Ирина, расскажи, как началось твое увлечение живописью, помнишь свою первую картину?
Кажется, что я рисую всю жизнь, мне всегда нравилось делать что-то своими руками. Творить любым образом.
Первая картина — это та, которую до сих пор вспоминает моя мама. Только представьте - зима и очень долгий период времени постоянная серость, но вечером совсем другое. Вечером, когда солнце уходит за облака, зажигаются фонарики и огонечки в окнах домов, светофоры на улицах и сразу все становится цветным.
На картине изображена обычная панелька зимнем вечером, рядом детская горка, где катаются ребятишки и в окнах свет.
По словам моей мамы, когда она увидела эту картину, она была шокирована, насколько там передан эффект цвета и света, и как действительно горят эти окошки. Первую картину я нарисовала примерно в 10 лет. Я постараюсь ее найти.
Каким был твой карьерный путь до возвращения к искусству? Какие профессии ты пробовали?
Я по первому образованию рекламный агент, но по факту обучения, скорее больше графический дизайнер с рекламным уклоном.
Умею и рисовать, и фотографировать, и организовывать, и еще я маркетолог, и продюсер.
В общем я везде поспела.
Эта профессия мне понравилась изначально, потому что она объединяла в себе все мои творческие и социальные увлечения.
Первое образование — больше дизайнерское, второе высшее - пиарщик.
Был момент, когда я работала детским аниматором в ресторане. 8 часов сидела в игровой комнате, никому не рекомендую эту работу. ))
Меня всегда жрало внутри, что я вообще не для всего этого создана. И мне никогда не нравилось, что мне приходится под кого-то подстраиваться, бесконечно делать что-то, потому что вот так “они” решили.
Последние два или три года были для меня очень тяжелыми.
Я проходила через упаднические и кризисные состояния, выгорания, депрессивные истории.
Работала на проектах, где я очень много смотрела на людей, которые проявляются, но при этом я сама себя не проявляла, и меня это душило.
И это только усугубляло и ухудшало мое состояние и настроение. Я считаю, что получила колоссальный опыт за время работы с чужими проектами.
И на самом деле я безумно благодарна всем людям, с которыми я когда-либо сталкивалась по работе. Я наблюдала за ними, потому что наблюдение для меня — это самый главный источник информации.
Наблюдая - я учусь.
Что стало той самой точкой, когда ты решила оставить другие работы и вернуться к живописи?
Я очень много пахала, не побоюсь этого слова.
Пахала днями, ночами.
Я могла не есть, не спать, только работать. Причем не всегда за стоящие деньги. И очень, очень много нервничала.
В отпуске я задумалась!
Ну вот я так пашу, и сколько я еще смогу так пахать? Действительно ли так надо пахать каждый день? Каждый раз? Всегда? Если я так пашу, то жить-то мне когда? А что станет с моим здоровьем? А что станет с моей внешностью?
Я молодая и красивая женщина. По возвращению из отпуска я почувствовала накат сильнейшей просто невероятной тревоги, потому что мне просто нужно было вступать в контакт, в рабочие разговоры, просто коммуницировать с коллегами и клиентами.
Я решила, что я больше так делать не буду. Я выбрала себя!
Продолжаю пересматривать полностью свой подход к работе, потому что тот мотор, который у меня есть, требует очень грамотного управления. Быть не рабочей лошадкой, а грациозной ланью, которая идет ввысь.
У меня есть интересный инструмент - называется он "Вопросы". Дома на зеркале висит наклейка с надписью: "Что я люблю делать, и это настолько легко для меня, что я предполагаю, что никто никогда не заплатит мне за это?"
Какие эмоции тебя охватывают, когда ты пишешь картины? Какие темы и сюжеты в них преобладают?
Есть ощущение внутри меня, что когда я рисую что-то новое, я как будто бы не учусь, а я вспоминаю. Это очень странно, интересно, но это так.
Мне очень нравится, что получается отпустить все мысли и чувства, я ловлю поток и остаюсь в нем. Картина как будто бы сама рождается, а я проводник. Мне нравится такой подход.
Искусство рождается в процессе, все создается в процессе.
Можно очень долго сидеть, придумывать, ходить вокруг да около, смотреть референсы и так далее, но пока ты сам не потрогаешь руками и не начнешь делать - ничего не будет, ничего не родится.
Сейчас у меня в работе картина, которая изначально задумывалась абстракцией. Я налила различные краски, ассоциированные с огнем: оранжевый, красный, белый для контраста, сделала харизматичные мазки и один последний мазок был похож на кудряшку, которая свисает со лба.
Я отошла, посмотрела, думаю, ну сюда нужны глаза и начала сразу это воплощать в жизнь. Один мазок, который создал ассоциацию, и ты уже понимаешь, что здесь должно быть.
Свободная голова, жить без зацикленности на том, что нужно срочно придумать идею. Идеи сами рождаются, как только для них появляется пространство.
Какие художники или искусства в целом вдохновляют тебя на создание своих работ?
Я обожаю Рериха и Куинджи. Мне очень нравится то, как можно передать цвета, контрасты, свет, как сделать так, чтобы картинка светилась. Я могу стоять часами и смотреть на картины Рериха.
Есть ли у тебя ритуалы или привычки, которые помогают тебе сосредоточиться?
У меня есть джинсовый комбинезон, который я купила на барахолке за 500 рублей. И он весь разрисован красками. Вот это моя любимая одежда, в которой я пишу.
Как ты пришла к идее проводить открытые мастер-классы по рисованию для всех желающих?
Когда было очень тяжелое время в обществе, много знакомых уезжали, многие были в шоке. И я сделала первый благотворительный класс.
Звала всех рисовать и поддерживать друг друга, и обниматься.
Очень интересно, что каждый был погружен в себя, в свой процесс. Все потом говорили о том, как им было тепло и приятно выпустить пар и свою агрессию, которая есть внутри, но деть ее было некуда.
В такие сложные времена я помогала себе и помогала другим, чем могла.
Какие самые запоминающиеся моменты происходили на ваших творческих встречах?
На одной из встреч была участница, который никогда не рисовала. Она пришла в трудный для себя жизненный период. Я помню, как мы вместе создавали картину, как я поддерживала ее, помогала выбрать нужные цвета и технику, чтобы "выговориться" через искусство. Ее работа стала настоящим напоминанием о том, что в жизни всегда есть место для надежды и любви.
Как люди реагируют на возможность попробовать себя в рисовании впервые?
Многие приходят с опасениями и неуверенностью, думая, что не могут рисовать. Но стоит только начать. Я наблюдала, как участники, которые пришли с мыслью «я не умею», начинают творить и создают удивительные работы. Как будто происходит магия — они открывают в себе новые грани и эмоции. Видеть, как они уходят с улыбкой и гордостью за свои картины, — это лучший подарок для меня.
С какими самыми большими трудностями ты столкнулась при организации таких мероприятий?
Пиар. Конкуренция на рынке мероприятий достаточно высокая. Я хочу, чтобы о мероприятиях узнало как можно больше людей, но порой сталкиваюсь с недостатком ресурсов и возможностей для продвижения. Нужно постоянно искать новые пути, чтобы привлечь внимание и создать интерес к событиям. Каждое новое мероприятие — это шанс сделать что-то особенное, и я стараюсь максимально использовать все доступные средства, чтобы донести до людей информацию о них.
Как ты находишь баланс между бизнесом и творчеством, когда одно поддерживает другое?
Для меня это как танец — важно чувствовать ритм. Мой опыт в маркетинге помогает мне продвигать мастер-классы, а они, в свою очередь, вдохновляет на новые творческие идеи. Я вижу, как искусство и бизнес переплетаются: общение с участниками, их отзывы и желания вдохновляют меня создавать новые работы. Это постоянный процесс, где каждое мероприятие питает моё творчество, а именно творческий ПРОЦЕСС делает мои мастер-классы уникальными.
Зачем людям важно проявлять творческое начало и заниматься искусством?
Искусство помогает выразить чувства, осознать переживания и найти гармонию. Помогает успокоиться, унестись в медитацию и погрузиться в процесс. В мире, полном стресса и суеты, именно творчество позволяет остановиться и заглянуть внутрь себя. Это может стать настоящей арт-терапией, где каждый может отпустить свои тревоги и найти утешение.
Искусство — это путь к пониманию себя и своего места в мире.
Как ты определяешь успех в своей текущей деятельности?
Эмоциях участников, благодарность - самое главное. Но и не будем скрывать, денежная сторона тоже важна. Я разделяю здесь. Мастер-классы — это про людей, про эмоции, а создание картин и искусство должно иметь свою ценность и стоить дорого. Успех — это когда я вижу, как мои работы находят новые дома и радуют людей, а также когда люди после арт-мероприятий уходят с радостью и желанием вернуться.
Я верю в свободу самовыражения.
Мой подход — это создать пространство, где каждый может экспериментировать и рисовать без страха сделать ошибку. Я начинаю с простых упражнений, чтобы участники могли освоить базовые техники, а затем предоставляю им возможность создать что-то своё. Я всегда говорю: "Важно не то, что получится в итоге, а то, как вы себя чувствуете в процессе". Это и есть единственный правильный путь.
Какое значение имеют твои картины для тебя самой?
Картины для меня, прежде всего - процесс создания и восстановления моего психического баланса. За это я люблю живопись, а абстракция — это моя отдушина.
Я считаю, что стиль художника меняется вместе с тем, как художник сам меняет жизнь. Это все такая динамичная единица.
Нет ничего постоянного.
У меня есть мечта.
Я очень хочу свое пространство-мастерскую, в него могли бы приходить люди и творить.
Мне хочется создать свое пространство, в котором прежде всего помогали раскрывать потенциал. Мне кажется, что до этого очень далеко, но посмотрим может когда-нибудь она сбудется. Я в это очень верю.
Мне интересно изучать историю, связанную с влиянием творчества на психологическое состояние человека.
Я считаю, что искусство должно стоить дорого.
Какими качествами, по-твоему, должен обладать человек, чтобы заниматься живописью профессионально? Нужно уметь продвигать себя, потому что очень многое кажется достаточно абстрактным в профессии художника. Но чтобы быть успешным художником, нужно уметь сочетать творчество и структуру. Нужно их помирить и балансировать, чтобы они работали во благо друг другу.
Иначе все поговорки про бедных художников становятся правдой.
Что ты делаешь с творческими кризисами, и как они на тебя влияют? Лучшее лекарство, которое я нашла — это ничего не делать с этим.
Ни в коем случае не надо выдавливать из себя, потому что это приведет только к большему выгоранию. Если случился творческий кризис, тогда надо получить новые впечатления, отдохнуть и не думать, “что дальше?”. Оно придет. Это этап, который нужно прожить со всей полнотой, каким бы неприятным он порой не был.
Был ли момент, когда ты чуть не сдалась и вернулась к прошлой работе? Мне кажется, регулярно бывает такое, и не только у меня, что хочется сдаться и пойти в найм. Я знаю, как сильно потом меня захватит горечь от того, что нет ни сил, ни времени на свои проекты и на то, чтобы реализовывать свой потенциал, потому что я всегда этого хотела.
Наверное, ощущение, что я себе это не прощу, оно заставляет двигаться вперед, а продолжая двигаться, мы идём и придём. Обязательно придём к тому, чего хочется.
Какие уроки ты извлекла из своей карьеры до возвращения к истокам? Самое главное — не нужно бояться пробовать, не нужно доводить изначально всё до идеала, чтобы сделать первый шаг.
Сейчас работаю над своими мастер-классами, продаю свои картины, создаю серию открыток с принтами.
Главное двигаться и по ходу действий анализировать и улучшать процесс. И в этом есть жизнь.
Случались ли на твоих встречах интересные или удивительные ситуации, о которых можно рассказать? На последнем мастер-классе купила билет девушка с фамилией и именем моей одноклассницы. Я была этому очень удивлена, когда-то мы хорошо дружили. Жду ее с нетерпением, а приходит совершенно другая девушка со своей подругой, которых я вообще не знаю. Однофамилицы. И это было так удивительно, мы посмеялись.
Какие три совета ты можешь дать тем, кто хочет превратить свое хобби в бизнес?
Хороший вопрос и мне есть что сказать.
Анализировать рынок, смотреть конкурентов. Не заниматься перфекционизмом и продолжать идти. Не ограничиваться, если ваше хобби — это творческий процесс, то ни в коем случае не нужно его загонять в рамки (но это не отменяет дисциплины).
И обязательно вести календарь планирования, дедлайны — это ответственность за свое дело.
Могут ли встречи и общение через искусство изменить жизнь людей? Совершенно точно да. Приходила ко мне девушка на мастер-класс в очень сложный период своей жизни. Тяжелое расставание, сложности с работой. все сложно, больно, тяжело. И с помощью цвета, художественных приемов, она проживала и переносила свои чувства на холст.
Это была ее возможность выговориться. И за время мастер-класса она прожила эту историю. Она от этой боли поднялась к вере в себя. И сделала для себя важное напоминание в этой картине. Я знаю, что эта картина стоит у неё дома до сих пор, на видном месте.
Совершенно точно искусство может менять жизни. Я говорю об этом, а у меня мурашки по коже.
Что для тебя означает быть частью социального проекта, и какую пользу, по твоему мнению, он приносит обществу? Рассказать и поделиться — это исцеление, а когда это ещё и услышали, это вдвойне приятно и важно для того, кто говорит. Но и поддерживающий эффект для тех, кто видит себя в этих историях, в этих мечтах, в действиях, смыслах, в рассказах. Просто понимать, что ты не один. Понимать, что все мы люди. Все мы здесь живем. Живем первый раз эту жизнь. И ищем себя, ищем свое.
Объединение, поддержка и любовь.
Я желаю вам исполнять свои мечты.
Не тратить огромное количества времени, которого и не так много, на отговорки и прочие откладывания. Идти за зовом сердца. Делать, как считаешь верным внутри. Мечты сбываются, если делать что-то, чтобы они сбывались. Нет ничего не реализуемого. Ну ладно, практически ничего, когда нужно найти что-то не находимое, оно находится.
Желаю идти по сердцу, жить по сердцу и исполнять свои мечты!
Ирина, спасибо за творческую и живописную историю!
Контакты героини проекта Ирины Новицкой - https://t.me/irene_novichka
Подписывайтесь на наш телеграм канал https://t.me/smartstories1 Делитесь своими историями на нашем сайте https://smartstories.ru/