Найти в Дзене
Век моторов

Как создавались ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 и какую роль в этом сыграли иностранные компании?

История создания автомобилей ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 берёт своё начало в 1970-х годах, когда на заводе проводились эксперименты с передним приводом. В то время передний привод был инновационным решением для СССР. 31 декабря 1978 года был создан первый опытный образец переднеприводного автомобиля, который стал демонстрационным образцом для обсуждения идеи. Разработка реальной модели началась позже, после того как ЦК КПСС и Совет министров приняли решение о производстве переднеприводных автомобилей на ВАЗе. Постановление было принято в середине 1979 года, но в стране не было необходимых материалов, технологий и компонентов для производства таких автомобилей. Чтобы довести модель до серийного производства, ВАЗ сотрудничал с иностранными компаниями. Основными партнёрами стали немецкая Porsche и итальянская UTS. Немцы занимались разработкой конструкции автомобилей, а итальянцы — технологией производства. Контракт с Porsche был подписан в январе 1980 года. В 1970-х и 1980-х годах инженеры из Тол
ВАЗ-2108
ВАЗ-2108

История создания автомобилей ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 берёт своё начало в 1970-х годах, когда на заводе проводились эксперименты с передним приводом. В то время передний привод был инновационным решением для СССР. 31 декабря 1978 года был создан первый опытный образец переднеприводного автомобиля, который стал демонстрационным образцом для обсуждения идеи. Разработка реальной модели началась позже, после того как ЦК КПСС и Совет министров приняли решение о производстве переднеприводных автомобилей на ВАЗе.

Постановление было принято в середине 1979 года, но в стране не было необходимых материалов, технологий и компонентов для производства таких автомобилей. Чтобы довести модель до серийного производства, ВАЗ сотрудничал с иностранными компаниями. Основными партнёрами стали немецкая Porsche и итальянская UTS. Немцы занимались разработкой конструкции автомобилей, а итальянцы — технологией производства. Контракт с Porsche был подписан в январе 1980 года.

В 1970-х и 1980-х годах инженеры из Тольятти активно ездили в зарубежные командировки. Для обычного человека в СССР это было сравнимо с полётом в космос. В течение двух с половиной лет на заводе «Порше» работала группа советских инженеров. Состав группы периодически обновлялся, а с лета 1980 года проект возглавил Каданников. Он же отвечал за взаимодействие с иностранными компаниями на ВАЗе. Контракт с иностранными компаниями предусматривал разработку трёхдверной машины ВАЗ-2108 с двигателем объёмом 1,3 литра.

Девятку и два других двигателя объёмом 1 и 1,5 литра ВАЗ разрабатывал самостоятельно на основе этого совместного проекта. О создании «Седана» в рамках проекта речи не шло. В 1978 году, когда рассматривались основные параметры технического задания на семейство новых переднеприводных автомобилей, было признано нецелесообразным производство «Седана» на одной линии с перспективными трёх- и пятидверными машинами. В общей сложности было закуплено более 20 лицензий у западных компаний. Это касалось не только карбюратора, но и радиаторов, стоек передней подвески, дисковых тормозов с вакуумным усилителем, синхронизаторов коробки передач, шарниров равных угловых скоростей и даже балки задней подвески.

Все эти детали были куплены у «Фольксвагена». Среди компонентов, предоставленных зарубежными компаниями, были поршни и поршневые кольца, зубчатый ремень газораспределительного механизма и прокладка головки блока цилиндров. Хотя общая конструкция и дизайн новых автомобилей, включая характерную маску с клювом, были разработаны инженерами-дизайнерами ВАЗа, они оставили за собой разработку двигателя. Порше предложил ВАЗу свой вариант конструкции.

Немцы из Порше также предложили силовую структуру кузова. ВАЗ-2108 стал для Советского Союза технологическим прорывом, сравнимым с освоением производства «Фиата» в начале 70-х под маркой «Жигули». Этот прорыв был важен не только для Волжского автомобильного завода, но и для многих других предприятий. Помимо прямых лицензий на узлы и агрегаты, было закуплено оборудование, начиная от оснастки для производства уплотнителей и заканчивая роботами Kawasaki Unimate.

Таким образом, сотрудничество с иностранными компаниями сыграло ключевую роль в создании ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109. Оно позволило советским инженерам получить доступ к передовым технологиям и опыту зарубежных коллег, что способствовало развитию отечественного автомобилестроения и повышению качества продукции.

Благодарим вас за то, что дочитали до конца! Пожалуйста, подписывайтесь и оставляйте свои комментарии.