Я не самый большой поклонник китайских фильмов об аутентичном кунг-фу. В азиатском кино мне всегда больше нравились боевики Джона Ву и Ринго Лама, чем приключения стародавних героев, выделывающих невероятные пируэты в воздухе с помощью страховочных тросов. Конечно, я с восторгом смотрел современную классику вроде "Крадущегося тигра, затаившегося дракона" (2000) или "Героя" (2002), однако более ранние фильмы 70-90-х за редким исключением (вроде отменного "Пьяного мастера" (1878) Джеки Чана) прошли мимо меня. Тем не менее, подумал я, надо понемногу заполнять пробелы - и мы с женой просмотрели все шесть частей едва ли не главной китайской франшизы "Однажды в Китае", повествующей о похождениях Вона Фэйхуна, реального исторического героя, невероятно романтизированного благодаря литературе и кино. Встречаются разные написания его имени по-русски, я буду придерживаться одной из наиболее часто употребляемых.
Серия картин о Воне Фэйхуне корнями уходит в популярнейший жанр уся (wuxia), где в полу-сказочном ключе рассказывается о подвигах древних мастеров боевых искусств. Герои уся обладают невероятными способностями - без вреда для здоровья прыгают с огромной высоты, бросают вызов гравитации, паря по воздуху и успевая в полете нанести с десяток ударов врагу, запрыгивают на крыши домов и выделывают невообразимые "фуэте", легко оттолкнувшись от земли.
Действие саги о Фэйхуне имеет место в относительно современном мире, на рубеже XIX-XX веков. И тем не менее в кадре запросто соседствуют фотоаппараты, первые кинокамеры, пароходы, паровозы, пулеметы, револьверы - и полный ассортимент жанра уся. Мастера боевых искусств из "Однажды в Китае" по-прежнему используют инструментарий легендарных героев, с легкостью опровергая законы физики.
Еще одна особенность саги - политизированность. Вон Фэйхун постоянно произносит воодушевляющие речи о китайской идентичности, национальной гордости и единстве, а его враги чаще всего - коварные иностранцы.
"Однажды в Китае" (1991) - оригинальное китайское название - "Вон Фэйхун"
Рискуя рассердить поклонников жанра, скажу честно: первую половину фильма я смотрел без особого интереса и даже скептически подумывал, не поторопился ли с амбицией посмотреть все шесть частей. Сюжет фильма, особенно его завязка, поначалу казался мне довольно сумбурным.
Фэйхун - мастер боевых искусств в городе Фошань, он содержит школу, клинику, тренирует местную милицию. В Фошане объявляется банда рэкетиров, с которой происходят уличные стычки. Инциденты не нравятся губернатору, он во всем винит Фэйхуна и его людей, при этом заискивая перед иностранцами, британским генералом и американским чиновником. Иностранцы чопорны внешне и противны по внутренней сути - генерал прикажет стрелять по безоружным людям, а американец вовсе окажется работорговцем. Все они испытывают неприязнь к независимому Фэйхуну, что неизбежно должно вылиться в открытый конфликт.
У Фэйхуна полно хлопот помимо криминала и коррупции. Объявляется его "тринадцатая тетя", миловидная красотка, которая ему не кровная, а названная родственница. Так что ничего не мешает ей влюбиться в мастера. Фэйхун тоже испытывает симпатию, но робеет и ведет себя как застенчивый юноша. Еще у Фэйхуна есть ученики, двое из которых - Свин и Зубастик - регулярно доставляют учителю дополнительную головную боль.
А еще в городе появляется Фун, молодой энтузиаст кунг-фу. Он знакомится с Фэйхуном и потом встречает голодного бродячего мастера, у которого не хватает денег открыть собственную школу. Фун решает стать учеником последнего и помочь ему найти деньги. Нищий мастер бросает вызов знаменитому Фэйхуну и знакомится с бандой рэкетиров, которые в свою очередь переходят под опеку гнусного американца...
Событий, персонажей и сюжетных линий для не длинного в общем-то фильма более чем достаточно, и для меня было проблемой до поры до времени, как мне казалось, хаотичное и не очень сфокусированное повествование.
Адекватному восприятию мешали и другие особенности фильма. Во-первых, попытки авторов насытить действие шутками, подчас очень специфического характера и исполнения. Я люблю разный юмор, в том числе незамысловатый, но временами уровень "веселья" на экране откровенно рассчитан на зрителя чуть ли не детсадовского возраста. Во-вторых, сбивала с толку манера игры актеров второго плана. Иногда я просто не различал, где проходит линия между нелепым комикованием и серьезными сценами. Я понимаю, что такой стиль уходит корнями в народные традиции, но, честное слово, игра на грани клоунады мешала полноценно воспринимать происходящее на экране.
Однако все резко поменялось, когда со второго часа лента наконец-то набрала полный ход и началось практически безостановочное non-stop действие в бешеном темпе. Вторая половина "Однажды в Китае" - визуальный пир для любителей боевиков, целый час изобретательно придуманных и поставленных поединков и драк. Не успеваешь перевести дух, а одну боевую сцену уже сменяет другая - еще более масштабная и зрелищная. Причем безграничная выдумка постановщиков трюков, невероятная пластика актеров и каскадеров сочетаются с вполне брутальными сценами, обилием трупов и льющейся на экране кровищей. За вторую половину фильма легендарный action-режиссер Цуй Харк получает убедительную пятерку, возможно, с плюсом.
Покритиковав актерскую манеру исполнителей второго плана, выскажу похвальные слова в адрес супер-звезды Джета Ли и его партнёрши, "тринадцатой тети" Розамунд Кван. Джет Ли демонстрирует потрясающее владение телом, феноменальную скорость реакций и движений - что неудивительно для мастера в расцвете карьеры. Хочется отдельно отметить харизму и отличную экранную "химию" между Ли и Кван, и - главное! - отсутствие перебора в "выразительных средствах". Оба актера понимают условный, романтизированный характер их персонажей, необходимость по сценарию изображать нарочито, до нелепости робких влюбленных, которые никак не могут дать волю чувствам, - и играют свои роли с юмором, не переступая грань, отделяющую условность кино от наигранной фальши.
В целом "Однажды в Китае" - отличное начало франшизы, определившее ее облик и модель на будущее. На мой взгляд, Цуй Харк ударной второй половиной полностью затмил недостатки первой и сделал образцовый фильм о боевых искусствах в традиционном духе.
p.s. Далее я буду меньше внимания уделять сюжету, поскольку по большому счету все части следуют единой формуле с набором типовых ингредиентов.
"Однажды в Китае II" (1992)
Первая часть франшизы пользовалась огромным успехом. Не удивительно, что буквально по пятам последовал сиквел, в основном сохранивший тот же костяк съемочной группы.
На сей раз Вон Фэйхун и "тринадцатая тетя" прибывают из Фошаня в объятый смутой Кантон и сталкиваются со зловещей сектой "Белый лотос", которая проповедует ксенофобию и устраивает жестокие расправы над иностранцами и "коллаборационистами" (в фильме есть кадр с окровавленной кожей, содранной с изучающего иностранные языки земляка).
Фэйхун также знакомится с офицером-китайцем, который охотится за Сунь Ят Сеном, реальным историческим персонажем. Сунь Ят Сен со-товарищи готовят революцию с целью превратить Китай в республику, и офицер не остановится ни перед чем, чтобы уничтожить угрозу династии. Ради этой цели он готов устроить резню гражданских и дипломатов в британском консульстве, где лечит раненых в уличных беспорядках врач-революционер...
Кто может остановить кровавый беспредел и расстроить коварные планы? Ответ ясен.
Все ингредиенты удачной модели на месте. Фэйхун наконец-то признается в теплых чувствах "тринадцатой тете". Будет гипертрофированная актерская игра, будут шутки разного качества - в том числе, например, Фэйхун и его ученик накормят европеизированную "тетю" собачьим мясом, сопроводив трапезу туманной фразой, о том, что "каждый любит собак по-своему".
Само собой, будет и ударный финал - долгие, очень изобретательные и кровавые сцены побоища в храме "Белого лотоса" и решительного поединка между Фэйхуном и китайским офицером. В роли последнего - еще одна звезда боевых искусств, Донни Йен, и схватка между двумя легендами кунг-фу - один из лучших эпизодов всей саги. Любопытно, что в XXI веке у Йена тоже будет своя звёздная франшиза о другом знаменитой мастере - Ип Мане.
"Однажды в Китае III" (1993)
Вторая часть саги заработала в прокате даже больше, чем первая. Та же команда по горячим следам выпускает триквел.
Китайская императрица, недовольная растущим влиянием иностранцев, решает больше поощрять кунг-фу для поднятия национальной гордости и духа. С этой целью объявлено соревнование "Танец льва", в котором разные школы будут управлять фигурами львов и сражаться за титул "Короля". Не все претенденты намерены честно бороться за участие в соревновании, и таким образом отбор принимает жестокий, подчас кровавый характер.
В это время Фэйхун и "тринадцатая тетя" приезжают в Пекин навестить отца Фэйхуна и заодно сообщить ему о предстоящей свадьбе. В Пекине пара встречает давнего знакомого "тети" - русского дипломата Томановского. Фэйхун начинает ревновать невесту к русскому, не зная, что тот не только пытается соперничать в романтическом плане, но еще и планирует заговор с целью убить важного китайского государственного деятеля во время "Танца льва". Фэйхун поневоле вовлекается в подготовку к соревнованию, и нет сомнений , что именно ему и его ученикам придется сыграть ключевую роль в зрелищном финальном акте.
Снова на месте все составляющие. Романтические отношения Джета Ли и Розамунд Кван. Непритязательный юмор, в основном сконцентрированный вокруг отца Фэйхуна, который упорно не замечает очевидное и все не может понять, кого же намерен взять в жены сын и что за странная китаянка в иностранных одеждах все время крутится рядом с Фэйхуном.
Много китайской экзотики, пышный китайский двор, красочные костюмы и декорации. И, конечно, обилие сцен действия, среди которых особо следует выделить остроумно задуманную схватку на залитом скольким маслом полу и очень зрелищный финальный поединок за звание короля львиного танца.
"Однажды в Китае IV" (1993)
Третья часть саги тоже пользовалась большим успехом. Так что и четвёртый фильм цикла не заставил себя ждать.
Главное его отличие - отсутствие звезд оригинальной "трилогии". Джета Ли сменил другой мастер китайских единоборств - Винсент Чжао. Милейшая "тринадцатая тетя" Розамунд Кван исчезла из сценария, зато появилась ее сестра, "четырнадцатая тетя", которая, конечно же, влюбляется в Фэйхуна. Бессменный Цуй Харк на этот раз удовлетворился ролью продюсера, отдав режиссерское кресло куда менее именитому Юэню Бану.
Выиграв корону "Танца льва", Фэйхун планирует покинуть Пекин, но патриотически настроенный важный чиновник приглашает его принять участие в новом соревновании. Вызов китайцам бросил союз восьми государств-империалистов, которые хотят победить и таким образом унизить китайскую национальную гордость на их собственном традиционном поле. Понятно, что патриот Фэйхун не может ответить отказом.
Параллельно в повествовании появляется секта феминисток-ксенофобов "Красный фонарь", которые подобно "Белому лотосу" устраивают погромы и убийства иностранцев. Разумеется, с ней столкнётся Фэйхун, и одна из "активисток" даже влюбится в него, но отсутствующей "тринадцатой тете" не стоит беспокоиться за верность жениха: ни боевитая феминистка, ни красотка-сестра не смогут поколебать его стойкость.
Четвертая часть франшизы - самая критическая в отношении иностранцев. Империалисты во главе с германским генералом, а также их азиатские подручные-убийцы показаны в откровенно гротескном, почти карикатурном виде, без намека на полутона и нюансы.
Конечно, жаль, что Джет Ли и Розамунд Кван выпали из франшизы, но рискну сказать, что я быстро привык к Винсенту Чжао. В остальном все ингредиенты по-прежнему на месте. А зрелищные эпизоды даже приобрели более кровавый характер, демонстрируя сцены вроде отсечения женского уха и обезглавливания - кстати, еще одной женщины.
Отсутствие звезд позволило существенно сократить бюджет, но и повлияло на кассовые сборы, которые оказались в разы меньше, чем у предыдущих трех фильмов. Тем не менее четвертая часть заработала достаточно, чтобы свет оперативно увидела пятая.
"Однажды в Китае V" (1994)
Соревнование "Танец льва" в предыдущей части закончилось побоищем, во время которого герои узнали, что империалисты вторглись в Китай и захватили столицу. Фэйхун с отцом и друзьями покидают Пекин и возвращаются в Фошань, чтобы обнаружить, что процветающий портовый городок обезлюдел и обнищал из-за пиратского беспредела. Нетрудно догадаться, что учитель и его ученики возьмутся за дело и доведут его до победного конца. Кстати, это первый фильм франшизы, где китайцы не сталкиваются с иностранцами, тут враги "свои" - доморощенные пираты.
Пятая часть отмечена возвращением Розамунд Кван в роли "тринадцатой тети" и Цуй Харка в качестве режиссера. Вместе с ними вернутся на экран и несколько второстепенных персонажей из первого фильма.
Новая деталь - время не стоит на месте, и Фэйхун с друзьями впервые берут в руки и активно используют огнестрельное оружие. В остальном все как всегда - Фэйхун-Чжао наконец наденет кольцо на палец "тети", однако благодаря "забавным" совпадениям образуется своеобразный любовный треугольник "Фэйхун-тринадцатая тетя-четырнадцатая тетя". Будет сочетание драк, приемов кунг-фу, эффектных прыжков, полетов на прозрачных тросах - и брутальных сцен с отсеченными руками и сотнями отрубленных пиратами пальцев, а исход финального поединка на этот раз решит... залп из пушки.
"Однажды в Китае и Америке" ("Американские приключения", 1997)
Пятая часть саги оказалась финансовым разочарованием, собрав в прокате еще меньше, чем четвертая. Тем не менее, после небольшого перерыва свет увидел шестой - и финальный - фильм франшизы.
Под занавес воссоединилась оригинальная звёздная пара - Джет Ли накануне голливудского дебюта в "Смертельном оружии-4" и милашка Розамунд Кван. Зато "отца" франшизы Цуй Харка сменила еще одна легенда - Саммо Хун, который заодно выступил постановщиком боевых сцен.
Возвращение Джета Ли сразу показало роль супер-звезды в коммерческом успехе проекта. После низких показателей пятого фильма сборы вновь взлетели, во много раз превысив предыдущие цифры и вернувшись к уровню первых трех лент.
Попытки скрестить кунг-фу и вестерн уже предпринимались в Италии времен моды на спагетти-вестерны. "Однажды в Китае и Америке" удачно развивает тему - боевые искусства органично вплетены в типичные для фильмов о Диком Западе ситуации и сюжетные перипетии. В наличии нападение индейцев, потерявший управление дилижанс, ограбления банка, коррумпированный шериф, хитроумные злодеи, драки в салуне и эффектная финальная конфронтация с бандой головорезов. Китайцы, обживающиеся в Америке, естественно, сталкиваются с расизмом со стороны белых, но нет сомнений - Фэйхун и его товарищи решат все проблемы.
Режиссура Саммо Хуна, на мой взгляд, заметно отличается по подходу от почерка Цуй Харка. Во-первых, Хун значительно сократил использование тросов в трюковых сценах. Без них, конечно, не обошлось, но такого сложного "балета в воздухе", как у Харка, в шестой части нет, и кунг-фу сцены выглядят более "реалистично", насколько это в принципе возможно. Во-вторых, Хун явно не требует "смешной" игры от своих актеров, персонажи мало комикуют, и в целом в фильме на порядок меньше "юмора", характерного для картин Харка. В-третьих, с точки зрения "чистого кино" лента Хуна выглядит ближе к более "отполированному" голливудскому исполнению.
Хотя, с другой стороны, может показаться, что в этом состоит слабость финальной главы саги - в фильме Хуна больше голливудского лоска и атмосферы вестерна, зато куда меньше национального колорита и оригинальности уся, характерных для Цуй Харка. В любом, случае, на мой вкус, "Однажды в Китае и Америке" - отличное завершение цикла. К удовольствию зрителей Джет Ли и Розамунд Кван, пройдя массу кровавых испытаний, наконец решают свои разногласия (в том числе появление потенциальной индейской скво) и окончательно находят семейное счастье.
Под конец могу сказать, что с интересом и удовольствием посмотрел все шесть фильмов. В них много специфических для китайского жанра черт, что-то может раздражать, что-то ненамеренно позабавить, что-то показаться невероятно наивным, однако в целом это очень достойная, оригинальная сага о народном герое. Фанатам кунг-фу и уся - смотреть обязательно. Остальным - рекомендую хотя бы из любопытства. Лично я получил хорошую дозу отличного развлечения - время просмотра для меня пролетело незаметно.
p.s. В 1995-96-м годах вышел еще и ТВ сериал из пяти частей, но с вашего позволения я его оставлю за рамками публикации, сфокусировавшись на полнометражных кинофильмах.