Найти в Дзене

Гипотеза независимого приручения кошек у разных народов древнего мира против гипотезы армено-анатолийского центра приручения кошек.

Мы снова поднимаем тему, которую очень трудно разрешить. Где и когда была приручена первая кошка. Здесь данные очень противоречивы. Генетика за одно, а биофизика за другое. Одно говорят летописи, а археология их оповергает. Итак попробуем... нет не разобраться - это невозможно на данном этапе знаний, но хотя бы поставить вопрос и наметить пути решения. Египетское происхождение домашних кошек долгое время считалось очевидным и традиционным. Вся культура Египта держалась на почитании кошек. Здесь и древний полуязыческий культ богини Бастет, затем культы первых христиан с отметиной буквы "М" девы Марии на лбу кошек, и наконец ислам, где отметина буквы "М" стала частью культа Мухаммеда. Египту просто удалось сохранить кошачий культ во время всех завоеваний лишь потому, что все завоеватели Египта были любителями кошек. Египтянам повезло с арабами, которые, будучи мусульманами, полюбили кошек под действием идей пророка Мухаммеда. А арабы были самыми сильными завоевателями. И сегодня в Египт
Оглавление

Мы снова поднимаем тему, которую очень трудно разрешить. Где и когда была приручена первая кошка. Здесь данные очень противоречивы. Генетика за одно, а биофизика за другое. Одно говорят летописи, а археология их оповергает. Итак попробуем... нет не разобраться - это невозможно на данном этапе знаний, но хотя бы поставить вопрос и наметить пути решения.

Верхний ряд: японский бобтейл, викинг норвежская лесная, сиамская, корат, персидская, тибетская (гималайская). Средний ряд: Мэйн кун, сиамская, британский вислоухий, ориентал китаиц, абиссинский рыжий, египетский серый. Нижний ряд: шартрез, бенгальская кошка, сибирский кот, еще один бенгальский кот, ленинградский невский маскарадный кот, Ван.
Верхний ряд: японский бобтейл, викинг норвежская лесная, сиамская, корат, персидская, тибетская (гималайская). Средний ряд: Мэйн кун, сиамская, британский вислоухий, ориентал китаиц, абиссинский рыжий, египетский серый. Нижний ряд: шартрез, бенгальская кошка, сибирский кот, еще один бенгальский кот, ленинградский невский маскарадный кот, Ван.

Проблемность теории египетского происхождения домашних кошек и теории африканского приручения кошек

Наши кошки: чеорная армянка Кайра, желтый египтянин Аббат, серая шартрез Мышуля, ленинградский маскарадный Сим Симыч, белый византиец Юрка
Наши кошки: чеорная армянка Кайра, желтый египтянин Аббат, серая шартрез Мышуля, ленинградский маскарадный Сим Симыч, белый византиец Юрка

Данные за египетскую и африканскую гипотезы

Египетское происхождение домашних кошек долгое время считалось очевидным и традиционным. Вся культура Египта держалась на почитании кошек. Здесь и древний полуязыческий культ богини Бастет, затем культы первых христиан с отметиной буквы "М" девы Марии на лбу кошек, и наконец ислам, где отметина буквы "М" стала частью культа Мухаммеда. Египту просто удалось сохранить кошачий культ во время всех завоеваний лишь потому, что все завоеватели Египта были любителями кошек. Египтянам повезло с арабами, которые, будучи мусульманами, полюбили кошек под действием идей пророка Мухаммеда. А арабы были самыми сильными завоевателями. И сегодня в Египте любят кошек.

Хронология и археология против египетской теории

Однако данных, противоречащих египетской теории гораздо больше и египетская теория не может считаться верной. Археологические данные показали гораздо более древнее, чем Египет, происхождение кошек и археологические находки имеются и в других странах помимо Египта. Наиболее точны археологические находки на территории Анатолийского полуострова и около армянского нагорья.

Популяции и генетика против египетской теории

Тем более опровергают египетскую теорию существование сильно различных популяций кошек, среди которых длинношерстные максимально отличны от короткошерстных кошек Египта. Генетика также оповергает египетскую теорию. Основные гены указывают несколько более северное происхождение домашних кошек.

Слева направо: Мэйн кун, византиец боспорский (полу сарматский) с сибирской примесью, сибиряк крымского типа, котенок шартрез, персидский рыжый кот.
Слева направо: Мэйн кун, византиец боспорский (полу сарматский) с сибирской примесью, сибиряк крымского типа, котенок шартрез, персидский рыжый кот.

Гипотеза независимого приручения кошек

Слева направо: котенок викинга, котенок египтянина, советский табби микстовый (сибиро-кельт), кельт, сибиряк древний, маленький котенок шартреза впереди, ленинградский маскарадный позади, сиамский, византийский, затем позади ориентал китаиц, а впереди Мейн кун, гладкий европейский (австрияк) и белый корат.
Слева направо: котенок викинга, котенок египтянина, советский табби микстовый (сибиро-кельт), кельт, сибиряк древний, маленький котенок шартреза впереди, ленинградский маскарадный позади, сиамский, византийский, затем позади ориентал китаиц, а впереди Мейн кун, гладкий европейский (австрияк) и белый корат.

Данные за гипотезу независимого приручения кошек

Если посмотреть на реальность, не слишком увлекаясь слишком мало изученными генетическими методами (не забудем, что в такой молодой науке как генетика наряду с открытиями много заблуждений и лженаучного, что нормально для молодой науки), то мы можем увидеть реальность весьма разнородную.

Исследование археологических находок, кстати, должно следовать принципу устойчивости этнических или национальных слоев. Это касается в первую очередь учета характера завоевателей. Так Египет в отношении кошек дает очень цельную картину (как и в отношении письменности) благодаря более или менее устойчивой культуре арабов (такой устойчивости нет для гендерной картины - в этой сфере арабы оказались совсем диким народом). А вот Россия (точнее Скифия-Сарматия) не дает ни в отношении письменности, ни в отношении кошек никакой устойчивости - гунны, а позднее монголы практически стерли большую часть памяти о древних кошках на русской земле, а в отношении письменности гунны уничтожили все, что могло существовать (монголы здесь проявили больше мудрости). Оба племени были дикими во многих смыслах.

Тем не менее мы можем судить по типичным популяциям домашних кошек с нефиксированой породой и не бывших в разведении в питомниках - по этим кошкам можно судить о происхождении кошек в разных странах. Так кошки у каждого народа настолько не похожи друг на друга, что различие внешнего вида в популяциях домашних кошек без породы у разных народов говорит прямо, что кошки эти приручались независимо друг от друга. Некоторые популяции напротив несколько более похожи у разных народов и это может говорить о взаимовлиянии или точнее о влиянии кошек одного более древнего народа на кошек другого более молодого. Это касается, например, внешнего сходства сибирских степных и норвежских лесных кошек. А отчасти и сходства сибирских, армянских (неправильно названных турецкими) и персидских кошек. Сходство есть и между египетскими кошками и более древними нубийскими или эфиопскими кошками (их называют абиссинскими).

Другое подтверждение гипотеза независимого приручения кошек получает из древних источников. У каждого народа свои мифы и истории о кошках и никак не свяжешь древнерусского Кота Баюна и древнеегипетскую Бастет, кошек Фреи викингов и храмовых кошек Сиама, армянских ангелов с озера Ван и суровых охотниц столицы южных амазонок Шебы. Даже истории кошек сарматского лукоморья со столицей амазонок ТаМатрАрхой и вообще кошек русского Крыма не пересекаются с историями эгейских кошек Византии, несмотря на то, что они были практически рядом. Да и главное: различие историй и мифов подчеркивает в первую очередь различие внешности и повадок самих популяций.

Популяции кошек и их группы: три основных кластера и их разделение на три подгруппы в каждом.

Три кластера домашних кошек указывают на явные различия между тремя популяциями, внутри которых напротив наблюдается сходство, хотя есть свои различия в подгруппах. При этом в Европу кошки попали позже и сразу из двух источников: Африки и великой степи Евразии. Итак.

1. Африкано-европейские кошки или (кошки короткошерстные гладкошерстные). Все эти кошки должны иметь общее происхождение из северной Африки и отличаться от других групп кошек. Кошки эти теплолюбивые, гладенькие с короткой шерстью и небольшого размера. Можно выделить семь подгрупп или популяций.

  1. Древнейшая подгруппа включает кошек чисто африканских (нубийские или эфиопские, кошки Шебы). Время появления 5000 лет до РХ или 7000 лет до нашего времени.
  2. От них пошла вторая, очень древняя ветка египетских кошек. Многие египетские кошки имели рыжий цвет от желтого до оранжевого Время появления 3000 лет до РХ, до нашего времени им 5000 лет.
  3. Далее начинаются европейские кошки, потомки египетских и нубийских, уже появившиеся после установления христианства и в средние века. Это эгейские или византийские - чаще белые с серыми или пегими пятнами, которым 1700 лет.
  4. Это кельтские гладкие кошки разного цвета из глубин средневековья. Им примерно 1500 лет.
  5. Пятая подгруппа имеет две разных популяций, а еще из них получили несколько современных британских пород (англичане любят все делать искусственно). Это французская средневековая популяция серых с голубым отливом очень гладких кошек из монастырей шартрез. Им примерно 1000 лет. Но уже в 18 веке шартрезов завозят в Россию большие любительницы гладких серых - голубых кошек великие царицы Елизавета и Екатерина. Из них образуется популяция как вариация шартрезов с большим голубым отливом. Признали их только в 20 веке и уже к сожалению как породу.
  6. Центрально европейская подгруппа чуть моложе (700 лет) и тоже имеет вторую очень молодую популяцию: в СССР были популярны гладкие кошки раскраски табби (по народному шпротинка). В СССР разводили и пушистых сибиряков тоже раскраски табби.
  7. Эта ветка отдельная (родом из Египта, минуя европейские). Это индийские чеорные кошки, очень короткошерстные и гладкие (время очень глубокое средневековье), но ее стандарт стал больше известен уже недавно как бомбейская порода с выправленными супер чеорным цветом и супер гладкой шерстью.

2. Евразийские или кошки длинношерстные (пушистые). Эти кошки имеют разную степень сопротивления холодам, учитивая, что три основные категории были приручены независимо или частично независимо. Здесь можно выделить следующие подгруппы.

  1. Армянский Ван. Самая древняя популяция - ей 10 тысяч лет до РХ. Другие кошки армянского нагорья и Анатолийского полуострова идут следом (7 - 8 тысяч лет до РХ). Кошки эти очень пушистые и сами небольшие, но с огромными супер пушистыми хвостами. Цвет бывает разный, но Ваны обычно белые, как и кошки анатолийских берегов. Анатолийские кошки распространялись и на островах Крит и Кипр. Особой устойчивости к холодам нет. Из анатолийских кошек в современной Турции еще в 19 веке вывели породу ангоры.
  2. Так называемые сибирские кошки. Достаточно древние две подгруппы: персидские и так называемые сибирские кошки возможно разделились где-то 5000 лет до РХ. Почему так называемые сибирские? Да потому, что они образуют огромную популяцию на обширной территории от Крыма до сибирских степей и при общей предельной устойчивости к морозам она разная и растет в сторону северо-востока к Сибири и падает в сторону юго-запада к Крыму. Сами сибирские кошки очень пушистые и очень больших размеров с крупными и пушистыми хвостами и весьма длинными усами вибриссами. Цвет сибиряков часто полосатый, табби, бывает рыжий и даже чеорный. В СССР часто смешивали сибиряков цвета табби с европейской гладкой табби для получения кошки цвета табби (советская порода табби цвета шпротинки) с умеренного размера шерстью. В Ленинграде после блокады произошло смешение завезенных сибиряков с остатками тайских кошек и получилась ленинградская популяция, из которой вывели породу "невский маскарадный".
  3. Персидские кошки достаточно давно отделись от своих северных соседей сибиряков и возможно за счет смешивания с более древними западными армянскими соседями (между территориями армянских и сибирских кошек проходит Кавказ, где кошки не обитают). Кошки крупные, но меньше сибиряков, морозостойкие, но меньше сибиряков, хвост умеренного размера, зато они еще более пушистые. Характерная черта короткая мордочка как у бульдогов.
  4. Тибетские кошки - отдельная ветка, отделившаяся от сармато-иранского кластера (уже разделенных на сибирских и персидских кошек) примерно 3000 лет до РХ. Их неправильно называют гималайскими, так как они живут не в высокогорьях Гималай (высокие горы не для кошек), а в примыкающему к ним полоскогорью Тибет. Типично смешение северных сибирских и западных пердских соседей с юго-восточными соседями уже третьего бенгальского или восточно азиатского кластера. Умеренно морозостойкие.
  5. Это уже европейская ветка, образованная от сибиряков и потому на них похожая. Викинг-кошка, которая ныне стала "норвежской лесной". Крупная пушистая кошка, похожая на сибирских, морозостойкая, но чуть меньше, цвет чаще серый (сибиряки чаще полосатые, табби, иногда рыжие и даже чеорные). Эта кошка в отличии от сибиряков лесная и умеет виртуозно лазать по деревьям. Зато сибиряки - степняки и быстрее бегают. Возраст этой кошки примерно 2000 лет назад (или чуть позже РХ). Попав с переселенцами в Америку уже во времена США в штате Мэн в результате смешения с местной дикой кошкой получилась популяция самых крупных кошек на свете - Мэйн кун.

3. Восточно-азиатские кошки или кошки с бенгальской основой. В основном это короткошерстные кошки или кошки с умеренной пушистостью.

  1. Сиамские, тайские, бирманские кошки. Внешне похожи. Маска, сапоги и перчатки, голубые глаза, озорной характер, гладкая шкурка. Высокая морозостойкость, сравнимая с соседями тибетцами или викингами (норвежской лесной) или даже сибиряками - выжили в блокадном Ленинграде
  2. Корат. Кошка со значительным содержанием ген африканских кошек первого кластера. Имеют более обычный вид. Теплолюбивые.
  3. Ориенталы. Китайские кошки с необычным внешним видом. Теплолюбивые. Хотя в Китае активно их смешивают с тибетцами и получают более пушистых и морозостойких кошек.
  4. Бобтейлы. Кошки с японских островов, утратившие хвост.
  5. Бенгальские кошки. Вторичное смешение местных популяций кошек с дикими бенгальскими кошками. Пятнстая кошка с очень озорным характером. Возникла несколько сотен лет назад.

4. Смешанные кошки древнего и современного мира.

  1. Тибетские кошки: смешение сибиро-персидских кошек и азиатских кошек (тайцы, ориенталы). Древние кошки.
  2. Корат. Смешение азиатских и африканских кошек в древнем и средневековом Тайланде.
  3. В Византии нередко смешивались египетские греческие короткошерстные кошки с длинношерстными кошками крымско-сибирского или армяно-анаиолийского происхождения.
  4. Ленинградские кошки. Молодая популяция в результате смешения сибиряков и тайцев.
  5. Советский табби - смешение сибиряков и гладких европейцев окраски табби.

Данные против гипотезы независимого приручения кошек.

Это прежде всего генетика. Генетики говорят, что все домашние кошки вышли из одного вида - степной кошки. Влияния обитателя Сибири манула, обитателя северной Африки сервала и азиатского камышового кота крайне мало. Данные генетики могут оказаться серьезными, но как всегда молодая наука и здесь попала явно мимо. Почему-то решили, что источник приручения кошек находится в Месопотамии. Однако у семитских народов Ассирии и Палестины преобладало скотоводство кроме одного народа - израильтян, которые активно занимались земледелием и вывезли кошек из Египта. Если говорить серьезно, то единственная альтернатива теории независимого приручения кошек у разных народов может быть только армяно-анатолийская теория, подтвержденная археологией армянского нагорья.

Слева направо: Египетский мау, советский табби, древне сибирский, Мейн-кун, персидский иранец, викинг норвежский, викинг нибелунг, сфинкс, бенгалец, и правее за кадром шартрез.
Слева направо: Египетский мау, советский табби, древне сибирский, Мейн-кун, персидский иранец, викинг норвежский, викинг нибелунг, сфинкс, бенгалец, и правее за кадром шартрез.

Гипотеза армено-анатолийского центра приручения кошек.

Армянский Ван сидит на пне как скифский кот баюн.
Армянский Ван сидит на пне как скифский кот баюн.

Данные за гипотезу армено-анатолийского центра приручения кошек.

Генетики выступают за единственный вид кошек, прирученных человеком. При этом внятного объяснения различия в строении шерсти у короткошерстных и длинношерстных кошек нет и считается, что у пушистых и гладких кошек генетика одинакова, хотя есть различия в некоторых генах. В любом случае генетика утверждает, хотя точно доказать не может, что когда-то состоялось приручение человеком кошки единственного вида. При этом утверждение единственного центра несколько голословно и вполне возможно приручения кошек в разных местах разными народами при условии, распространенния этого одного вида кошек по всей территории, где эти разные народы на разных точках приручали кошек.

Однако археология может все же вызвать предположение более раннего приручения кошки одним народом из одного центра. Археологи обнаружили самые древние вплоть до 10 тысяч лет до РХ захоронения домашних кошек в области от берегов Анатолийского полуострова до армянского нагорья. Особенно богатый материал дают окрестности озера Ван. Кошки озера Ван - древнейшие кошки в мире. Приручение кошек в этом регионе состоялось где-то от 8 до 10 тысяч лет до РХ. Изучение кошачьих останков показало родство этих кошек с типичной популяцией этого региона (пушистая небольшая кошка с очень длинным и сверх пушистым хвостом - типа веника), хотя цвет их шерсти не ясен (считается, что якобы белый, но опять это современное состояние этих кошек, а для древности это пустословие). Изучение человеческих останков показало отношение их к арменоидному типу и древне армянскому этносу или возможно протоармянскому (язык их неизвестен). Однако их считают армянами исходя из того, что слой их культуры доходит до священной для армян горы Арарат.

Всем заправляет Ванесса или у Арама великая кошка.

Есть такая гипотеза, у которой есть явные доказательства и она уже претендует на теорию в сфере науки о цивилизациях и культурах.

Если у одного развитого народа говорится, что это нам дал всеединый Бог, творец вселенной, а тем более единая Богиня, родительница вселенной, то это так и есть, но не руки Бога дали это, а человек помыслил божественным разумом и сделал открытие или изобретение и не родинка Богини, а человеку открылась в разуме божественная стратегия смысла этого открытия или изобретения.

Но если у отсталого народа говорят, что один из языческих божков дал нам это, то ищите контакт с более развитым народом носителем цивилизации. Так, например, сказание древних германцев, еще не имевших государства, о богиньке Фрее, кумирке любви, которая ездила в колеснице, запряженной кошками, говорит о том, что древние германцы, и в частности, викинги, заимствовали кошек у соседнего очень могучего народа, которых считали своими богами. О кошках викингов, и о том кто такая Фрея в действительности, у нас будет отдельная статья. Тоже касается к сожалению и древнего Египта. Культ кошек в Египте возник еще до появления египетских фараонов, а значит до государства и к сожалению для особых любителей египетской кошачьей культуры, этот культ заимствовали у более могучего соседнего народа. Об этом тоже будет отдельная статья. Что касается славянского кота баюна, то здесь имеется некоторая неопределенность. Ясно только одно, что славянам приходилось приручить кошек своего региона и при этом по образцу, взятому извне. О кошках славян скоро выйдет статья.

И вот армянский народ и их предки в анатолийской земле и у армянского нагорья. Здесь говорится, что либо кошка сама пришла к человеку (что так и было по данным исследования самих кошек), либо ее подарил всеединый Бог. Здесь кстати и возникла интерпретация библейской легенды о ковчеге Ноя, что его от крысы спасла подаренная Богом кошка.

Наиболее вероятно, что первая встреча человека и кошки произошла в окрестностях озера Ван. Именно так, как в нашей сказке об Араме, к которому пришла кошка Ванесса.

Данные против гипотезы армено-анатолийского центра приручения кошек.

Тем не менее и археологических, и тем более генетических, и даже этно-мифологических данных недостаточно для доказательства происхождения всех домашних кошек из одного центра. Как раз именно источники историко мифологических представлений приручения кошек у разных народов не дают полностью принять гипотезу происхождения всех домашних кошек из одного центра армено-анатолийской культуры. Если бы во всех мифах или историях указывалось либо одно место приручения кошек, либо один (даже пусть фантастически описанный) народ, либо один и тот же способ дрессировки кошек этим народом, либо факт заимствования кошек от одного народа, то можно было бы точно утверждать, что все кошки происходят из одного центра. Но все эти источники разные и показывают разные пути приручения кошек у разных народов древности. Да и сами популяции кошек слишком различны, а генетика пока плохо объясняет различия короткошерстных и длинношерстных кошек.

Армянский Ван охотится на горных крыс
Армянский Ван охотится на горных крыс

Итак.

Выбрать и доказать одну из этих двух гипотез невозможно. Ясно, что самое древнее событие встречи человека и кошки произошло у прото армян около озера Ван и далее развивалось по всей армено-анатолийской земле от горы Арарат и озера Ван вплоть до островов Крит и Кипр. Но уже позднее через пару тысячелетий у каждого нового народа возникали очаги приручения кошек в своей земле и эти кошки не завозились из Армении, а формировались из аборигенов степной кошки по всей полосе ее обитания. На иранском нагорье возникла персидская кошка. В сарматских степях сибирская кошка. В верховьях Нила и в нубийской саванне абиссинская кошка. В верховьях Нила в Египте египетская кошка. За китайской стеной китайская ориентальная кошка, а южнее в Тайланде сиамская кошка. В Тибете скрестили сиамскую и персидскую кошку и получили гималайских кошек. На острове Бали родилась балинезийская кошка (родственица сиамской). В Бирме бирманская священная кошка, которая охраняла буддийские монастыри. Уже в средние века в Тайланде появляется корат как смесь ориентала и египтянина. В Индии развивается бомбейская чеорная кошка. В Византии эгейская белая кошка. Кельты развивают свою кошку, а у викингов от сибирской кошки рождается норвежская лесная. В средневековой Франции из кельтской кошки отбирают серых и создают кошку шартрез. А в России царицы Елизавета и Екатерина отбирают голубых шартрезов и создают русскую голубую кошку или архангельскую. В Австрии кельтская кошка превращается в европейскую короткошерстную. А в СССР европейскую короткошерстную скрещивают с сибирской и отбирают цвет шпротинки и получают советскую табби. В СССР после блокады Ленинграда завезенные сибиряки случайно скрещиваются с остатками сиамцев и получается ленинградская невская маскарадная кошка. В США норвежская лесная кошка случайно скрещивается с диким котом мэна и получается Мэйн кун. В Японии кошки мутируют и теряют хвост и получается бобтейлы. В современной Англии искусственно выведено более 50 пород кошек и закреплены как породы известные популяции. Среди новых кошек кошки без шерсти или сфинксы.

Может ли Ван быть чеорным?
Может ли Ван быть чеорным?