Найти в Дзене
Жорик – историк

11 ноября — авария на самом безопасном виде транспорта

Фуникулер считается одним из самых безопасных видов транспорта. Собственно, ломаться или крушиться там нечему — вагон не имеет собственных двигателей и тянется вверх при помощи троса и лебедки. Самое страшное, что может случиться во время подъема и спуска фуникулера — это обрыв троса. Ну так для этого в нем предусмотрены автоматические тормоза, которые тут же надежно зафиксируют вагон.

Вот именно эти тормоза и стали причиной трагедии, которая случилась 11 ноября 2000 года в окрестностях Зальцбурга в Австрии. Нет, они как раз сработали, но начавшийся пожар не оставил шанса выжить 155 пассажирам.

Дело было так. С нижней станции курорта Капрун отправился вверх фуникулер из двух вагонов. Примерно через 10 минут, преодолев 3900 метров, он должен был доставить 167 пассажир на ледник Китцштайнхорн.

Да, в поезде не было ни двигателей, ни топлива. Зато в хвостовых кабинах (в них сидели контролеры) были бытовые электрические нагреватели и выходили наружу масловоды тормозной системы. Во время движения контролер находился в передней кабине. В задней никого не было, но обогреватель в ней оставался включенным. И вот именно в этой кабине произошла протечка масла из маслопровода. Оно попало на обогреватель и загорелось. В салон стал поступать дым. Но остановить поезд невозможно — в вагонах нет ни стоп-кранов, ни сигнальной системы, ни средств связи.

Были ли в фуникулере огнетушители? Да, были. Но находились как раз в горящей кабине. Итак, поезд едет наверх, салон наполняется дымом, контролер в первом вагоне ничего не подозревает, а пассажиры во втором начинают паниковать. И тут фуникулер въезжает в тоннель, и проехав 300 метров, останавливается (тормозная система оплавилась, заблокировав движение).

Огонь вовсю горит, пассажиры кое-как разбивают окно и часть из них выходит в тоннель. В это время контролер переднего вагона разблокирует двери и выпускает своих пассажиров. И куда люди идут? Туда, где нет огня — наверх, ведь в хвосте уже вовсю бушует пламя. Это и стало роковой ошибкой, так из-за тяги в тоннеле дым от горящего вагона устремился наверх. В нем задохнулось 155 человек из 167. Спаслись лишь 12, которые послушали Торстена Гедлера, профессионального пожарного. Он повел свою группу вниз, и благополучно миновав пламя, люди смогли уцелеть.

-2

Ответственность за смерть никто не понес. Суд оправдал технический персонал компании за недостатком доказательств.