Русские летописи о волжских булгарах.
63 прочтения
15 сентября 2022
1. Из письма князя Владимиро-Суздальского Руси киевскому князю Святославу Всеволодовичу: "Отче и брате, се болгары соседи наши…, суть вельми богаты и сильны…" 1182 г. — см.: В.Н.Татищев История Российская. Т.2. М.-Л., 1964. С. 237. 2. СИМЕОНОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ. ПСРЛ. Т. 18. С. 117-118 Зима 1376-1377 г.: поход московско-суздальских войск на Булгар «Тое же зимы князь великии Дмитреи Ивановичь посла князя Дмитрея Михаиловичя Волынскаго ратью на безбожныя Болгары, а князь Дмитреи Костянтиновичь Суждальскыи посла сына своего князя Василья и другаго сына своего князя Ивана, а съ нимъ бояръ и воеводъ и воя многи, и приидоша къ Болгаромъ въ великое говение, месяца Марта въ 16 день, въ понедельник на вербной недели. Погании же Бесерменове изыдоша изъ града, противу ихъ, сташа на бои и начяша стреляти, а инии з граду громъ пущаху, страшаще нашу рать, а друзии самострелныя стрелы пущаху, а инии выехаша на велбудехъ, кони наши полошающе. Наши же никако же устрашающеся грозы ихъ, но крепко противу сташа на бои и устремишася единодушно и скочиша на нихъ; они же окааннии побегоша въ градъ свои, а наши после, бьючи, и убиша Бесерменъ числомъ 70 и высла изъ города князь Болгарскыи Осанъ и Маахматъ Салтанъ, и добиста челомъ князю великому и другому 2000 рублевъ, а воеводамъ и ратемъ 3000 рублевъ. Наши же възвратишася, всю свою волю вземше, а даригу и таможника посадиша, а ссуды и села и зимници пожгоша, а люди посекоша и отъидоша съ победою.» 3. ПОВЕСТЬ О ЧЕСТНОМ ЖИТИИ ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ Федора Ивановича всея Руси // Полное собрание русских летописей. Т.14. М.,1965. С. 3. "Царь же и великий князь Иван Васильевич всеа Руси в лето 7061-го [1552 г.], (…) поиде во мнозе силе и град их великий Казань взят, пределы их Казанския вся поплени и многое множество нечистивых Болгар погуби, оставших же от плена всех под свою царскую десницу покори". 4. ИЗ КНИГИ «Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа» Г.М. Давлетшин г. Казань-2004г. Cтр. 177: «… болгарское посольство все-таки сумело пробудить в князе (Владимире) некоторый интерес к Исламу.. Перед принятием христианства русский князь все же направил своих послов в Болгарию: «Идети первые в Болгары испытайте веры их…» 5. НОВГОРОДСКОМ хартийном списке болгары считаются магометанами. Так под 985 годом записано: «В лето 6493 пошел Владимир (из Киева) с Добрынею своим воеводою на Болгар в ладьях (по Днепру и морем), а Торков повел берегом на конях и так победил болгар, сотворил с ними мир и пошел обратно в Киев», а вот в следующем же году в рассказе о крещении Владимира (который я передаю на современном русском языке) мы читаем: «Пришли (к Владимиру в Киев) болгары магометанской (в подлиннике Бохмицкой1) веры, говоря: — Ты, князь, мудр и смышлен, а не знаешь закона. Веруй в наш закон и поклонись Бохмиту (Магомету). — Какова ваша вера? — спросил Владимир. — Веруем в бога, — ответили они. — А Бохмит (Магомет) нас учит обрезать стыдливый член, не есть свинины, не пить вина. И много иных прельщений сделали они, каких и сказать нельзя. Владимир же сам много любил женщин и блужение. Такое (предложение) было ему сладко, но не любо ему было обрезание члена и неядение мяс свиных, а особенно питья (вина), и он сказал: «Ни за что! Веселье Руси — пить, и без него она не может быть»6. КАЗАНСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ (16 ВЕК) «Бысть же на Оке реке старыи градъ, имянемъ Бряховъ, оттуду же пріиде царь, имянемъ Саинъ, Болгарскіи, и поискавъпо местомъ проходя, въ лета 6680 го, и обрете место на Волге … Место пренарочито, и красно велми, и скотопажно, ипчелисто, и всяцеми семяны родимо, и овощми преизобилно, и зверисто, и рыбно, и всякого много угодья, яко не обрести можно другаго такова места по всеи Рускои земле нигдеже, подобно такову месту красотою и крепостію и угодьемъчеловеческимъ, и не вемъ же, аще есть въ чужихъ земляхъ. И велми царь за то возлюби Саинъ Болгарскіи. Царь же возгради наместе томъ Казань градъ, никому же отъ державныхъ Руси смеюще супротивъ что рещи. И есть градъКазань, стоить доныне, всеми Рускими людми видимъ и знаемъ есть, а не знающимъ слышимъ есть. Наполни такими людми землю ту, еже Черимиса, зовемая Отяки, - тое жъ глаголютъ Ростовскую чернь, забежавши тамо отъкрещенія Русково въ Болгарскихъ жилищахъ, и приложися хъ Казани. И Болгарскія грады обладаютъся царемъ Казанскимъ. То бо бе преже земля Болгарецъ малыхъ за Камою, промежъ великія реки Волги и Белыя Волжки, до Великія Орды Нагаискія. А большіе Болгары на Дунае. И бысть Казань столныи градъ, вместо Бряхова, и вскоре нова орда, и земля благоплодна, и семенита, именита, и медомъкипяща и млекомъ, и дашася по одержаніе и власть и въ наследіе поганымъ. И отъ сего царя Саина преже сего зачася Казань, исловяще юрть Саиновъ». Казанский летописец. Полное собрание русских летописей. Т.XIX. СПб., 1903 г . 7. УСТЮЖСКАЯ ЛЕТОПИСЬ (16 ВЕК) Устюжский летописный свод. Москва-Ленинград. 1950 г . С. 61 «Царьствующу же тогда Тактамышу третьее лђто на Ордђ и на Сараи послав болгары во град Казань ко князем. И повелђгостеи изымати и разграбити и побити, а сам царь поиде на Русь...» 8. Русские летописи «СОФИЙСКАЯ ЛЕТОПИСЬ» том VI . Санкт – Петербург 1853г. Стр.303-304» «В лето 7060 (1552г.) Помысли царь …пойти в свою отчину в Новгород в Свизский. Божей милостью тамо нечто мало поискати … земли Болгарские супротивных его и не покоряющих ему. 9. «ВОСКРЕСЕНСКАЯ ЛЕТОПИСЬ» («Список XVIв.) Том VII. Стр: 126 «В лето 6727 (1218г.) приидоша Болгаре на Устюг и взяша…» 10. ХОЛМОГОРСКАЯ ЛЕТОПИСЬ (16 ВЕК) Холмогорская летопись. Полное собрание русских летописей, т.33 Ленинград, I977 г "Царь... Иван Васильевичь (Грозный в I552 г.)... пошел в Казань имати за своя... царство болгар и Казань... и в те поры пришел... неверный царь крымский... И туто татар многих побили... И тут их царь.., воевод своих, пожаловал, которые ходили против крымского царя. И оттоле царь... пошел имати за собя... юрта болгар и Казани". 11. ИОВ (Иев) - политический и религиозный деятель России, ПАТРИАРХ ВСЕЯ РУСИ (1589-1605 гг.) Повесть о честном житии царя и великого князя Федора Ивановича. Полное собрание русских летописей, т. XIV, Москва, 1965 г . "Еже быша в лета... отца его... царя... Ивана Васильевича... нечестивы Болгари, иже близ Русии пребывающе, живуще по рецеглаголемей Волзе, во мнозех летех приходяще на пределы Русийскаго ею государства и многия пакости деюще православным християном, брани составляюще и пленующе непрес¬танно: по вся лета воеваху и православнаго християнства кровь, якоречьные быстрины, изливатеся мнози же православнии християне от нечестивых побиени быша, ови же в плен отведени имногия и различные муки претерпеша. Царь же... Иван Васильевичь... в лето 7061-гo (1552г.)... поиде во мнозе силе и град их великий Казань взять, пределы их Казанския вся поплени и многое множество нечестивых Болгар погуби, оставших же от плена всех под свою под царскую десницу покори». 12. МАЗУРИНСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ (17 ВЕК) Мазуринский летописец. М.,1968 г., Т. 31. С. 117. Лета 6995 ( 1487 г .) го июля в 9 день воеводы же великого князя князь Данил Холмский и прочии воеводы болгарский град Казань взяша и царя Казанского Алегама поимаша и с царицею, и матерь ево, и братию ево, и сестры его изымаша, и всех их привели к великому князю на Москву.
3