Найти в Дзене
СГСПУ | Знай больше!

Формирование коммуникативных компетенций педагога

Курс «Формирование коммуникативной компетенции педагога» будет полезен всем, кто стремится повысить свою эффективность в общении с учениками, коллегами и родителями. Он помогает рассмотреть ключевые аспекты, необходимые для успешного общения в образовательной среде, включая навыки активного слушания, умение вести конструктивный диалог и разрешение конфликтов. Вы узнаете, как развивать свою способность понимать и учитывать интересы всех участников образовательного процесса, что поможет вам создавать благоприятную атмосферу для обучения и воспитания. Компетенция- совокупность знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения определённой деятельности, помогающих человеку действовать в различных, в том числе и новых для него ситуациях. Компетентность рассматривается как степень освоения компетенции, единство теоретической и практической готовности человека к осуществлению определённой деятельности, к его самостоятельному, ответственному, инициативному взаимодействию с миром. Компетентно
Оглавление

Курс «Формирование коммуникативной компетенции педагога» будет полезен всем, кто стремится повысить свою эффективность в общении с учениками, коллегами и родителями. Он помогает рассмотреть ключевые аспекты, необходимые для успешного общения в образовательной среде, включая навыки активного слушания, умение вести конструктивный диалог и разрешение конфликтов. Вы узнаете, как развивать свою способность понимать и учитывать интересы всех участников образовательного процесса, что поможет вам создавать благоприятную атмосферу для обучения и воспитания.

Что такое компетенция?

Компетенция- совокупность знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения определённой деятельности, помогающих человеку действовать в различных, в том числе и новых для него ситуациях.

Компетентность рассматривается как степень освоения компетенции, единство теоретической и практической готовности человека к осуществлению определённой деятельности, к его самостоятельному, ответственному, инициативному взаимодействию с миром. Компетентность, таким образом, характеризует не только деятельность человека, но и самого человека как субъекта этой деятельности.

Коммуникативная компетенция – способность решать средствами иностранного языка актуальные для учащихся задачи общения в бытовой, учебной, производственной и культурной жизни.

Общение в педагогической сфере характеризуется рядом особенностей, которые определяют содержание коммуникативной компетентности педагога.

Во-первых, в каждодневной деловой жизни коммуникативная компетентность педагога предстаёт как готовность применять лингвистические и языковые знания и способности (компетенции) сообразно с объективной оценкой педагогической ситуации, в связи с чем необходимо представлять репертуар специальных педагогических ситуаций, в которых необходимо её проявление.

Специальные педагогические ситуации многочисленны и очень разнообразны:

  1. ситуация знакомства с обучаемыми, воспитанниками;
  2. объяснение, комментарий, толкование;
  3. выдача распорядительной информации;
  4. оценка деятельности обучаемого;
  5. нарушения норм поведения (шум, разговоры);
  6. ситуация ошибки педагога и многие другие.

Речевые жанры

Каждая педагогическая ситуация требует от педагога владения определёнными речевыми жанрами.

Так, для первого типа ситуаций необходимо владеть жанрами: приветствия, обращения, презентации и т.п.; для второй группы ситуаций - беседы, лекции, вопроса и т.д.; для третьей - распоряжения, требования, приказа, побуждения, совета, просьбы, убеждения и т.д.; для четвёртой - похвалы, комплимента, одобрения, замечания и т.п.; для пятой - замечания, упрёка, угрозы, обвинения и т.п.; для шестой – признания, обещания, извинения, уступки и многими другими жанрами.

Во-вторых, сам педагог должен строже и критичнее, чем любой другой специалист, относиться к своей речи, поскольку речевое поведение педагога является авторитетным образцом для воспитанника, влияет на личность ребёнка и на характер его реагирования на разнообразные обстоятельства.

При этом речь педагога выступает как фактор, формирующий коммуникативные способности ребёнка и преобразующий его внутренний мир. Отсюда одним из путей формирования коммуникативной компетенции обучаемых является путь позитивного преобразования личности педагога.

Педагогу, чтобы научить своих воспитанников строить общение в соответствии с языковыми и речевыми нормами, избегать коммуникативных неудач и т.п., самому необходимо владеть полноценными (эффективными, конструктивными) средствами и способами коммуникативной деятельности. Только тогда, в результате применения таких средств и способов, происходит гармонизация внутреннего мира личности обучаемого, её духовный рост.

В-третьих, коммуникативная компетентность педагога включает в себя обладание компетенциями, необходимыми, с одной стороны, для выполнения профессиональных педагогических функций - обучения и воспитания, - а с другой стороны, - личностными социально (педагогически) значимыми качествами.

В конечном итоге при определении перечня коммуникативных компетенций педагога и их содержания мы должны учитывать, во-первых, профессиональную составляющую, позволяющую качественно и успешно решать педагогические задачи по обучению и воспитанию; во-вторых, социально-личностную составляющую (профессионально значимые личностные качества, общекультурные и духовно-нравственные), регулирующую всю систему отношений педагога с педагогическим сообществом и самим собой.

Конкретное наполнение понятия «профессионально-специальные компетенции» связывается, прежде всего, с анализом запроса работодателей и социальных ожиданий общества, поскольку в специалисте современный рынок ищет не только носителя предметных компетенций, но и хорошего сотрудника, обладающего, помимо специальных знаний и умений.

Коммуникативные компетенции

Важнейшими (наиболее востребованными) и с высоким уровнем владения (достижения) являются следующие коммуникативные компетенции педагога определёнными личностными характеристиками.

  1. Знание особенностей педагогического общения.

Данное знание касается непосредственно педагога, поскольку затрагивает специфическую профессиональную сферу: взаимодействие в системах «педагог - обучаемый», «педагог - группа», «педагог - педагог», «педагог - родитель», «педагог - другие субъекты образовательного процесса».

Это знание должно подкрепляться знаниями, умениями и навыками, определяемыми содержанием психолого-педагогических дисциплин.

2. Умение адекватно использовать коммуникативные средства в различных педагогических ситуациях.

3. Умение варьировать коммуникативные средства в зависимости от особенностей и динамики педагогических ситуаций.

4. Умение строить эффективное коммуникативное взаимодействие в различных педагогических ситуациях.

Это инструментальные, регулятивные умения (пункты 2 – 4), определяющие способность к адаптации в новых коммуникативных условиях и представляющие базу для проявления педагогических умений.

5. Способность легко входить в контакты с обучаемыми, усиливать и поддерживать их (общительность).

6. Стремление к сотрудничеству, проявление искреннего интереса к обучаемому, его деятельности (открытость).

7. Способность адаптироваться в изменяющихся коммуникативных ситуациях, легко «схватывать» проблемы; терпимость к иным точкам зрения, позициям; способность взглянуть на ситуацию и поведение обучаемого с разных точек зрения (гибкость).

8. Способность расположить к себе обучаемого манерой поведения, внешним видом, способность «подать» и «преподнести» себя (эмоциональная привлекательность).

9. Способность к пониманию субъектом самого себя, к сопоставлению самооценки с мнением других участников педагогического взаимодействия, к осмыслению отношений субъектов образовательного процесса, их эмоциональных реакций (рефлексия).

10. Способность постигать эмоциональное состояние, намерения воспринимаемой личности, переживания обучаемого (эмпатичность).

Эти компетенции (пункты 5 – 10) отражают педагогически значимые личностные качества: общительность, открытость, гибкость, эмоциональную привлекательность, эмпатичность, рефлексивность. Формирование этих компетенций особенно необходимо специалистам, чья деятельность связана с повышенной речевой ответственностью, к которым, несомненно, относится и педагог.

Таким образом, коммуникативная компетентность педагога - это сложный феномен. Она представляет единство теоретической и практической готовности и способности человека применять коммуникативные знания и умения, а также личностные качества для успешной деятельности в педагогической области.

Для того, чтобы сформировать или повысить коммуникативные компетенции предлагаем пройти курс «Формирование коммуникативных компетенций педагога».

Авторы статьи:

-3
-4
-5

Руководитель:

-6