Ни для кого не секрет, что после распада СССР господствующей идеологией в бывших союзных республиках стал местечковый национализм.
Во всех выпускаемых в бывших союзных республиках огромным тиражом книгах, школьных учебниках, газетах и журналах и на телевидении настойчиво проводится мысль о том, как хорошо жилось здесь представителям титульных наций до жестокой оккупации их процветающей страны русскими.
Оставим пока в стороне украинцев и прибалтов с их признаваемой даже на Западе национальной нетерпимостью и воинствующей ксенофобией, и поговорим о жителях "дружественным нам" бывших союзных республиках Средней, или, как сейчас принято говорить, Центральной Азии.
Для краткости не будем в данной статье затрагивать тему национализма в более отдаленных от нас республиках Узбекистана и Туркмении. а более подробно обсудим причины все нарастающей русофобии в ближайших к нашим границам странах - в Казахстане и Киргизии.
Тем более, что значительную часть трудовых мигрантов и их семей, живущих и работающих сейчас в России, составляют выходцы именно из этих Центрально- азиатских стран.
В основе раздуваемой здесь ксенофобии и русофобии, как правило, лежит миф о некоем "кочевом рае", процветающем оазисе национальной свободы и демократии, якобы существовавшем на территории кочевых казахских и киргизских племен до прихода русских.
И который "эти русские" безжалостно разрушили, начав зачем-то строить здесь железные дороги, заводы, горно-обогатительные комбинаты, газопроводы, ТЭЦ, многоэтажные жилые дома, школы и детские сады, больницы, ВУЗы и т.д.
А вот, как бы было бы хорошо, если бы всего этого не случилось! - рассуждают доморощенные местечковые казахские и киргизские идеологи-националисты и мечтательно закатывают глаза, мысленно погружаясь в не столь отдаленное прошлое...
Что ж, поможем им вспомнить, что такое кочевой образ жизни и с чем он связан в бытовом плане на самом деле.
1. Постоянные перекочевки в поисках травы и воды для скота
Свобода таких постоянных миграций кочевников на самом деле - кажущаяся.
На самом деле вся степь давно поделена между кочевыми родами и семьями и установлены жесткие рамки времени и места перекочевок. Нарушение этих жестких правил грозит конфликтами, в том числе и вооруженными, с соседними родами и семьями таких же кочевников
На самом деле кочевая семья - аил, или род, из года в год, следуя за травой к традиционным местам водопоя движется по постоянно установленным маршрутам. И даже численность кочевых родов и племен обусловлена объемом травы, которой их скот поедает на закрепленной за ними территорией.
Ведь традиционные кочевники в основном питаются кисломолочными продуктами, получаемыми от питающихся травой овец, коз, коров, верблюдов и лошадей. Сколько травы - столько и скота. Сколько скота - столько и людей, питающихся молоком и кисло-молочными продуктами, получаемыми от этого скота.
Если рождаемость слишком высокая, а смертность - слишком низкая, людей становится слишком много. И начинается сначала недоедание, а потом и голод. Страшное бедствие для кочевников - сильный гололед, когда зимой скот не может добыть траву из под снега. Скот гибнет, а вместе с ним и люди.
Мяса кочевники на самом деле едят мало. Ведь скот - это их главная ценность. "Мясоед" наступает в основном зимой, когда травы для скота меньше, а замороженные туши забитого скота можно дольше хранить.
Зимой кочевники обычно спускаются со склонов гор в долины, где климат мягче.
Недоедание и голод нередко порождают войны и вооруженные конфликты между кочевыми родами и племенами за захват более обширных мест кочевий с лучшей травой и более обильными водопоями. В таких постоянных местечковых вооруженных столкновениях обычно и истребляется "избыточное население".
2. Постоянный холод и недоедание
Кочевники, как известно, живут в войлочных юртах на деревянном каркасе, которые в ходе перекочевок они в разобранном виде вынуждены возить с собой с места на место. Чем легче юрта, тем она удобнее для разборки и сборки и для перекочевок.
Но в обычной юрте холодно, особенно зимой. Тем более, что в степи трудно найти сучья или хворост для разводимого внутри юрты костра. Основным топливом служат кизяки - высохший помет скота, дающий при сгорании мало тепла. Поэтому дети и старики постоянно собирают этот помет.
Только богачи могут позволить себе утеплить юрту двойным слоем войлока и купить много сучьев и хвороста для постоянно обогревающего юрту, разложенного в ее центре костра. Бедняки же были вынуждены почти всегда страдать от холода и постоянно, даже в юрте, носить теплую одежду.
Воды степи мало и это также затрудняет приготовление кисломолочной пищи, которой часто на всех не хватает. Поэтому дети кочевников с малых лет были приучены охотиться в степи на сусликов и ловить мелкую рыбешку в расположенных по близости ручьях и реках.
Богатые кочевники держали ловчих соколов, с помощью которых охотились на птиц, зайцев, лис и волков. Мех лис и волков использовался в изготовлении одежды, а из шерсти овец и верблюдов катали войлок для одежды, седел и утепления юрт.
Большая загонная охота в степи на крупных зверей могла быть организована только общими усилиями целого племени или нескольких кочевых родов под предводительством какого-нибудь хана или бая, который и получал львиную долю добытого мяса.
3. Постоянная грязь и антисанитария
В степи обычно мало рек у ручьев, а лучшие пастбища, для скота от количества, которого напрямую зависит пропитание и одежда кочевников, как правило, находятся далеко от рек, на водоразделах.
Чтобы добраться от стоянки юрт до ближайшего источника воды часто требуется преодолеть немалое расстояние.
Поэтому, для того, чтобы помыться, особенно зимой, кочевнику нужно собрать много топлива для костра, натаскать воды и согреть ее. Для этого нужно много времени, которым постоянно занятый выпасом многочисленных стад кочевник, иногда просто не располагает.
Постирать одежду по той же причине так же довольно сложно. Тем более, что большим выбором верхней и нижней одежды обычно ни сам кочевник, ни его жена и дети похвастаться не могут. Каждый вид одежды обычно существует чуть ли не в единственном виде.
При этом кочевник даже в юрте зимой из-за холода почти всегда находится в теплой одежде. так же, как и его жена, старшие родственники и дети. Ночью все они, укрывшись одеждой, должны спать на полу в юрте на коврах, войлоках и кошмах, которые редко чистятся и стираются.
Поэтому среди кочевников быстро распространяются всевозможные заразные бактерии, вирусы и болезни, а отсутствие какой-либо медицинской помощи делает в условиях постоянных передвижений любую болезнь вдвойне заразной и опасной.
4. Неграмотность и отсталость
Дети простых кочевников, в отличие от детей знати - ханов, баев или улемов, в силу постоянных перекочевок не могли регулярно посещать школы. Из-за этого, а также из-за скудости своих знаний, они не могли получать среднее и высшее образование.
Даже имея хорошие способности к учебе, эти дети обычных кочевников, фактически были обречены так же как и их отцы и деды всю жизнь оставаться такими же, почти безграмотными скотоводами и пастухами.
И такие безграмотные люди столетиями составляли подавляющее большинство всех казахов и киргизов.
Особенности ведения кочевого образа жизни в совокупности привели к общей культурной и технической отсталости кочевых народов казахов и киргизов от всех их ближайших оседлых соседей - от тех же узбеков, таджиков и русских.
Даже в XVII веке и казахи, и киргизы еще почти не знали металлургии и не умели отливать пушки и сами делать ручное огнестрельное оружие. И это при постоянной угрозе грабительских набегов джунгар, то есть монголов-ойратов, предков современных калмыков.
Только у детей кочевой знати была возможность отправиться на учебу в традиционные центры мусульманской образованности, в прославленные медресе Самарканда, Бухары, Хивы и Коканда.
До второй половины XIX века ни у казахов, ни у киргизов фактически не было своей национальной светской интеллигенции, своих собственных образованных инженеров, врачей, ветеринаров....
По-моему достаточно... Выводы делайте сами.