Найти в Дзене
Мила Алич

Особенности драматургии театра Кабуки или сколько править Дональду?

Наверное, каждый так или иначе слышал о театре Кабуки. Нам с вами, как носителям европейской ментальности, будет очень сложно сполна получить эстетическое удовольствие от этого явления без глубокого погружения в это явление, культуру и внутренний мир.
Само слово "Кабуки" произошло от сложения трех иероглифов: "ка" означает песню, "бу" - традиционный японский танец и "ки" - актерское мастерство. Однако это не отражает самой глубинной сути этого явления. На формирование театра сильно повлияли текущие политические процессы тех эпох. А театру Кабуки более 400 лет.
Происхождение театра связывают с известной в то времена танцовщицы Идзумо-но Окуни.. Будучи жрицей синтоистского храма (мико) она была мастером религиозного танца. В те времена существовала практика исполнения танцев служительницами храмов ради получения пожертвований. В один такой день в 1603 году исполняемый Окуни танец вдохновил талантливую танцовщицу на создание особого вида танца, пропитанного символизмом и метафорам

Наверное, каждый так или иначе слышал о театре Кабуки. Нам с вами, как носителям европейской ментальности, будет очень сложно сполна получить эстетическое удовольствие от этого явления без глубокого погружения в это явление, культуру и внутренний мир.
Само слово "Кабуки" произошло от сложения трех иероглифов: "ка" означает песню, "бу" - традиционный японский танец и "ки" - актерское мастерство. Однако это не отражает самой глубинной сути этого явления. На формирование театра сильно повлияли текущие политические процессы тех эпох. А театру Кабуки более 400 лет.
Происхождение театра связывают с известной в то времена танцовщицы
Идзумо-но Окуни.. Будучи жрицей синтоистского храма (мико) она была мастером религиозного танца. В те времена существовала практика исполнения танцев служительницами храмов ради получения пожертвований. В один такой день в 1603 году исполняемый Окуни танец вдохновил талантливую танцовщицу на создание особого вида танца, пропитанного символизмом и метафорами.

О многом происходящем на сцене нужно догадываться.
О многом происходящем на сцене нужно догадываться.

В Японии в те времена существовал собственный вид театрального искусства - театр Но, детище Канъами Киёцугу. Но он был уделом аристократии, привилегией самурайского сословия. По сути он и родился в замке сёгуна Асикага Ёсимицу.
В низу социальной пирамиды японского общества эстетические запросы японского общества удовлетворяли традиционные
саругаку (театрально-песенные представления с элементами сатиры, клоунады, акробатики и танцев) и дэнгаку (сельские представления на свои собственные злободневные аграрные темы). Этакие местечковые культурные междусобойчики, вызывающие чувство снисхождения у горожан.
Таким образом, Кабуки родился, по сути, из храмового искусства. Вероятно, потому он так аутентичен.

Гримы кабуки - отдельное искусство.
Гримы кабуки - отдельное искусство.

Постепенно и аристократия пристрастилась к "храмово-народному искусству". Они не могли "опустится" до того, чтобы войти зрителем в "сельский театр". Обычно они приезжали а палантинах и за приоткрытой занавеской смотрели на действо издалека.
Под звуки барабана и флейты неторопливо развивается действо. Выбеленные лица, заунывное пение, погружающее в медитативное состояние, завязывает сложный сюжет. Иногда воцаряется тишина, нарушаемая репликой актеров:
- Аната ва Танака-сан дэсу ка? Кэса дзисин га атта но о ситтэ масу ка? (Вы - господин Танака? Вы знаете, что сегодня утром было землетрясение?
Дорогие и сложные костюмы создают мистическую обстановку. В театре Кабуки не важны слова.Известный актер театра
Такамацу Мондзаэмон писал: "Если печальное прямо называть печальным, то слово теряет свой глубинный смысл, а под конец и исчезает и чувство печали. Нужно не говорить: "Это печально!", а дать почувствовать боль без слов... Желая достойно похвалить прекрасный вид, надо косвенным образом говорить о разных его особенностях а отнюдь не называть его прекрасным".
Диалог со зрителем идет посредством движений. Пластика актеров Кабуки - это высочайшее мастерство. Интересно, что декорации театра всегда выполнены в меньших размерах по сравнению с оригиналом. Это делается для того, чтобы они не отвлекали зрителя от главного. А главное в театре - это игра актеров.

Кабуки - тонкое эмоциональное искусство.
Кабуки - тонкое эмоциональное искусство.

Это очень непривычная для нас культура. Почему так?
Наверняка вам известно, что в театре Кабуки нет актрис. Там только мужчины. Актеры, играющие женщин (оннагата) годами оттачивают мастерство пластики. Считается, что женщина не в состоянии качественно сыграть женщину в виду своей эгоцентричности. Видите ли, сложно сыграть того, кем ты уже являешься. Ведь у тебя появляется внутренний конфликт. Борьба тебя настоящей и тебя той, которую ты должна сыграть. Подсознательно, в каждой женщине живет инстинкт соперничества. Он иррационален. И потому мешает "примирится" женщине и сыграть "естественную соперницу".
Нам это сложно понять. Мы - иная культура.
Второй причиной стало то, в 1629 году, женщинам официально запретили играть в театре. Талантливые и красивые женщины, получившие популярность, становились предметом преследования мужчин (и средством решения женщинами своих финансовых проблем) и, естественно, причиной жестких разборок и дуэлей аристократов. Это были времена, когда
катана, тати, утигана, вакидзаси, говорили чаще чем танка, а сакура после весенних заморозков, клала на землю меньше лепестков, чем сталь освобождающая героев от оков земного плена.
Голос
нихонто не гас в эхо ни в предгорьях великой Фудзи, ни в "веселых кварталах" пригородов Эдо,

Дабы избежать кровавых разборок между самураями, женщинам запретили играть в Кабуки. Слишком часто они становились причиной распрей. Зачастую и их то никто не спрашивал.
Дабы избежать кровавых разборок между самураями, женщинам запретили играть в Кабуки. Слишком часто они становились причиной распрей. Зачастую и их то никто не спрашивал.

Представление Кабуки - это всегда символизм. Это всегда перфоманс. С первых минут спектакля мы погружаемся в совершенно новый, мистический, целостный и аутентичный мир. Каждая минута представления - это именно активное эстетическое наслаждение, причем не пассивного характера созерцательности. Зритель вовлечен в постоянный процесс разгадывания загадок. Большую часть информации зритель получает в образах. В кабуки для каждого канонического персонажа существует свой базовый тип кимоно. К нему идут дополнительные символы, раскрывающие определенные особенности персонажа.
В Кабуки важно всё: Одежды актеров наполнены символами. Положения рук, походка, мимика, пластика, позы и интонации - все имеет значение. Кабуки наполнен пантомимическими фрагментами. Это всегда тонкая игра на границе реального и не реального. Он наполнен мистицизмом и многозначностью.
Сегунат накладывал множество ограничений на театр. Было запрещено ставить постановки на какие-то реальные события, обыгрывать какие-то политические события, касаться каких-либо решений властей или чиновников. Приходилось искать иные средства выражения, играть на ассоциациях, применять Эзопов язык, прибегать к языку иносказательности и аллегории.

Маски Кабуки и их тематическая смена в процессе игры - особое искусство.
Маски Кабуки и их тематическая смена в процессе игры - особое искусство.

Это потом, после революции Мэйдзи, страна познакомится с пьесами Мольера, Шекспира, Чехова, и настанет эпоха Сингэки и Синпа. Современных форм японского театра, приближенных к европейской школе. Привычных и хорошо понятных нам. Но не имеющих той замечательной эндемичной привлекательности, которую нам дарует качественная этника.
Увы, современный театр утратил много черт Кабуки.
Но зато его черты приобрели многие политические процессы современности.
Увлекательнейшим театром стали для нас выборы президента США. Какие красочные персонажи были подарены нам. Гомерический хохот Камалы Харрис сделал бы честь таким актерам, как
Бандо Тамасобуро V, Мацуносукэ Оноэ, Каварасаки Тодзюро.
И вот, казалось бы, пьеса закончена. Финал. Почти хеппи энд. Европа судорожно отстраняется от всего того, что говорила о трампе еще несколько дней ранее. Кто-то судорожно ищет данные о стоимости недвижимости в Австралии... Кто-то подтирает свои твиты. Мать Урсула окончательно утеряла статус евро
гейши, скатившись до статуса обычной юдзё, когда после всего сказанного о Трампе кидается ему в ноги, обещая покупать больше американского СПГ.
Казалось бы, конец.
Только вот по моему пьеса не закончена. Мы забыли о что байдены-обамы-Харрисы - это всего лишь люди. Есть главное лицо в этом театре - глубинное государство. Которому Д.Трамп бросил на днях вызов.
И представил план в 10 шагов на искоренение "Deep State".

1. «Немедленно переиздайте мой указ от 2020 года, восстановив полномочия президента увольнять недобросовестных чиновников».
2. «Избавьтесь от всех коррумпированных элементов в нашем аппарате национальной безопасности и разведки».
3. «Полностью реформировать суды FISA, которые настолько коррумпированы, что судьям, по-видимому, всё равно, когда им лгут в заявлениях о выдаче ордера».
4. «Разоблачайте мистификации и злоупотребления властью, которые разрывают нашу страну на части».
5. «Начать масштабную борьбу с правительственными информаторами, которые сотрудничают с фейковыми новостями, намеренно распространяя ложные сведения и подрывая наше правительство и нашу демократию».
6. «Сделайте каждую инспекцию независимой и физически отделённой от ведомств, которые она контролирует, чтобы они не превратились в защитников глубинного государства».
7. «Попросите Конгресс создать независимую систему аудита для постоянного контроля за нашими разведывательными службами, чтобы убедиться, что они не шпионят за нашими гражданами и не проводят кампании по дезинформации против американского народа, а также что они не шпионят за чьей-либо кампанией, как они шпионили за моей кампанией».
8. «Продолжить начатую администрацией Трампа работу по переносу части разросшейся федеральной бюрократии в новые места за пределами вашингтонского болота».
9. «Работайте над тем, чтобы запретить федеральным чиновникам устраиваться на работу в компании, с которыми они имеют дело и которые они регулируют».
10. «Предложите поправку к конституции, которая отменит ограничение срока полномочий членов Конгресса».

Вызов брошен. Но что-то не дает мне покоя одна мысль. Сомнения обуревают меня. Не раскрывают своих планов врагу никогда. А теперь все, кто является частью глубинного государства, в курсе, что с ними начинается борьба. И вообще, человек, в которого дважды стреляли, сажали, вели непримиримую войну и обещает расправится с врагами, получает власть?
Или... Или это лишь просто продолжение пьесы Кабуки. Знаете, в эпоху Генроку (1688-1703гг) типичные сюжеты театра Кабуки - это либо что-то связанное с жизнью "веселых кварталов", либо так называемые пьесы "оиэмоно", Или семейные драмы больших богатых семейств. Где в основе сюжета ссоры родственников за имущество, наследство, власть. Но чаще всего всё заканчивается хорошо. Ведь это одна семья. Большая семья. Вы ведь понимаете, о чём я?

Семейные драмы - частая тема постановок кабуки. нечестные родственники, ссоры за власть и наследство, обмани и обиды. Но все в итоге должно закончится хорошо. Вы ведь понимаете меня, правда?
Семейные драмы - частая тема постановок кабуки. нечестные родственники, ссоры за власть и наследство, обмани и обиды. Но все в итоге должно закончится хорошо. Вы ведь понимаете меня, правда?

А может быть так, что то, что мы видим сегодня - это может быть просто театр. И мы видим не победу одних и других. А некий консенсус в большой семье. Где после переживаний крестьяне вернутся на поля к своему рису, военные вернутся в казармы, кузнецы вернутся к мехам. Отдохнувшие и успокоившиеся рыбаки снова выведут свои лодки на промысел устриц, голубого тунца и сайры. Ведь горожане так любят готовить якизакана и татаки!
Ведь все получили заряд эмоций, сбросили напряжение, нашли виновных, заклеймили и "победили". Вот она, целительная сила искусства.
В театре Кабуки есть такая техника -
хиккинуки и буккаэри. Она состояла в том, что в нужный момент одновременно со сменой ритма музыка и света актер дергает за веревочки своего костюма, и он выворачивается, меняет цвет прямо на актере или сбрасывается, уступая место другому. И изначальный персонаж становится другим. Эта техника незаменима, чтобы раскрыть истинный характер загадочного героя или показать его настоящее "я".
И кто знает, куда повернется сюжет пьесы, когда Дональд-сан раскроет свой веер? И ступит на ханамити (дорога цветов, ведущая к сцене), когда спектакль закончится окончательно?

Насколько будут привлекательны герои, когда маски будут сброшены, мы узнаем только в конце пьесы.
Насколько будут привлекательны герои, когда маски будут сброшены, мы узнаем только в конце пьесы.

Или... Или ему придется уйти досрочно. Туда куда его уже пытались отправить дважды.
На этой печальной ноте я покидаю вас в прекрасном ощущении недосказанности, в соответствии с каноническими базовыми требованиями драматургии Кабуки, создающей свою собственную аутентичную эстетизирующую реальность, ступая на собственную "дорогу цветов". Отнюдь не по-европейски счастливую.

-9

Вчера вышла моя статья в Международном русском Проекте "МЫ", и я приглашаю Вас к прочтению первой части небольшого исторического исследования по ссылке:

Национальная элита - ценность и опора государства

Спасибо за внимание, благодарю за "лайки". Буду благодарна за любой репост. График выхода статей: вторник и пятница. И в воскресение, если будет на то время.
Подписывайтесь на канал. Оставайтесь с нами. Давайте размышлять вместе. Проверяйте подписку на канал. Особое
спасибо тем читателям, которые поделятся моим трудом в соцсетях.

Не прощаемся.
Ваша Алич.