Найти в Дзене

Культ святых воинов в русском иконописании. Образ архистратига Михаила

С середины XIII по середину XIV века с особой силой расцветает культ святых воинов. Есть среди «воинских» русских икон образ, в котором отразился ужас, пережитый русичами во время нашествия, и великая их надежда на Силы Небесные. Атрибуция этой иконы не до конца прояснена, но образ как нельзя более созвучен страшным годам после Батыева разорения. Это Явление Архангела Михаила Иисусу Навину (Средняя Русь. XIII в. Государственные музеи Московского Кремля). В Библии повествуется о том, что предводителю войска Израилева Иисусу Навину, осадившему неприступную крепость Иерихон, – ибо окружен был тот город высокими и крепкими стенами, - явился вождь воинства Господня, и возвестил грядущую победу по воле Господа: Я предаю в руки твои Иерихон и царя его и [находящихся в нем] людей сильных; пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды [в день]; и это делай шесть дней; и семь священников пусть несут семь труб юбилейных перед ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг город

С середины XIII по середину XIV века с особой силой расцветает культ святых воинов.

Есть среди «воинских» русских икон образ, в котором отразился ужас, пережитый русичами во время нашествия, и великая их надежда на Силы Небесные. Атрибуция этой иконы не до конца прояснена, но образ как нельзя более созвучен страшным годам после Батыева разорения.

Это Явление Архангела Михаила Иисусу Навину (Средняя Русь. XIII в. Государственные музеи Московского Кремля).

Явление архангела Михаила Иисусу Навину. XIII век. Успенский собор Московского Кремля, Москва
Явление архангела Михаила Иисусу Навину. XIII век. Успенский собор Московского Кремля, Москва

В Библии повествуется о том, что предводителю войска Израилева Иисусу Навину, осадившему неприступную крепость Иерихон, – ибо окружен был тот город высокими и крепкими стенами, - явился вождь воинства Господня, и возвестил грядущую победу по воле Господа: Я предаю в руки твои Иерихон и царя его и [находящихся в нем] людей сильных; пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды [в день]; и это делай шесть дней; и семь священников пусть несут семь труб юбилейных перед ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами; когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и весь народ войдет в город, устремившись каждый с своей стороны (Нав. 5, 13-15).

Сжавшаяся от ужаса коленопреклоненная фигурка изображена у ног Архангела. Такой образ созвучен той страшной године, когда не на кого было, кроме небесных защитников, надеяться русскому человеку. И ниоткуда не было спасения, кроме как от Бога и Его воинства.

Один из самых торжественных образов явлен в крупноформатной иконе Собор архангелов Михаила и Гавриила (около 1272 или 1276, ГРМ) из Михайло-Архангельского монастыря в Великом Устюге.

Собор архангелов Михаила и Гавриила. Около 1272 или 1276, ГРМ.
Собор архангелов Михаила и Гавриила. Около 1272 или 1276, ГРМ.

Торжественно предстоящие фигуры предводителя небесного воинства архангела Михаила и архангела-вестника Гавриила держат диск с поясным изображением Христа Еммануила. Строго симметричная композиция, стройные неподвижные фигуры в так называемых лоратных одеяниях, украшенных орнаментом, имитирующим драгоценные камни, нарядная гамма, в которой сочетаются локальные синие, киноварно-красные, пурпурно-коричневые, светло-охристые, белые цвета. Спокойные, бесстрастные лики. Это само воплощение уверенности и силы «посредников между Богом и людьми», «заступников, причастных к делу спасения, через которых человеческому роду ниспосылаются чудеса и благодать. В образе архангела Михаила подчеркивается роль воеводы бесплотных сил, победителя врагов(…)»

Так же торжествен образ в иконе Архангел Михаил (около 1300, Ярославль), ныне хранящийся в Третьяковской галерее.

Архангел Михаил. Около 1300, Ярославль. Государственная Третьяковская галерея
Архангел Михаил. Около 1300, Ярославль. Государственная Третьяковская галерея

Икона происходит из храма Архангела Михаила на реке Которосли в Ярославле. Занимающая всю плоскость большемерной доски, словно заполняющая все видимое пространство от земли до небес, фигура архистратига небесного воинства производит впечатление мощи, устойчивости, силы - тех качеств, к которым взывала душа русского человека, ищущего защиты от жестокой реальности.

Изображение так же, как икона Собор Архангелов Михаила и Гавриила, принадлежит к числу лоратных – архангел изображен в одеждах византийского придворного, хотя чаще его можно видеть на иконах в облике ангельском - в хитоне и гиматии или в воинском доспехе. Одной рукой он опирается на мерило с красным навершием, в другой держит зерцало с образом Спаса Эммануила.

Композиция построена так, что создается впечатление, близкое тому, какое производит икона Явление Архангела Михаила Иисусу Навину. Кажется, в небеса упирается голова Архистратига, от края до края доски распростерты мощные крылья. Огромен и всесилен небесный защитник.

Собор Святого Архистратига Михаила в Кремле (Архангельский собор). Фото с сайта experience.tripster.ru
Собор Святого Архистратига Михаила в Кремле (Архангельский собор). Фото с сайта experience.tripster.ru

В связи с этой иконой возникает необходимость сказать еще об одном аспекте культа архистратига Михаила, несомненно, очень важном в годы монгольского ига: этот небесный воин почитался и как проводник душ в загробном мире. Не случайно мемориальный собор Московского Кремля с гробницами русских князей освящен во имя Михаила Архангела. И та церковь Архангела Михаила в Ярославле, из которой происходит образ 1300 года, была храмом поминальным: ее в 1299 или 1300 году восстановила княгиня Анна в память о муже, ярославском князе Федоре Ростиславиче Черном.

В иконе тверского письма второй половины XIV века, хранящейся в ГТГ, архистратиг явлен в грозном воинском облике, с поднятым в правой руке мечом, с широко раскрытыми за спиной, словно готовыми к полету крыльями. Нет в этой иконе той высокой маэстрии, какая характерна для многих домонгольских работ кисти изографов, прошедших выучку у греков. Но и это творение, как многие другие, несет на себе след самостоятельного поиска выразительности образа и простодушной веры в его силу.

Архангел Михаил. Вторая половина XIV века. ГТГ
Архангел Михаил. Вторая половина XIV века. ГТГ

Но важнее другое: в этой иконе отражается изменение состояния духа русских людей ко времени Куликовской битвы, она свидетельствует о возросшей и укрепившейся силе духа народа, готового поднять меч во имя своего возрождения.

Нонна Яковлева