Продолжаю рассказывать о своей прогулке по бывшей царской резиденции, ставшей центром государства на целых семнадцать лет.
Начало было здесь:
Остановилась я перед входом в подземелье с интригующим названием «Последняя тайна Ивана Грозного».
Собравшись с духом, спустилась по ступеням. Толстые стены, декорации-изображения. В полумраке царских белокаменных подвалов голос аудиогида рассказывает о времени интриг и заговоров, окружавших первого российского самодержца, знакомит с многочисленными предположениями и мифами, связанными со смертью — последней тайной Ивана Грозного.
Так и непонятно, от чего он умер в 54 года. То ли болел, то ли отравили, то ли задушили. И про сына известно, что ничего неизвестно. Есть версия об его убийстве врагами, а не отцом.
В советское время проводилась эксгумация останков обоих и обнаружено высокое содержание ртути и мышьяка. У Ивана Ивановича, кстати, никаких следов крови на сохранившихся волосах не нашли, правда сам череп на повреждение было не проверить — рассыпался после открытия гробницы.
После потери главного наследника царь вернулся в Москву, где через три года и закончил свой земной путь правителя-самодержца.
Ещё одна интересная свидетельница 16-го века находится на территории кремля. Распятская церковь с колокольней, возведённая поверх предыдущего храма.
Отсюда совершил свой первый, он же и последний, полёт холоп Никитка, перелетев аж на другой берег реки при помощи деревянных крыльев.
Но его изобретательность и смелость царь не оценил — приказал казнить. Человек, мол, не птица, нечего перечить божьей программе наделения нас ногами, а не крыльями. Вот — эта колокольня.
С апреля по октябрь можно подняться для полёта созерцания на нижнюю галерею. Не скажу, что лестница удобная, но высота небольшая.
Хоть и завершилась былая роль государственной столицы, слобода продолжала пользоваться вниманием царских особ. До того, как стать уездным городом по указу Екатерины ll, сюда приезжали первые Романовы. Одна из них провела в местном монастыре много лет под именем Маргарита. Но об этом чуть позже.
Внизу, в музее, расположенном в стенах бывшей церкви, продолжение темы таинственного 16-го века. Здесь можно увидеть страницы из «Летописного свода» с иллюстрациями о событиях того времени.
Александровская слобода выполняла роль филиала государевой казны. В подвалах кремля хранились кованые сундуки с сокровищами. По легенде, Иван Грозный обладал самой большой в Европе коллекцией драгоценных камней.
Слухами окутана и личная жизнь царя с её беспрецедентным числом свадеб.
Шахматы — любимая игра Ивана Васильевича, во время которой он вдруг умер. Случилось это уже в Москве, спустя три года после смерти старшего царского сына. А вскоре наступило Смутное время…
В 1651 году на территории бывшей резиденции первого русского самодержца царским указом был основан Успенский девичий монастырь. Алексей Тишайший (отец Петра l), почитая Ивана Грозного идеалом мудрого политика, учредил обитель, чтобы обеспечить ежедневное поминовение своего «прадеда». С тех пор члены новой царской династии приезжали сюда на богомолье.
Романовы жертвовали в обитель посуду, драгоценные ткани и шитье, иконы, церковную утварь, пополняли ризницу и библиотеку монастыря.
Среди царских вкладов ocoбoe место занимают издания Московского печатного двора с владельческими записями.
В конце 17-го века обострилась борьба за престол между наследниками Алексея Михайловича. В 1689 году Петр Алексеевич окончательно подавил все волнения и отстранил старшую сестру Софью от трона, сослав её в Новодевичий монастырь. Наступил конец «бунташного века».
Но была ещё одна сестра, подозреваемая в участии государственного переворота — Марфа Алексеевна. Вот её-то и отправили в заточение сюда, в Успенскую обитель.
Для проживания царевны к Распятской церкви-колокольне пристроили белокаменные и деревянные палаты. Сохранились каменные палаты с фрагментами стенной «аспидной» росписи, изразцовая печь и некоторые личные вещи царевны.
В мае 1699 года Марфа Алексеевна приняла постриг под именем Маргарита. Здесь она находилась на особом положении, имея штат боярынь и прислужниц. Большую часть дня инокиня посвящала молитве, а также рукоделию. В палате представлены личные вещи Маргариты: зеркало и ларь для хранения книг.
Стол и шкаф-поставец в убранстве палаты представляют образцы русской мебели конца 17 века парадных покоев русской аристократии и царской семьи. На иконе «Избранные святые» изображены покровители царского дома Романовых.
Семнадцать лет жизни (до восхождения на престол) провела в дворцовом селе и дочь Петра, Елизавета.
Несмотря на популярность у царской семьи, в силу различных исторических причин, Александров не стал крупным промышленным центром, однако со второй половины 19-го века он пережил настоящий расцвет.
Началось масштабное строительство —возводились мануфактуры, фабрики, торговые и доходные дома. Появились почта, телеграф, кинотеатр, учебные заведения.
В 1873-м, благодаря инициативе и предприимчивости местных купцов, через город прошла железная дорога, связавшая его с Москвой и Ярославлем. Главной отличительной особенностью развития уездного Александрова стала именно благотворительность купцов. Они щедро жертвовали деньги на монастыри и храмы, содержание школ, стипендии для малоимущих учеников и т.д.
Жизни купеческой слободы посвящено несколько экспозиций. Одна из них находится в пристройке Успенской церкви, над подвалом с выставкой о тайне Ивана Грозного. Здесь условно воссоздан интерьер торгового заведения, где представлены товары, которые пользовались спросом.
Витрины и прилавки украшала изысканная посуда фарфоровых заводов Кузнецова, Гарднера, Попова, осветительные приборы, конфеты и шоколад, разные сорта чая.
Но самым колоритным товаром в купеческих лавках Александрова были знаменитые на весь мир барановские ситцы, за яркость и красоту удостоенные многочисленных наград на всемирных выставках.
Знакомство с той эпохой продолжается в бывшем Больничном корпусе монастыря постройки 17-го века.
«Мир провинциальной усадьбы» показывает, как жила зажиточная часть населения. Большая часть представленных экспонатов принадлежала представителям старинных купеческих родов Александровского уезда.
Мягкие диваны, кресла, стулья «приглашали» гостей присесть и обсудить литературные произведения, вопросы политики, сыграть в азартные игры. Музыкальные инструменты и новейшая техника того времени позволяли насладиться музыкой и танцами.
Стены гостиных украшались портретами представителей царской фамилии, хозяев дома и их предков, картинами, зеркалами. Освещались помещения люстрами, лампами и канделябрами.
K парадным помещениям также относилась столовая. Вдоль стен ставили буфет с дорогой фарфоровой посудой.
К личным покоям относились спальни и рабочие кабинеты. Кабинет хозяина дома традиционно обставляли без лишних изысков.
Иначе оформлялись комнаты хозяйки. Они четко делились на парадные приемные покои и личные (будуар), где дама проводила время за рукоделием или ведением «документации» домашнего хозяйства.
Стремление окружить себя роскошью распространялось не только на убранство богатых особняков, но и на внешний вид их владельцев. Состоятельные горожане следовали последним новинкам моды в одежде и оформлении своего костюма различными аксессуарами.
Крестьянский быт тоже показан. В деревянном домике, служившим раньше кельей.
Уклад жизни русской деревни на протяжении столетий не претерпевал значительных изменений со времён средневековья. Музейные предметы, представленные на экспозиции, собраны в 1960-2000-е годы во время этнографических экспедиций, и теперь знакомят нас с самобытным миром крестьянина Александровского уезда Владимирской губернии.
В сенях хранились вещи, необходимые в хозяйстве. Практически все они давно ушли из нашей жизни, а когда-то были важными и значимыми для каждого русского человека. Даже просто некоторые названия уже ни о чём нам не говорят. Мне очень понравилось, что здесь о каждом предмете есть описание.
Сравнительно малая площадь крестьянского дома была настолько грамотно организована, что в нём располагалась довольно большая семья, где каждому отводилось свое место в общем пространстве. Существовал чёткий порядок расположения предметов, нацеленный на удобство в употреблении: будь то угол, полка или сундук. Ничего лишнего в хозяйстве не было.
Центральное место занимала печь. Её ставили справа или слева от входа так, чтобы была хорошо освещена. Эта часть дома называлась бабьим кутом. Здесь женщины готовили пищу, пряли, ткали, шили, вязали, тут же нянчили младенцев. Над печью по всей длине стены устраивался деревянный настил — полати, где спали дети, а иногда и взрослые.
По диагонали от печи располагался красный угол. В нём помещалась божница с иконами — обязательный атрибут крестьянского дома. Его украшали вышитыми полотенцами. Под образами стоял обеденный стол.
На этом я, пожалуй, закончу описание музейного комплекса в Александровской слободе. Буду рада, если оно окажется кому-то полезным 🤗. У музея есть свой сайт с актуальной информацией об экспозициях, проводимых мероприятиях и временных выставках.