Найти в Дзене
Volga Bulgarian

ДУНАЙСКИЕ БОЛГАРЫ И ВОЛЖСКИЕ БУЛГАРЫ: КУЛЬТУРНЫЕ ХРОНОТОПЫ СБЛИЖЕНИЯ Мой сайт был взломан!

8 минут 32 прочтения 23 июня 2023 ДУНАЙСКИЕ БОЛГАРЫ И ВОЛЖСКИЕ БУЛГАРЫ: КУЛЬТУРНЫЕ ХРОНОТОПЫ СБЛИЖЕНИЯ Г.В. Владимиров,профессор доктор исторических наук.Великотырновский Университет Академии Наук.Главный советник по культорологии правительства Болгарии Первый хронотоп сближения между болгарами на Дунае и булгарами на Волге возникает в VIII–IX вв. Как известно от источников, около середины VII в. под давлением хазарской угрозы часть болгар (вероятно восточных болгар-уногондур, по классификации болгарского археолога Димитра И. Димитрова) во главе с Аспарухом покидают территорию Великой Болгарии и ориентируются на земли Нижнего Дуная. Еще одна болгарская группа (болгары-котрагы) обосновались «против соплеменников Батбаяна» т. е. где-то в степной зоне к северу от Черного моря и к западу и направляются прямо к бассейну Средней Волги .
Любопытно, что развитие материальной культуры болгар, которые остались на старой территории после распада Великой Болгарии, и культуры Аспаруховых болгар в з

ДУНАЙСКИЕ БОЛГАРЫ И ВОЛЖСКИЕ БУЛГАРЫ: КУЛЬТУРНЫЕ ХРОНОТОПЫ СБЛИЖЕНИЯ

8 минут

32 прочтения

23 июня 2023

-2
-3

ДУНАЙСКИЕ БОЛГАРЫ И ВОЛЖСКИЕ БУЛГАРЫ: КУЛЬТУРНЫЕ ХРОНОТОПЫ СБЛИЖЕНИЯ Г.В. Владимиров,профессор доктор исторических наук.Великотырновский Университет Академии Наук.Главный советник по культорологии правительства Болгарии

-4

Первый хронотоп сближения между болгарами на Дунае и булгарами на Волге возникает в VIII–IX вв. Как известно от источников, около середины VII в. под давлением хазарской угрозы часть болгар (вероятно восточных болгар-уногондур, по классификации болгарского археолога Димитра И. Димитрова) во главе с Аспарухом покидают территорию Великой Болгарии и ориентируются на земли Нижнего Дуная. Еще одна болгарская группа (болгары-котрагы) обосновались «против соплеменников Батбаяна» т. е. где-то в степной зоне к северу от Черного моря и к западу и направляются прямо к бассейну Средней Волги .
Любопытно, что развитие материальной культуры болгар, которые остались на старой территории после распада Великой Болгарии, и культуры Аспаруховых болгар в землях Нижнего Дуная, после окончания VII в., происходит аналогичным образом. Несмотря на большое расстояние, разделяющее их, в культуре и тех, и других зарегистрированы подобные, а иногда и одинаковые черты. Такая близость затрагивает не столько элементы, унаследованные от их совместной жизни в рамках Великой Болгарии до середины VII в. . Оказывается, что малонаселенные степи Северного Причерноморья, которые граничат с Хазарским каганатом и Болгарским государством на Дунае, не исключали возможности поддержания непрерывного культурного обмена между двумя этническими массивами. П Известно, что в первой половине VIII в., в результате арабо-хазарских войн, значительные группы северокавказского населения, в основном аланы и болгары, мигрировали на север и северо-запад, где создали салтово-маяцкую культуру. Во второй половине VIII в., сразу после арабских походов, в бассейне Среднего Поволжья появляется первая массовая волна миграции болгар формировавших волжский вариант салтово-маяцкой культуры (Хлебникова, 1981, с. 148).В начале IX века среди хазар осуществляется разделение власти, в результате чего началась гражданская война, известная в истории как «восстание кабар». В результате этой гражданской войны очередной болгарский массив продвинулся на север и северо-восток, на Среднюю Волгу и Каму (Хузин, 2006, с. 40–41) и на запад к Дунайской Болгарии (Плетнева, 1981, с. 17). Таким образом, в эти страны были перенесены черты быстро развивающейся в то время салтово-маяцкой культуры (Ваклинов, 1977, с. 30). Особенно явно проявляется сближение этих культур в области керамического производства. Значительная часть глиняных изделий в Нижнем Дунае и Среднем Поволжье находит аналогии в керамическом производстве северочерноморского типа. Их своеобразная декорация исключает любую возможность местного происхождения сосудов этого типа. В Дунайской Болгарии очень популярной стала практика поверх ряда предметов наносить символические магические знаки, буквы и сочетания букв, а также использовать рунические буквы и специфические рисункы-графиты (Димитров, 1981, с. 29–30).Очередной фактор, стимулировавший этнодинамику в Северном Причерноморье в последней четверти IX в., – это нашествие печенегов. Жители региона вынуждены мигрировать далеко на север и на запад, снова к Волжской Булгарии и Дунайской Болгарии (Димитров, 1975, с. 50–51; Хузин, 2006, с. 41–42). В конце IX и начале X в. появляется новая волна переселенцев по среднему течению Волги (Казаков, 1997, с. 61–69). Приток болгарских групп, вероятно, происходит от северных лесостепных районов салтово-маяцкой общности, подвергнутых агрессии со стороны печенегов (Хлебникова, Влияние кыпчаков на культуру Волжской Булгарии является фактом. В последние годы появились любопытные археологические данные, свидетельствующие об участии кыпчакского компонента в формировании культуры волжских булгар в XI – начале XIII в. Существует мнение, что кыпчакский элемент проникал постепенно в Волжскую Булгарию домонгольского периода .. Доказательства кыпчакского влияния обнаруживаются в керамике Волжской Булгарии. Наверное, кыпчакские традиции наиболее активно внедрялись в исторические переломные моменты в истории булгарского и булгаро-татарского населения (Владимиров, 2016, с. 350–365). Появление куманов в пределах Византийской империи относится ко второй половине XI в. Интерес представляют материальные следы кочевников в болгарских землях. Присутствие куманов вокруг старой столицы Плиски засвидетельствано двумя «каменными бабами», обнаруженными возле с. Царев брод, западнее Плиски. О таком присутствии свидетельствуют обнаруженная в Преславе надпись на известняковом блоке XII–XIII вв. и серьги в виде знака вопроса из Шуменской крепости и некрополей Преславы и Мадары. Ряд находок из XIII в. – вооружение, ювелирные изделия из крепости Перник – также говорят о присутствии поздних кочевников (Владимиров, 2014, с. 244–249) 1974, с. 67). Третий хронотоп, органически связанный со вторым, обусловлен подчинением Волжской Булгарии Золотой Орде и вассалитетом Дунайской БолгарииЗолотой Орде (Второго болгарского царства). Известно, что монгольское нашествие насильственно прервало самостоятельное историческое развитие Волжской Булгарии и превратило ее в одну из подчиненных областей Золотой Орды. Созданная волжскими булгарами в X–XIII вв. культурная модель модифицируется, адаптируясь к новым услови- 56 Средневековая археология Волго-Уралья ям. Однако, по своей сути она остается неизменной, с типичными характеристиками либерального ислама и вечными ценностями булгар – толерантностью, веротерпимостью, способностью усваивать и передавать культурные традиции (Павлов, Владимиров, 2009, с. 149). Монголо-татарское опустошение и почти постоянное вмешательство в историю болгарского царства на Дунае во второй половине XIII в. оказали негативное влияние на ее экономическую и политическую стабильность. Она становится второстепенной страной, теряет влияние, территории, платит налоги татарским ханам и т. д. От этого выигрывают агрессивные соседи, такие как Венгрия, Византия, Сербия. Золотоордынское господство в Северном Причерноморье и прилегающих к нему районах приводит к эрозии болгарского управления в землях к северу от Дуная. В XIV в. во Втором болгарском царстве начинается процесс относительной стабилизации, который, однако, был не в состоянии преодолеть наследие прошлого века (Павлов, Владимиров, 2009, с. 133). Итак, в данной статье представлены материальные следы «татарской гегемонии» Нижнего Дуная. В другой статье мы размышляли о возможном золотоордынском присутствии в столице Тырново, вероятны доказательства которого – находки из могилы № 47 некрополя в церкви «Св. 40 мучеников» (Владимиров, 2009). Кроме того, на холме Царевец были найдены цветные стеклянные сосуды, являющиеся аналогом подобным изделиям мастерских Золотой Орды (Квинто, 1985, с. 47). Значительное место среди материальных артефактов Золотой Орды занимают монеты. Татарские монеты (прежде всего, из XIV в.) были найдены в некрополе возле с. Янтра (Бъчваров, 1993, с. 88), некрополе в Чиракмане, на территории средневековой крепости Кастрици возле г. Варны, в крепости Мезек, в местности «Равная гора» между селом Оброчище и курортом «Албена» возле г. Балчика (Лазаров, 2008) и т.д. Активизируется торговый обмен от Золотой Орды до болгарских земель, особо импорт текстильных изделий и украшений. Крупные рынки стали местом встреч болгарских торговцев из Нижнего Дуная и Среднего Поволжья. Предметом импорта являлись фрагментированные бронзовые зеркала XIV в., обнаруженные в крепости Кастрици (Плетньов, Лазаренко, Пеев, 2012, с. 459) и на мысе Калиакра (Петрунова, Василева, 2008, с. 650). Особый интерес представляет бронзовый замок в форме лошади из Калиакри, который, несомненно, происходит из Волжской Булгарии Золотоордынское влияние прослеживается и в оружии. Колчане из кости с аппликациями (Мадара, Червен, Плевен и т.д.), имеет аналоги среди образцов Золотой Орды (Рабовянов, 2011). Ценным, но плохо изученным является шлем из села Ясеново около г. Стара Загора (рис. 2), чьи типологические особенности также связаны с улусом Джучи (Горелик, 2003, с. 231–233). Данная статья представляет собой обзор средневековых хронотопов сближения между болгарами на Дунае и на Волге. Современные хронотопы выявляются на Болгарских форумах, инициированных Академией наук Республики Татарстан. Хочу отметить IV Болгарский форум (см. фото на цв. вкл.), на котором потомки дунайских болгар и волжских булгар впервые собрались в Болгарии во имя объективного научного исследования своих общих корней. Значимая[1] публикация принадлежит Христо Коларову. В монографии «Средновековната българска държава» он посвящает целый раздел болгаро-татарским отношениям15. Сначала Коларов рассматривает происхождение монголо-татар и их завоевательные походы в Восточную Европу. Специальный параграф посвящен болгаро-татарским отношениям в ХІІІ–ХІV веках. Очевидны хорошие познания источников и интересные рассуждения о ранних контактах между болгарами и Ордой во время управления ханов Батыя и Берке. Объективно представлена и фигура Ногая как влиятельного, но не единоличного хана Золотой Орды. Его сын Чака, по мнению Коларова, царствовал на болгарском престоле с В болгарской историографии новое политическое объединение на Европейском Востоке, являющееся частью огромной Монгольской империи, рассматривается в рамках двух исторических сюжетов: с одной стороны – судьбы Дунайской Болгарии со второй половины ХІІІ – начала ХІV веков, с другой стороны – Волжской Болгарии в ХІІІ– ХІV веках. Рассмотрим эти два сюжета, их научную обработку, достижения и слабости в интерпретациях и заключениях. Бегунов Ю. К –академик РАН в книге «Сокровища булгарского народа» написал: «Наша цель – сообщить общественности о серьезном многотысячелетнем вкладе Булгарского народа в историю мировой цивилизации и культуры. К сожалению, и в России и в Татарстане находятся «ученые», которые утверждают, что Булгарского народа нет. Этим они наносят вред и Татарстану и его великому народу. Булгарский народ был, есть и будет жить вечно!» Сравнительный анализ субкладов схожих гаплогрупп болгар и поволжских татар.R1a-Z282-CTS11962-L1029-YP263-CTS1211-CTS402....R1b-M269....R1aZ92-93.....E2bM35....G2a-P15-16(Tree Family DNA-idel and bulgaria)

5