Те, кто видел иностранные фильмы, в которых фигурировали цыгане, отмечали, что тамошние ромы очень сильно отличаются от ромов русских – что по самому антропологическому типу, что по одежде.
За границей цыгане одеваются примерно так же, как и прочие граждане, но в России такого не наблюдается, и некоторые еще до недавнего времени носили национальные наряды.
Откуда такое отличие?
Начать стоит с того, то на территорию Российской империи цыгане попали относительно недавно – в XVIII веке с польских земель.
И вот здесь-то колокола цыганского счастья и прогремели впервые: по всей Европе цыган гоняли как преступников по умолчанию, повсюду действовали антицыганские законы, и это приучило цыган маскироваться под жителей тех стран.
В России же ничего подобного не было.
Цыгане были причислены к третьему (простонародному) сословию и получили право переходить в купечество и духовенство. И никаких репрессий. Параллельно стал проявляться интерес к экзотической цыганской культуре, и даже был организован цыганский хор, пользовавшийся большой популярностью.
На цыган пошла мода, продержавшаяся долгое время.
Цыганские певицы не имели ничего общего с образом грязной жительницы табора: они были чистыми, ухоженными, обладали светскими манерами и зачастую даже носили европейскую одежду.
Неудивительно, что некоторые дворяне брали этих певиц в жены. К слову, ничего предосудительного в этом никто не видел. Для Европы такое было немыслимым!
Так что цыгане чувствовали себя вольготно.
Вопреки стереотипам, работать они умели, были прекрасными кузнецами и настоящими специалистами по коням, которые вызывали уважение даже у знавших толк в лошадях казаков.
Все большее число цыган бралось за предпринимательскую деятельность, становясь зажиточными купцами, а во время войны с Наполеоном эти самые купцы щедро отблагодарили новую родину крупными пожертвованиями в пользу Российской армии.
Тогдашняя купеческая среда имела свои представления о прекрасном, и обычной купеческой модой того времени была рубаха яркого цвета (обычно красная), широкие штаны и сапоги.
Как одевались купчихи, можно увидеть на картинах Кустодиева, очень любившего писать этих упитанных дам: яркое платье, вышитый платок, золотые украшения.
Фактически, то, как тогда одевались цыгане, цыганским нарядом никто особо и не считал, хотя, конечно, сохранились и элементы унаследованные еще из скитаний по Европе.
К примеру, ниже вы видите картину Н. В. Неврева "Домашняя крестьянская сцена". Если сменить балалайку на гитару, а лицо русского мужика на цыганское, русская одежда будет восприниматься вполне по-цыгански.
Не слишком цыганской была и музыка, ибо цыганское песенное творчество и танцы, сразу же попали под влияние городского романса и русской танцевальной культуры. Сформировалась уникальная смесь, которой не наблюдалось ни среди цыган Европы, ни среди их азиатских родственников.
Далее началась Октябрьская революция, а затем Гражданская война. Это было вторым важным этапом в жизни российских цыган, поскольку в те времена купцам пришлось несладко, в том числе и вышедшим из цыганской среды.
Многие из них, если не большинство, бросили имущество и стали кочевать вместе с остальными.
- Таким образом цыгане стали обособленной группой, которая законсервировала традиции конца XIX – начала ХХ веков. Такая обособленность способствовала и сохранению антропологических признаков.
Между тем в Европе, по окончании периода гонений, цыгане получили больше прав, что способствовало еще большему слиянию с местным населением, хотя бы в плане внешнего вида. И теперь уже они нередко воспринимают российских цыган, как пеструю и яркую экзотику.