Сравнительный анализ булгарских и чувашеязычных эпитафий на памятниках из Волжской Булгарии.
8 минут
111 прочтений
3 сентября 2023
.https://ru-history.livejournal.com/4637048.html13 июля 2016, 14:03
Булгарские мусульманские
Надгробные памятники и эпитафии булгар хорошо изучены. Таких памятников обнаружено около 150 экземпляров. Распространены они в основном на территории Татарстана, но отдельные экземпляры найдены также в Башкортостане, в Ульяновской, Самарской и Оренбургской областях, т.е. на огромной территории бывшей Волжской Булгарии. Судя по их датировке, памятники такие существовали очень долго. Один из ранних памятников, обнаруженный на пороге церкви села Ямбухтино Татарстана и описанный Ахмеровым, датирован 1244 годом [Ахмеров Г., 1909, 125]. Еще более ранний памятник из Билярска, описанный Н.П.Рычковым, но не сохранившийся до наших дней, датирован 1173 годом Существует множество работ повещенных этой теме с 19 века, в частности профессор Катанов.Н.Ф.
В дело изучения надгробных памятников волжских булгар большой вклад внесли Н.И.Воробьев, С.Е.Малов, А.Б.Булатов, А.Рона-Таш, С.Фодор, О.Прицак, Ф.С.Хакимзянов (1987), Д.Г.Мухаметшин (1987), Т.Текин, М.З.Закиев (1977)
Г.В.Юсупов составил и опубликовал первую в истории капитальную монографию по булгарской эпиграфике [Юсупов Г.В., 1960].
Профессору Калинину принадлежит заслуга в сборе и систематизации большого количества булгарских надгробных памятников.
Эти представляют собой типичные мусульманские надгробные стелы с богатой орнаментовкой и изящно оформленной арабской надписью. Верхние кромки этих стел, как правило, закруглены или же килевидно заострены. Орнаменты и надписи на них вырезаны рельефно, в виде выступов, и тщательно загравированы. Буквы выведены затейливым почерком сульс и насх.Памятник из села Старое Ромашкино Чистопольского района. XIV в.
Надписи на этих памятниках весьма многословны: сначала приводится молитвенная формула на арабском языке, затем следует имя погребенного с указанием его родословной, званий и земных заслуг, а в конце приводится дата смерти. Эти сведения написаны на обычном тюркском языке. Например: …Fatima-elci binte Äjüb ibn Mäčkä ibn Junus äl-Bol°ari jegermi iki jašindä vafat boldy… hičrätdän jete jüz unberdä… «Фатима-елчи дочь Аюпа сына Мэчкэ сына Юсуфа Булгарского скончалась в 22 года… по хиджри в 711 году…» или «…содержатель и любящий ученых, строитель мечетей, сборщик пошлин Ибрагим ас-Суари скончался, это было в 714 году истории в месяц джумади четвертого числа…»
В этих эпитафиях присутствуют булгарские тахаллусы (ал-Болгари и ас-Суари), имена погребенных, включая имена их отцов и дедов, почти все являются мусульманскими. Язык памятников обычнотюркский, на основе которого сформировался затем татарский национальный язык.
Кто желает глубже изучить эту тему, как принято даю ссылки: http://tashlar.narod.ru/text/muhamet-hakimz3.htm
http://tashlar.narod.ru/text/muhamet-hakimz2.htmЕсли взять памятники 1-го стиля, написанные на з-языке, то нетрудно догадаться, что они принадлежали волжским булгарам и их нынешним потомкам - волжским татарам. Об этом свидетельствуют и язык, и содержание этих эпитафий, и формы самих памятников, и даже их датировки. Правда, Н. И. Ашмарин и его последователи пытались утверждать, что они написаны на джагатайском (староузбекском) языке и следовательно должны принадлежать среднеазиатским тюркам Ашмарин Н. И. Указанное соч., стр. 84,9414, но это явно нереально. Нереально также утверждение В. Ф. Каховского, В. Д. Димитриева и М. Р. Федотова о принадлежности эпитафий 1-го стиля пришлым золотоордынским татарам и их потомкам."Болгары и чуваши". Чебоксары, 1984, стр. 23-10215, ибо в период появления ранних памятников этого стиля в Булгарии не было еще переселения монголо-татар, поскольку почти до середины XIII века здесь велась повстанческая борьба с завоевателями. Но если бы даже монголо-татары тогда появились в Булгарии, то все равно не могли они ставить мусульманские надгробия, так как были еще язычниками и исламизация их началась лишь при золотоордынском хане Берке. Даже сам факт принадлежности этих эпитафий мусульманам говорит за то, что они принадлежали именно булгарам, ибо в домонгольский период в Волго-Камье не было иных мусульман, кроме булгар. И, наконец, о принадлежности их булгарам говорят содержащиеся в них собственно булгарские тахаллусы "аль-Болгари" и "ас-Сувари" (см. Мухаметшин Д. Г., Хакимзянов Ф. С. Эпиграфические памятники города Булгара. Казань, 1987, стр. 111; Хакимзянов Ф. С. 1978, стр. 158, 188; Его же: 1987, стр. 92-93).16, которых никто, кроме булгар, написать не мог.Исследование по источниковедению истории Булгарии.- Казань, 1980, с. 124, 128-130; Так что памятники 1-го стиля -это, несомненно, творения булгар и их поздних потомков - татар.
А с чего этот сыр-бор, спросите вы? А с того,что в 19 веке были обнаруженны эпитафии, написанные чувашеподобным языком, что дало основание для отождествления булгар с чувашами. И об этом будет моя следующая запись.
Эпиграфические памятники города Булгара
ЧУВАШСКИЕ МУСУЛЬМАНСКИЕ.
При изучении эпитафий на территории Волжской Булгарии ученые обнаружили памятники отличающиеся по своему исполнению и языку от остальных булгарских памятников. Дело в том что там присутствовало много чувашских слов и даже некоторые заимствованные у булгар слова были написаны в чувашском стиле. Это и дало почву для объявления чувашей потомками булгар и даже получило развитии в трудах довольно знаменитых ориенталистов. Но следует обратить внимание на многие вопросы, которые не хотели и не хотят учитывать сторонники этой теории.Ну, а кому же принадлежали памятники 2-го стиля? Если быть объективными, то и здесь ответ довольно простой: поскольку написаны они на тюрко-чувашском языке, значит и принадлежали они чувашам - никто же иной не мог сочинять чувашские эпитафии. Сомнения в этой очевидной истине возникают обычно в связи с тем, что памятники эти принадлежали мусульманам, а чуваши были в прошлом язычниками, принявшими позже христианство. Из-за этого несоответствия памятники эти приписывают булгарам. Авторы, придумавшие эту булгаро-чувашскую версию, почему-то забывают, что не все чуваши были в прошлом язычниками, что были среди них и мусульмане. Они и изготовляли мусульманские надгробия с арабо-чувашскими надписями. Жили они обычно среди своих единоверцев-мусульман и после утраты своего чувашского языка естественно растворялись среди булгар и татар. Поэтому они не сохранились. Они исчезли с исторической арены после 1749 года, когда был принят высочайший указ Российского Сената о преследовании чувашей и других инородцев за переход в магометанство.
Известно, что домонгольские булгары исповедовали ислам ханифатского толка и вообще не практиковали сооружение надгробных памятников. Они, как и многие среднеазиатские тюрки, верили, что чем быстрее исчезнут следы земной жизни человека, чем быстрее сравнится его могильный холм с землей, тем быстрее приобщится его душа к Аллаху. Поэтому в домонгольской Булгарии надгробные памятники были крайней редкостью. Их изготовляли лишь иноземные мастера и ставили на могилах немногих приезжих купцов и проповедников ортодоксального ислама. А после монгольского нашествия, когда страну наводнили иммигранты с юга, обычай ставить памятники стало массовым явлением, чему способствовали, по-видимому, и пришлые священнослужители, занявшие в здешних приходах пустующие вакансии вместо перебитых монголами булгарских мулл. Изготовлением каменных надгробий стали заниматься, по-видимому, в основном чувашеязычные камнетесы, сделавшие это занятие своим ремеслом.
Во- первых данные памятники (названные уже упомянутым профессором Калининым, памятниками "2-го стиля") имеют узкое территориальное распространение, т.е. не на всей территории Булгарии а только в местах прежнего проживания чувашей на землях Татарстана и несколько в приграничных с Чувашией деревнях.
Во-вторых имеет узкие временные рамки только 14век, т.е. время когда ислам был вновь разрешен на территории Поволжья и даже принят основной религией бывших земель контролируемых Ордой. Позже, памятников с чувашскими словами уже не встречается.
В третьих, чувашеязычные эпитафии отличаются по исполнению. Если булгарские эпитафии исполнены выпуклыми буквами, то чуваше подобные- вырезанными. Арка или заостренная или полукруглая то же выполнена не по форме камня а нарисована. Что говорит конечно о более низком мастерстве молодых чувашских камнерезов, по сравнению, имеющими богатый опыт булгарскими.Эпитафии т.н. 2-го стиля, содержащие чувашские слова. Сравните с булгарскими.
В -четвертых В ДАННЫХ ТЕКСТАХ ОТСУТСТВУЮТ ТРАДИЦИОННЫЕ ТАХАЛАУСЫ "АЛЬ-БУЛГАРИ И АС-СУВАРИ"."Антропологический тип Казанских Татар сложился на основе того комплекса антропологических признаков, который был характерен для Болгарского населения Сувара и Болгар» В.П. Алексеев «Очерк происхождения тюркских народов восточной Европы в свете данных краниологии» «Что же касается Болгар, то характерный для них комплекс признаков не улавливается в составе Чувашей по краниологическим данным» стр.249. "Булгарский комплекс признаков составил основу формирования антропологического типа поволжских татар". [Алексеев,там же, 241-246]
И в пятых, ни кто не задумался почему чуваши писали арабицей, если у них вообще до 18 века не было письменности?
По моему и так всем понятен вывод: Чувашские эпитафии были написаны чувашами принявшими ислам в 14 веке. От сюда и их различие с истинно булгарскими эпитафиями т.н. 1-го стиля.
Об этом говорил и Радлов В.В. в 1884 году на 4 археологическом съезде России что чувашеязычные эпитафии написаны "чувашами-мухаммеданами" прошедшими "мухаммеданские школы".
В ранее указанной работе проф. Катанова Н.Ф. "Чувашские слова в булгарских и татарских памятниках" (Казань-1920г) "надо думать, что чуваши принявшие ислам, в 15 веке стали уже настоящими татарами, забыв свое происхождение"(сс 11-12). Находясь в гуще булгар, эти чуваши-месельмены постепенно подвергались ассимиляции местным населением и уже во втором или третьем поколении стали терять свой [22] чувашский язык. Это видно из появившихся в их эпитафиях булгарских слов типа äti/ärdi "было", tуndуjу - тындыйы "успокоился", jаtуjу - йаттыйы "слег" и т. д., которых нет в чувашском языке. Тогда же появились так называемые "эпитафии-билингвы", написанные частично на чувашском, частично на булгарском языках. Например, на чистопольском кладбище найден изготовленный в 1311 году памятник некоему Исмагилу, сыну Мажар-Казый, на котором, по мнению специалистов, хвалебная часть эпитафии написана на булгарском з-языке, а датирующая часть - на чувашском р-языке 17.
То, что пaмятники-2-ro стиля написаны не на чистом чувашском, а на смешанном обычнотюркском и чувашском языке, ясно видно из лексического анализа тюркских слов всей эпитафии 2-го стиля.
На этом и закончим.https://ru-history.livejournal.com/4637048.html13 июля 2016г.