Найти в Дзене

5 ТРИЗ-игр для развития детей (+подарок к Новому году)

Современные дети растут совсем не в том мире, что их родители. И по мере взросления они будут всё чаще принимать вызовы нового времени, к которым нет ключей и подсказок. Находить правильные решения и адаптироваться к постоянно меняющейся реальности поможет смекалка, или, если говорить более формально, критическое, творческое и системное мышление. Развить эти навыки с детства можно с помощью ТРИЗ-игр и упражнений. Каких именно? Рассказывает эксперт по ТРИЗ-педагогике, основатель проекта «А подумать?» Евгения Гин. В конце статьи вас ждёт подарок от эксперта — файл с подборкой предновогодних игр. Скачайте, распечатайте и насладитесь интересным досугом с ребёнком) Правила: ведущий загадывает предмет, число или событие (в том числе можно загадывать объект с книжной иллюстрации или кадра мультфильма), а игроки должны его угадать, задавая вопросы, на которые можно ответить только «Да» или «Нет». Лучше всего начать с чисел. Как правило, дети пытаются сразу угадать ответ. Они спрашивают: «А это
Оглавление

Современные дети растут совсем не в том мире, что их родители. И по мере взросления они будут всё чаще принимать вызовы нового времени, к которым нет ключей и подсказок. Находить правильные решения и адаптироваться к постоянно меняющейся реальности поможет смекалка, или, если говорить более формально, критическое, творческое и системное мышление. Развить эти навыки с детства можно с помощью ТРИЗ-игр и упражнений. Каких именно? Рассказывает эксперт по ТРИЗ-педагогике, основатель проекта «А подумать?» Евгения Гин.

В конце статьи вас ждёт подарок от эксперта — файл с подборкой предновогодних игр. Скачайте, распечатайте и насладитесь интересным досугом с ребёнком)

«Данетка»

Правила: ведущий загадывает предмет, число или событие (в том числе можно загадывать объект с книжной иллюстрации или кадра мультфильма), а игроки должны его угадать, задавая вопросы, на которые можно ответить только «Да» или «Нет».

Лучше всего начать с чисел. Как правило, дети пытаются сразу угадать ответ. Они спрашивают: «А это 3? А это 7? А это 365?», но быстро понимают, что перебирать можно долго. Они начинают искать эффективный способ получить ответ. Например, задают вопросы: «А это число двухзначное?», «Оно больше 50?», и быстро приходят к ответу.

Когда алгоритм игры освоен, можно перейти к угадыванию объектов. Например, загадано животное. Игрок спрашивает: «А оно большое?» Задача ведущего — обратить внимание, что всё относительно: для муравья даже хомячок большой, а для слона и медведь маленький. Ведущий должен помочь детям переформулировать вопрос так, чтобы он его можно было понять однозначно. Например: «Это животное больше меня»?

Следующий уровень игры — когда сами дети становятся ведущими. Например, в этом формате они могут рассказывать о том, как прошёл день в школе: «Угадай, что было на обед?» или «На какую тему мы писали сочинение?» Родители, в свою очередь, могут предложить угадать планы на вечер.

Игра позволяет ребятам научиться проявлять креативность, выделять характеристики, классифицировать объекты, грамотно задавать вопросы и формулировать мысли.

«Расшифровки»

Правила: ведущий называет любые 3-4 буквы, задача игроков — придумать для них расшифровку, как если бы это была аббревиатура.

Например, возьмём аббревиатуру ТКО. Её можно расшифровать: «Так крокодилы охают», «Туман кутает озеро», «Танцевать кадриль обожаю».

Эта игра развивает мышление и креативность, а также дарит прекрасное настроение, особенно если нужно скоротать время в дороге.

Открытые задачи

Правила: нужно сформулировать любую нестандартную ситуацию, проблему или вопрос как открытую задачу, то есть такую, у которой может быть множество вариантов решений.

Такие задачи можно брать из специальных сборников или придумывать, исходя из того, что есть под рукой. Например: неваляшка не хочет укладываться и всегда сразу встаёт, как уложить её спать? Можно порассуждать вместе с ребёнком, найти с десяток работающих вариантов и проверить ответы на практике

В книгах и мультфильмах также содержится огромное количество открытых задач. Важно лишь научиться их видеть. Например, как Винни-Пуху вылезти из норы зайца, когда он застрял? Как Русалочке объясниться с принцем без голоса? И т. д.

Такая игра учит не только творчески мыслить и находить интересные решения, но и видеть задачи.

«Тематический алфавит»

Правила: игроки выбирают какую-либо тему, а затем придумывают для каждой буквы алфавита тематическое слово.

Например, тема «Персонажи»:

А - Аладдин

Б - Буратино

В - Винни-Пух

Г - Горыныч

Д - Дюймовочка

Е - Единорог

Ж - Жизель

И так далее.

Игра позволяет прокачать мышление и подтянуть эрудицию.

«Стихотворные знакомства»

Правила: все игроки по очереди называют себя каким-то животным/предметом и добавляют вторую строчку «про себя» в рифму.

Например:

— Я котик, пушистый животик.

— А я – телефон, пригожусь в любой сезон.

Играть, улучшая навык импровизации, можно бесконечно!

ТРИЗ — это разрыв шаблонов и поиск новых креативных решений. Если дети с дошкольного возраста будут увлечены креативом, созданием своих идей, системностью мышления, то это станет прекрасной мотивацией и дальше познавать этот мир, и поможет в учёбе и в жизни.

Понравились игры? Тогда скорее забирайте обещанный подарок для приятного предвкушения Нового года!

СКАЧАТЬ