1.7. Разумное.
Здесь я вступаю на ещё более скользкую дорожку, чем в предыдущих двух. Поскольку вопросы о том, как возник разум и что он собой представляет пока ещё остаются дискуссионными. Постараюсь высказаться наиболее просто. И выскажусь с точки зрения эволюции.
Разум – это результат эволюции. Попытка живой материи решить выше описанное противоречие - нехватки ресурсов и её стремления к самосохранению и распространению.
Это попытка снять зависимость от ограниченности.
Небольшое отступление.
Здесь стоит подчеркнуть, что возникновение разума не является сознательным стремлением живой материи. Это не божественная воля и не план вселенной. Это закономерный итог развития живой материи при определённым образом сложившихся условиях. Условия могли быть и другими и разум не возник бы. Как он не возникал на протяжении предшествующих сотен миллионов лет эволюции.
Слово «попытка» не говорит о каком-то сознательном действии живой матери. Это лишь обозначение её движения согласно выше описанным свойствам живой матери и условиям внешней среды. Для доступного изложения своих соображений приходится прибегать к обыденному языку. А это неизбежно приводит к тому, что при описании разных объектов, явлений, процессов применяются глаголы и прилагательные, которые их как бы одушевляют.
Эволюция - это пассивное, бессознательное изменение, приспособление живой материи под изменения окружающей среды. Оно вынужденное. Но если речь заходит об активном, сознательном изменении, то для этого нужно именно сознание. Которое будет осуществлять изменения не под давлением условий, а целенаправленно, иногда вопреки им, само являясь таким давлением. Но зато более эффективно (по крайней мере так будет предполагать субъект, осуществляющий эти изменения).
Но почему живые организмы не изменяются сами, а ждут у моря погоды? Да, очевидно, потому что у них нет сознания. Но это только часть ответа. Любое изменение сознательное или нет, требует затрат энергии. И если в ходе эволюции затраты энергии на изменение происходят так сказать естественным путём: они сведены к минимуму и растянуты на очень долгом промежутке времени, то сознательное изменение требует дополнительных затрат энергии. Причём в заметном объёме и в сжатые сроки. Это противоречит одной из особенностей живой материи - накаливать и сохранять энергию.
Возвращаюсь к теме.
Зависимость от ресурсов, от их ограниченности, находит отражение в понимании и объяснении окружающего мира. Часто эта проблема содержится не напрямую в каком-либо объяснении, мировоззрении, а опосредованно, будь то сказки или мифы. Но если копнуть глубже, то оно сведётся к вопросу жизни и смерти. То есть к выживанию. А значит к вопросу о ресурсах.
Попытки понять мир, объяснить его, есть ни что иное, как попытки дать ответ на вопрос: почему мир такой какой есть? А сам этот вопрос вызван комплексом простых вопросов, связанных с поддержанием жизни, а, следовательно, с обеспечением себя едой, стремлением к безопасности и продолжению рода.
Ведь вся окружающая человека среда представляет собой пространство откуда он берёт ресурсы для свой жизни или сам является таким ресурсом для других форм жизни.
Попытки объяснить мир возникают, наверное, почти сразу же, как только люди приобретают такую способность. И особенно остро потребность в таком объяснении возникает в тех случаях, когда человеку грозит опасность. Когда привычные, относительно комфортные, условия жизни резко (а иногда не резко) меняются в худшую сторону. Впрочем, если они меняются в лучшую, то и в этом случае человек попробует найти ответ на вопрос: почему сегодня лучше, чем вчера? Что я для этого сделал? И что сделать, чтобы всё так и осталось?
Вызвано это тем, что человек понимает, что устройство мира не гарантирует ему комфорт и безопасность, что мир изменчив. О хочется, чтобы он был стабилен и предсказуем.
В доклассовых обществах охотников и собирателей осмысление мира отражается в искусстве, в магических ритуалах и прочем.
Но наиболее явно попытки осмыслить мир появляются с возникновением классового общества. И это связано с тем, что, если раньше человеку приходилось осмыслять лишь природу и себя в ней, не отделяя себя от неё. То теперь окружающая реальность значительно усложнилось. Появилось новая природа - социальная. Человек выделяет и отделят себя от природы. Человек уже мыслит себя в двух измерениях: к «я и природа», добавляется «я и общество». И это хорошо проявляется в религии.
В доклассовых обществах явления природы олицетворялись в духах и божествах. Которые в свою очередь не редко являлись конкретными объектами породы – звери, птицы, реки, горы, деревья. Классовые общества дают уже антропоморфных богов. Причем это не просто набор божеств. Они связаны между собой и отражают отношения внутри человеческого общества: мужчина-женщина, родитель-ребёнок, начальник-подчинённый и т.д.
В этой новой природе ограниченность ресурсов, борьба за них, порождает неравномерность их распределения. И через чувство несправедливости такого устройства возникают вопросы. Ведь теперь человек имеет дело не с природой, которая может лишить его пищи по какой-то неведомой причине, и на которую он не имеет влияния или имеет его очень ограниченно, а с обществом. С такими же людьми, в которых он видит явную, конкретную причину своего текущего положения. Хотя часто не осознаёт это.
Человеческая мысль в своём развитии построила очень сложные мифологические и религиозные системы, которые в своей конечной форме часто кажутся абсолютно оторванным от действительности. Но если, опять же, внимательно обдумать их, то всё сведётся к тому, что жизнь имеет предел. К смертности человека. И к нежеланию человека смириться с этим. Это ли не «бунт» живой материи против ограниченности ресурсов? И это ли не проявление «желания» живой материи бесконечно длить себя в пространстве и времени?
Мифы об идеальном обществе, об утраченном рае, о наказании и вознаграждении, о героях-спасителях, о сотворении мира, о загробной жизни – это всё поиск ответа, попытки понять и объяснить мир. В конце концов известные религиозные учения и философские системы вели к тому, чтобы дать человеку понимание мира и поведения в нём, имеющие целью улучшения (в их понимании) его жизни. То есть живая материя стремится измениться так, чтобы улучшить своё существование.
Но зачем природе «понадобился» разум? Поневоле приходится прибегать к формулировкам, подразумевающим какую-то телеологию природы. Однако снова напомню у эволюции нет цели или плана.
Человек, как форма мыслящей материи, может целеполагать и планировать. Это его отличие от всех других форм живой материи. Он способен сознательно переделывать окружающую среду под себя. Однако, надо уточнить, что любая живая материя преобразует окружающую среду. Как только зародилась жизнь на планете, она сразу же стала изменять её. Роль жизни в формировании климата колоссальна. А то, что жизнь является геологическим фактором, писал ещё Вернадский.
Но лишь человек может производить эти изменения сознательно.
Разум позволяет более эффективно использовать ресурсы. Разум позволяет договариваться с конкурентами. Разум способен к самоограничению. И ещё много чего может разумное существо в отличие от неразумного.
Именно в человечестве, как форме мыслящей материи, материя приобрела способность осмыслить окружающий мир и самое себя.
Именно люди осознают проблему ограниченности ресурсов. В отличие от всех других форм жизни. И это даёт шанс живой материи «решить» указанное выше противоречие. По крайней мере убрать конкуренцию, в ходе которой затрачиваются ресурсы на взаимную борьбу.
Важное замечание. Разум не появился сразу в законченной форме. Он так же эволюционировал вместе со всей живой материей. Развивался. И продолжает развиваться. Эволюцию человеческой мысли мы можем проследить достаточно подробно. Более того, мы можем в ней участвовать, направлять её.
И это ещё одно колоссальное преимущество – возможность менять своё мышление, улучшать его путём самопознания.
Естественно, с развитием производительных сил развивались и общественные отношения. А они в свою очередь вели к развитию мышления. Но развитие мышления будучи применено к производительным силам и общественным отношениям вело в свою очередь к их развитию.
Наивысшим достижением человечества в организации общества является государство. Ничего более сложного в плане общественного устройства оно пока не создало. Но и само государство изменялось и развивалось в ходе человеческой истории.