи) или участвовали ограниченно. И власть эта исходила не из собственности на средства производства. По крайней мере не в общепринятом понимании средств производства.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

К СОДЕРЖАНИЮ