Найти в Дзене
Авто махинатор

Провальный УАЗ "Симбир": без него не было бы Патриота. И причем тут ВАЗ?

Оглавление

Современный УАЗ Патриот нельзя назвать плохим автомобилем. У него есть минусы, но в целом - это единственный отечественный современный, рамный и адекватный внедорожник. Именно современный - его таковым можно считать. По проходимости с ним поспорит УАЗ Хантер и многие другие, но Патриот - это определенно неплохой внедорожник.

Плюсы и минусы Патриота - это тема отдельного разговора. Не менее интересна его история появления ибо Патриот не из пустого места взялся: у него есть довольно неизвестный предшественник, который выступил ходовым прототипом Патриота и который незаслуженно забыт. Более того, в истории создания этого предшественника Патриота свой след оставил АвтоВаз.

Я говорю про УАЗ-3160 "Симбир", о котором многие уже давно забыли

Источник фото: www.flickr.com
Источник фото: www.flickr.com

Уже в 80-х на УАЗе поняли, что 469 давно устарел и нужно что-то новое, но какие-то серьезные движения начались только в 90-х. Автомобиль на совершенно новой платформе УАЗ себе позволить не мог, поэтому пришлось что-то придумывать на платформе того же УАЗ-469, что, разумеется, сильно сказалось на новой машине - платформа старого внедорожника совершенно не подходила под современные понятия, но вариантов просто не было.

На УАЗе хорошо подумали и поняли, что спроектировать новый современный кузов они не смогут. На ум пришло решение: задействовать сторонних специалистов. На тот момент только ВАЗ был лидером в создании принципиально новых моделей, поэтому выбор пал на специалистов оттуда.

Источник фото: www.flickr.com
Источник фото: www.flickr.com

За новую модель УАЗа взялись люди из НТЦ ВАЗа, которые уже проектировали кузов новой Нивы ВАЗ-2123. Внешностью же нового УАЗ-3160 занялся один из дизайнеров новой Нивы В. Степанов. Лично я никогда не замечал этого, но если внимательно посмотреть на УАЗ-3160, то можно уловить некоторые совпадения с дизайном ВАЗ-2110.

Обтекаемый кузов, мягкие линии, никаких выступающих элементов... крышка капота - многое здесь напоминает ВАЗ-2110, если присмотреться

Разумеется, как и 2110, новый УАЗ оказался очень аэродинамичным по сравнению с "козликом". Также, кузов оказался очень современным для того времени в плане проектирования.

Мешало одно: старая платформа не позволяла сделать кузов шире или ниже. Новый современный кузов пришлось ставить на устаревшую платформу с короткой колесной базой. Отсюда и эта непропорциональность, и в целом странноватый вид: он короткий и высокий. Самое плохое сочетание.

Источник фото: www.flickr.com
Источник фото: www.flickr.com

По теории, такое расстояние между осями хорошо подошло бы к 3-дверному внедорожнику, но на УАЗе такой не рассматривали ибо банально не было средств для этого.

Двигатель

На новый внедорожник примеряли 16-клапанный ЗМЗ-406, но его оказалось недостаточно. Мечтали о мощном и тяговитом двигателе и ЗМЗ этого не давал. Были эксперименты по с дизелями от Peugeot и итальянскими VM, но быстро поняли, что цена с такими двигателями будет космическая. Про мечты пришлось забыть и взять для нового внедорожника двигатель УМЗ с объемом 2.9 литра. Интересно, что был выбор между карбюратором ( УМЗ-421-10-10, 98 Л.С. ) и с впрыском ( УМЗ-4213, 110 Л.С. ).

Источник фото: www.flickr.com
Источник фото: www.flickr.com

Денег на какие-то особые нововведения не было, поэтому новый внедорожник остался с проверенной и традиционной схемой трансмиссии: жестко подключаемый передний мост и никаких блокировок дифференциалов, хотя, о таких блокировках думали. Однако, некоторые изменения были: например, избавились от рессор спереди и установили пружинную подвеску, что сказалось положительно на комфорте и безопасности.

Изменениям подверглась и коробка передач: из 4-ступенчатой коробки создали 5-ступенчатую и полностью синхронизированную. Была и новая коробка с алюминиевым картером, но до серийной машины она так и не дошла. Более того, не каждый 3160 получал ту самую 5-ступку: из-за нехватки комплектующих, на многие машины ставили старую 4-ступенчатую коробку.

Несмотря на проблемы с финансами, 3160 все же получил некоторые "плюшки" для водителей. Была изменена схема управления раздаткой: управление сделали одним рычагом, но включить пониженную без подключения переднего моста нельзя. Ведущие мосты на эти авто устанавливались типа " Спайсер" с неразъемным картером, а шарниры позволяли увеличить угол поворота.

Источник фото: www.flickr.com
Источник фото: www.flickr.com

Ах да, нельзя не отметить, что УАЗ получил травмобезопасную рулевую колонку, да еще и с регулировкой по высоте! И это на УАЗе! А как вам передние вентилируемые тормоза от фирмы Lucas, да еще и с двухпоршневыми суппортами. Задние барабаны получили автоматический подвод колодок.

А нормальный человеческий салон? Не как раньше, а с пластиковой панелью, неплохой отделкой дверей - это было настолько непривычно для УАЗа, что многих подкупил именно интерьер авто. Это хоть на автомобиль стало похоже! По сути, салон неплохой легковушки с развитой центральной консолью и удобным рулем. Заднее сидение можно сложить по частям, а в багажнике предусматривались откидные сидения.

Симбир получил запатентованную (!!!) пятую дверь-калитку, которая открывалась на правую сторону - прямо как на японских внедорожниках. И многие считают это огромным плюсом.

До конвейера 3160 добрался аж в 1997 году, при том, что был показан куда раньше. Виной тому экономическая ситуация. Качество сборки было достаточно высоким, было много различных опций: начиная от электрических стеклоподъемников и заканчивая разными легкосплавными дисками. На полном "фарше" даже странный Симбир выглядит неплохо, кстати.

Источник фото: www.flickr.com
Источник фото: www.flickr.com

Массовое же производство началось с 2001 года и появились изменения: на эти авто начали ставить ЗМЗ-4092, мощностью 132 Л.С. Позже были и французские дизели и даже отечественный турбомотор ЗМЗ-5143.10. А дальше-больше: появился и "длинный" Симбир 3162. Вот он уже смотрелся сильно лучше.

В целом, с этой моделью УАЗ реально совершил хоть и небольшой, но прорыв. Для того времени и для самого УАЗа, такая машина - это сильно. Огромный шаг вперед, который сыграет в будущем Патриоте. Но несмотря на все плюсы, этот автомобиль оказался провальным.

Он был дорогим и многим просто не по карману. А также, несмотря на все попытки сделать хороший автомобиль, он все равно остался достаточно "сырым". Ремонта по гарантии было проблематично добиться, а ломалось все: некоторые машины ремонтировались 10 и более раз. Просто представьте: ваш новый УАЗ стоит на ремонта полгода. Нормально? Конечно же нет.

Несмотря на все, эта модель перевернула довольно серьезную страницу в истории завода. Не было бы Симбира - не было бы и Патриота. Патриот, конечно же, сильно лучше, но сегодня Симбиры начали цениться. Хороший ухоженный Симбир 3160 и тем более 3162 стоят приличных денег. Да и в целом машины неплохие. Необычные - это да. Но не плохие.

Да, это Лада: совместный провальный проект

Не покупайте УАЗы с консервации: вас обманут

Подписывайтесь и ставьте лайк. Почитайте другие публикации на канале.