Михаил Кедров, проработав в ЧК чуть больше двух лет, успел прославиться на всю страну своим садизмом. Его патологическая жестокость ошеломила видавших виды чекистов. Благодаря этому он вошел в историю как один из самых жестоких палачей Гражданской войны в России.
Михаил Кедров происходил из богатой дворянской семьи, которой был записан в 6-й книге русского дворянства. Родители с детства старались дать сыну хорошее образование. В 16 лет, окончив гимназию, покинул семью и поступил на юридический факультет Московского университета. Но в 1899 году Михаил был исключен из университета за революционную деятельность. В 1900 году поступил в Демидовский юридический лицей города Ярославль. Но уже в 1902 года был вновь исключен за участие антиправительственной сходки студентов.
С 1901 года Михаил Кедров становится членом РСДРП. Партии большевиков он передал часть отцовского наследства, а это веушительные 100 тыс. рублей золотом. Далее была подпольная деятельность, ссылка в Кострому, участие в подготовке революции 1905 года. После поражения последней, занимался распространением большевистской литературы.
В 1912 году Михаил вынужден был уехать в Швейцарию. Именно тогда, поселившись в Берне, произошло сближение Кедрова с Лениным. В то же самое время ему удалось отучиться на врача в Бернском университете. Тогда же в поведении Кедрова были замечены первые признаки психического расстройства. Историк Сергей Мельгунов, в 20-годах высланный из России большевиками, довольно подробно описывает странности в его поведении.
Доктор по образованию и политический эмигрант по профессии, Кедров в Париже занялся „наукой“. Мне говорили, что он решил изучить глотательный процесс в человеческом организме. Происходя из зажиточной, „буржуазной“ семьи, Кедров был человеком со средствами и мог позволить себе заниматься всякими причудами. И причуды выходили у него, действительно, причудами. Рассказывают, что он часами проводил время в созерцании или, точнее, в ощущении своего собственного глотательного процесса, поглощая несметное количество конфет „драже“. Над детьми своими д-р Кедров проделывал иной эксперимент. Высчитав потребное им количество „калорий“, он морил их голодом, не дозволяя выходить из установленной нормы.
В итоге, жена Михаила не выдержала экспериментов и ушла. Следует отметить, что старший брат Михаила умер в психиатрической больнице города Кострома.
После событий октября 1917 года Кедрова назначают комиссаром по демобилизации русской армии. За четыре месяца проведена колоссальная работа по демобилизации 10 млн. солдат, окончательно поставившая крест на русской армии. «Большевистский размах» Кедрова привлек к нему внимание Троцкого, который и назначил его командующим Северным фронтом.
Находясь на должности командующего Кедров не проявил абсолютно никаких военных талантов. Да он и не стремился их проявить. Вместо этого Михаил развернул «энергичную работу» по укреплению местных партийных рядов, принимая «решительные меры к контрреволюционерам и саботажникам». На практике это вылилось в уничтожение всех инакомыслящих. Уже летом 1918 года, то есть еще до официального объявления «красного террора», он превратил Архангельск в одну сплошную бойню.
Социолог Питирим Сорокин, находившийся в то время на Севере, так описал действия Кедрова:
большевистский комиссар Кедров казнил людей сотнями и даже тысячами. Свои жертвы коммунисты расстреливали, топили или забивали до смерти. Чувствуя, как шатается почва под ногами, они пытались укрепить свои позиции безудержным террором.
А вот когда в Архангельск пришла весть о приближении английской эскадры, он тут же выехал в Москву. За что конечно получил нагоняй от Ленина.
Владимир Ильич негодовал:
Вред вашего отъезда доказан отсутствием руководителя в начале движения англичан на Двине. Теперь Вы должны наверстать упущенное.
Вернувшись к исполнению своих прямых обязанностей, Михаил Кедров обосновался в Вологде. По городу прокатилась волна массовых арестов. Было арестовано порядка 2 тыс. человек. И это при том, что в Вологде тогда насчитывалось не более 16 тыс. жителей.
В это самое время в Вологде проживал писатель Владимир Шаламов, который в одном из своих рассказов написал:
В 1918 году в Вологду приехал начальник Северного фронта М. С. Кедров. Первым его распоряжением по укреплению фронта и тыла был расстрел заложников. Двести человек было расстреляно в Вологде, городе, где население шестнадцать тысяч человек. Кедров был тот самый Шигалев, предсказанный Достоевским.
Это был перебор и Михаила Кедрова переводят на новую должность, и не абы какую, а начальника Военного отдела ВЧК, а с декабря того же года начальника Особого отдела. Именно Кедров выступил одним из инициаторов приказа о создании концентрационных лагерей в масштабах всей страны.
В марте 1920 года Кедров был включен в состав специальной правительственной комиссии по расследованию злодеяний интервентов и белогвардейцев на Севере. Прибыв в Мурманск он руководил массовым уничтожением попавших в плен солдат Белой армии Миллера, не успевших эвакуироваться. 800 офицеров были расстреляны чуть ли не в первый день его прибытия. Остальные пленные, а их было около 20 тыс., были отправлены в концлагерь, где практически все и погибли.
Кроме того, по городу и окрестностям прокатилась волна арестов. Кроме людей непролетарского происхождения, были арестованы люди, подозреваемые в сочувствии белогвардейцам. В автобиографии, находящейся в его личном деле, начальник Особого отдела писал о себе:
1919 год. С января Председатель Особого отдела ВЧК, образовавшегося из слияния военного отдела ВЧК и военного контроля РВСР (члены Коллегии: Павловский и Эйдук). Член ВЦИК. По совместительству: член коллегии НКВД, заведующий лагерями принудит. работ Республики… 1920 год. С мая месяца полномочный представитель ВЧК по Архангельской (освобожд. от белых), Вологодской и Северо-Двинской губерн. Член коллегии НКВД (организатор Холмогорского, Пертоминского, Соловецкого лагерей).
Следует отметить, что концлагеря создавались Кедровым не для длительного содержания заключенных, а для их планомерного уничтожения. Так только за первый год в Холмогорском лагере умерло 8 тыс. заключенных. Кедров считал, что бывших врагов необходимо истреблять, а не перевоспитывать.
5 апреля 1921 года председатель Архангельской ГубЧК З. Б. Канцельсон сообщил в ВЧК, что
холмогорский лагерь был организован Кедровым, повторяю Кедровым, секретно исключительно для массовой ликвидации белого офицерства… Заключенных там не было и привозились лишь для ликвидации и никуда оттуда не распределялись.
К началу сентября 1920 года Архангельск получил прозвище «город мертвых».
С окончанием Гражданской войны Кедров покидает ВЧК и занимает различные должности в государственном аппарате. А потом наступил 1937 год. В структуре НКВД начались массовые чистки. 4 апреля 1939 года был арестован и Кедров. На допросах вину не признал. 9 июля 1941 года состоялся суд, на котором Военная коллегия Верховного суда СССР вынесла Михаилу Кедрову оправдательный приговор.
Но это не помешало Л. П. Берии оставить Кедрова в заключении. По личному указанию Берии № 2756/Б от 18 октября 1941 г. предписан к расстрелу запиской сотруднику особых поручений спецгруппы НКВД. 1 ноября 1941 года Кедров был вывезен в Саратов и расстрелян. Место захоронения не известно.
Подписывайтесь на мой канал в Телеграм. Там вы найдете массу уникальных и увлекательных публикаций, которых нет на моем канале на Дзен.