Новый корпус Третьяковской галереи, строительство которого москвичи наблюдали целых десять лет, наконец распахнул свои двери. Премьера столь долгожданного нового пространства требовала масштабной выставки, достойной такого события. Руководство музея, словно опытный игрок в карты, решило рискнуть и начать с козырей — ретроспективы творчества передвижников. Это смело — намного проще было бы сделать монографическую выставку. Но нет, перед нами амбициозная попытка охватить целый пласт в истории искусства.
Передвижники - тема одновременно беспроигрышная и безопасная, но и сложная. Она - как подать пирожки с картошкой на званом приеме: всем привычно, все любят, но если не найдешь изюминку и плохо постараешься — скажут, что пресно и невкусно.
Картины передвижников известны всем со школьной скамьи. Для многих они - не только общепризнанная классика, но и вершина русского искусства. Эталон, крепкий фундамент, на котором строится наше культурное самосознание.
Но такая популярность имеет и обратную сторону: для многих передвижники превратились в скучную классику. Слишком долго их пиарили как единственно правильное искусство, особенно в советское время. Вспомните эти фразы: «прогрессивное реалистическое искусство», «обличение социального неравенства»… Слушать больно, видеть скучно.
Да и хронология движения не делает задачу проще. Товарищество передвижных художественных выставок существовало с 1870 по 1923 год — 53 года, полувековая эпопея! За это время Товарищество провело 48 выставок, а через его ряды прошло более 500 художников. Попробуй объять такое наследие!
Кроме того, Третьяковская галерея обладает лучшей в стране коллекцией работ передвижников. Из 150 полотен на выставке 110 принадлежат ей. Но именно в этом и кроется риск: большинство этих картин мы уже неоднократно видели в основной экспозиции музея. Отсюда неизбежный вопрос: а что нового смогут показать кураторы?
Согласитесь, организация такой выставки - задача повышенной сложности. Представьте, кураторам нужно было взять этот неподъемный багаж и заставить нас взглянуть на передвижников по-новому, не просто показать передвижников, но и встряхнуть их, снять пыль стереотипов и напомнить, что это не просто «картинки из учебников».
Ну что ж, давайте посмотрим, что в результате получилось у Третьяковской галереи.
Выставочное пространство разделено на две части. Первая - это передвижники "в чистом виде". Вторая - посвящена тем, кто ушёл от передвижничества и стал двигателем нового русского искусства. Это деление поддерживается цветовым решением: первая часть выдержана в серых и бордовых цветах, вторая оформлена синим цветом.
Первая - "передвижническая" - часть выставки не монолитна. В начале зритель помещается в контекст первой выставки Товарищества, которая открылась в Петербурге в 1871 году.
С первых шагов мы встречаемся с признанными шедеврами - "Охотники на привале" В. Перова, "Грачи прилетели" А. Саврасова, "Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" Н. Ге. Те самые картины, которые на выставке 1871 года, вызвали ажиотаж. Для нас же они — словно гимн передвижничества, хедлайнеры, которые знают даже те, кто к искусству относится, мягко говоря, прохладно.
Дальше кураторы проводят зрителя сквозь темы, которые раскрывались в творчестве художников-передвижников, показывая, что передвижничество - это не только социально-бытовые сюжеты, в нем было место и трогательным пейзажам, и психологическим портретам, и философским рассуждениям о судьбе России.
Завершается первая часть выставки периодом кризиса в Товариществе. Когда-то эти художники были бунтарями, но с годами сами стали консерваторами. История описала полный круг и передвижники пришли к тому, с чего начиналась их собственная история. Молодёжь начала искать свободы и покидать его ряды, как когда-то Крамской с друзьями покинул Академию. В результате из Товарищества ушли многие художники. Среди «беглецов» — В.Серов, М. Нестеров, А. Архипов, А. Васнецов и другие.
Передвижникам вне Товарищества передвижных художественных выставок и посвящена вторая часть выставки.
Итак, что мы имеем в итоге? Кураторы обещали "показать через передвижничество развитие русского искусства, продемонстрировать, что передвижники являлись естественной частью русского искусства, его будущего, которое развивалось, стартовало и рождалось внутри передвижничества".
И с этой задачей, на мой взгляд, они справились. Передвижников выставляют не впервые, но кураторы сделали акцент на главном: показать их как живое движение, которые являлось неотъемлемой частью эволюции русского искусства.
Конечно, можно посетовать, что на выставке мало работ из других музеев. Например, из Русского музея или региональных коллекций. Но даже в этом составе экспозиция работает.
Кстати, отдельный плюс — грамотное освещение. Бликов на картинах, которые так обычно раздражают на выставках в Третьяковке , теперь нет.
И напоследок - если вы давно не видели передвижников или думаете, что знаете о них всё, сходите. Это тот случай, когда хрестоматийные образы заиграли новыми красками. Выставка получилась не революционной, но крепкой.
📍Государственная Третьяковская галерея Новый Корпус, Кадашевская наб., 10, строение 1. Стоимость входного билета - 900 руб (льготный билет - 540/450 руб)
Вы уже посетили "Передвижников?" Если да, буду рада, если поделитесь впечатлениями