Найти в Дзене

Билеты к дифференцированному зачету по учебной дисциплине«БИОЛОГИЯ»

для студентов 1 курса 2024 БИЛЕТ №1 Вопрос - 1 Краткая история развития биологии. Биология как комплексная дисциплина. / Вклад в науку таких ученых, как Ламак, Дарвин, Мендель, Морган, Шлейден, Шван и др./ Взаимосвязь биологии с химией, физикой, математикой, психологией, географиейи др/ Вопрос - 2. Способы вегетативного размножения. Сравнение бесполого и полового размножения. /Дать определение вегетативного размножения, перечислить методы вегетативного размножения и привести примеры растений размножающихся: клубнями, луковицами, корневищами, листьями, черенками и т.д/ Дать сравнительный анализ основных характеристик бесполого и полового размножения./ --------------------------------------------------------------------------------------------- БИЛЕТ №2 Вопрос - 1 Клеточная теория. /Научный труд Чарльза Дарвина. Исследования Антони ван Левенгука, Карла Линнея и Луи Пастера./ Написать основные положения (3) первой клеточной теории, созданной в 19 веке М.Шлейденом и Т.Шваном./ Написать о

для студентов 1 курса

2024

БИЛЕТ №1

Вопрос - 1

Краткая история развития биологии. Биология как комплексная дисциплина. / Вклад в науку таких ученых, как Ламак, Дарвин, Мендель, Морган, Шлейден, Шван и др./ Взаимосвязь биологии с химией, физикой, математикой, психологией, географиейи др/

Вопрос - 2.

Способы вегетативного размножения. Сравнение бесполого и полового размножения. /Дать определение вегетативного размножения, перечислить методы вегетативного размножения и привести примеры растений размножающихся: клубнями, луковицами, корневищами, листьями, черенками и т.д/ Дать сравнительный анализ основных характеристик бесполого и полового размножения./

---------------------------------------------------------------------------------------------

БИЛЕТ №2

Вопрос - 1

Клеточная теория. /Научный труд Чарльза Дарвина. Исследования Антони ван Левенгука, Карла Линнея и Луи Пастера./ Написать основные положения (3) первой клеточной теории, созданной в 19 веке М.Шлейденом и Т.Шваном./ Написать основные положения (4) современной клеточной теории.

Вопрос - 2.

Половой процесс у животных. Развитие половых клеток. / Раскрыть понятия «оогенез» и «сперматогенез». Нарисовать схемы оогенеза и сперматогенеза. Написать стадии развития половых клеток./

БИЛЕТ №3

Вопрос - 1

Методы исследования в биологии. / Раскрыть суть таких методов исследования, как: научный, эмпирический, комплексный, наблюдение, описание, измерение, сравнение, моделирование, эксперимент, сравнительно-исторический,/ Охарактеризовать основные этапы научного исследования: наблюдение, гипотеза, эксперименты, контрольный опыт, анализ результатов, создание теории или закона/ Дать характеристику методам теоретического исследования: абстрагирование, анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному./

Вопрос - 2.

Оплодотворение у животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Примеры. Двойное оплодотворение у растений. / Дать определение процессу оплодотворения. Охарактеризовать внешнее и внутреннее оплодотворение у животных и привести примеры видов животных, имеющих вышеназванные способы оплодотворения./ Описать процесс двойного оплодотворения у растений./ ---------------------------------------------------------------------------------------------

БИЛЕТ №4

Вопрос - 1

Сущность жизни и свойства живого. / Дать определение жизни./ Перечислить 8 основных критериев живого организма и дать им характеристику-/

Вопрос - 2.

Основные понятия генетики. Моногибридное скрещивание. / Дать определение таким понятиям, как: генетика, ген, аллельные и неаллельные гены, зигота, гомозигота и гетерозигота, гаплоидный и диплоидный набор хромосом, гаметы, генотип и фенотип, доминантные и рецессивные признаки и др/ Дать определение и написать схему моногибридного скрещивания, отметить какие законы Менделя проявляются при моногибридном скрещивании./

БИЛЕТ №5

Вопрос - 1

Вирусы. / Дать характеристику вирусам как неклеточной форме жизни. Разнообразие вирусов по их содержанию в них ДНК или РНК. Раскрыть строение вирусов на примере табачной мозаики. Раскрыть формы существования вирусов: внеклеточной и внутриклеточной. Дать характеристику вирусам как возбудителям опасных заболеваний человека, животных и растений. Привести примеры./

Вопрос - 2.

Дигибридное и полигибридное скрещивание. /Дать определение и написать схему дигибридного скрещивания, отметить какие законы Менделя проявляются при дигибридном скрещивании./ Дать характеристику полигибридного скрещивания./

---------------------------------------------------------------------------------------------

БИЛЕТ №6

Вопрос - 1

Уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. /Дать определение и краткую характеристику перечисленным выше уровням организации живой материи./

Вопрос - 2.

Анализирующее скрещивание. Основные генетические обозначения. /Дать определение и написать схему анализирующего скрещивания, раскрыть генетическое значение анализирующего скрещивания./ Расшифровать употребляемые в генетике условные обозначения: родительские формы, женская и мужская особь, скрещивание, гаметы, особи первого, второго и т.д поколений./

БИЛЕТ №7

Вопрос - 1

Методы исследований морфологии и анатомии клеток. Использование оптических приборов. / Охарактеризовать такие методы, как: микроскопирования (световой и электронный микроскопы — их значение и строение) и центрифугирования./

Вопрос - 2.

Основные законы Г.Менделя. / Раскрыть первый, второй и третий законы Г.Менделя. Привести примеры схем моногибридного и дигибридного скрещивания, указать в схемах факты подтверждающие проявление этих законов./

---------------------------------------------------------------------------------------------

БИЛЕТ №8

Вопрос - 1

Клеточная теория. История её возникновения. Современная клеточная теория. /Написать основные положения (3) первой клеточной теории, созданной в 19 веке М.Шлейденом и Т.Шваном./ Написать основные положения (4) современной клеточной теории./ Отметить основные этапы возникновения и развития клеточной теории./

Вопрос - 2.

Теория наследственности Т. Моргана. Кроссинговер. / Дать определение наследственности, гена, гибридизация, аллельные гены, доминантные и рецессивные аллели, генотип и фенотип и др. Раскрыть закон Моргана о наследовании признаков (генов), расположенных в одной хромосоме. Перечислить основные положения (3) хромосомной теории наследования. / Дать определение кроссинговера и написать его генетическое значение./

БИЛЕТ №9

Вопрос - 1

Химический состав клетки. Значение биогенных элементов. / Написать о группах химические элементов входящих в состав клеток живых организмов. Написать роль в организме таких элементов, как: кислород, углерод, азот, водород, кальций, фосфор, калий, сера, магний, железо и др./ Дать определение биогенным элементам, написать в состав каких органических веществ они входят. Привести примеры неорганических и органических веществ клетки./

Вопрос - 2.

Взаимодействие неаллельных генов. Комплементарное взаимодействие. Эпистаз. Полимерия. Плейотропность. / Проявление признаков только при комплементарном взаимодействии — дать определение понятий: аллельные гены и комплементарность. Дать характеристику эпистазу как неаллельному типу взаимодействия, при котором один ген подавляет проявление другого гена, неаллельного ему. Раскрыть понятие полимерии как процесса суммарного проявления нескольких генов и проявления признака только при обязательном наличии каждого из них. Раскрыть понятие плейотропности как о локализации множества признаков в одном гене./ -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

БИЛЕТ №10

Вопрос - 1

Экологические аспекты действия неорганических веществ. / Дать определение понятий: экология, неорганические вещества. Экологическая роль таких неорганических веществ, как: кислород, водород, азот, сера, сероводород, вода и др. Показать их роль в биосфере и положительное и отрицательное воздействие на живые организмы. /

Вопрос - 2.

Цитоплазматическая наследственность. Митохондриальное и пластидное наследование. Хромосомная и нехромосомная наследственность. / Дать определения понятия: наследственность. Охарактеризовать указанные виды наследственности./

БИЛЕТ №11

Вопрос - 1

Вода. Общее значение и свойства воды. /Дать характеристику химического состава воды, типы химических связей в молекуле, свойств воды -теплопроводность, агрегатные состояния, плотность, теплоемкость. Написать определения: гидрофобное и гидрофильное вещество. Написать значение воды в биосфере и в каждой живой клетке. /

Вопрос - 2.

Генетическое определение пола. Наследование, сцепленное с полом. / Дать определения: аутосомы и половые хромосомы, гомогаметный ХХ организм чаще всего женский и гетерогаметный ХУ чаще мужской организм, кариотип, наследование сцепленное с полом. Заболевания сцепленные с полом — дальтонизм (его характеристика и схема наследования). Приведите примеры аномалий кариотипа - трисомия: Синдром Дауна , Эдвардса, Патау и др.) /

---------------------------------------------------------------------------------------------

БИЛЕТ №12

Вопрос - 1

Минеральные вещества в клетке. / Дать определение понятия: минеральное вещество. Перечислить основные минеральные вещества в клетке. Написать роль, выполняемую в клетке каждым из перечисленных веществ. Обозначить мета локализации перечисленных веществ в клетке. /

Вопрос - 2.

Модификационная (фенотипическая) изменчивость. / Дать определения понятий: изменчивость, фенотипическая, модификационная и генотипическая изменчивость, модификация, норма реакции. Раскрыть генетический смысл указанных понятий на конкретных примерах./

БИЛЕТ №13

Вопрос - 1

Буферные системы крови человека. / рН среды и способы его поддержания. Дать определение: буферный раствор, сильный и слабый электролит. Примеры элементов, обладающих буферными свойствами: неорганические — основание +кислота, органические — ферменты, витамины, гормоны (катионы металлов — кальций, магний, кобальт и др), инсулин (цинк), гемоглобин (железо). Опишите буферную систему крови человека: бикарбонатная, фосфатная, гемоглобиновая).

Вопрос - 2.

Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. / Дать определения: наследственность, изменчивость, наследственная или генотипическая изменчивость. Написать виды наследственной изменчивости. Написать определения: комбинативная и мутационная изменчивость. Написать определение и виды мутаций. Дать характеристику генных, хромосомных и геномных мутаций. Привести примеры./ ---------------------------------------------------------------------------------------------

БИЛЕТ №14

Вопрос - 1

Классификация, свойства, функции углеводов. Примеры. / Дать определения: органические вещества, углеводы. Написать химический состав углеводов. Написать схему классификации углеводов. Перечислить свойства моносахарид, дисахарид, полисахарид. Дать характеристику основных функций углеводов./

Вопрос - 2.

Мутации, их виды. Влияние мутаций на организм. /Написать определение и виды мутаций. Дать характеристику генных, хромосомных и геномных мутаций. Привести примеры. Описать влияние мутаций на организм. Привести примеры заболеваний, вызванных мутациями./

БИЛЕТ №15

Вопрос - 1

Классификация, свойства, функции липидов. Примеры. / Дать определения: органические вещества, липиды. Написать химический состав липидов. Написать схему классификации липидов. Перечислить свойства липидов. Дать характеристику основных функций углеводов./

Вопрос - 2.

Генетика человека. Методы исследования генетики человека. / Дать определение «генетика человека». Дать характеристику методам исследования генетики человека: генеалогический, популяционный, цитогенетический, биохимический, молекулярно-биологический, близнецовый/

---------------------------------------------------------------------------------------------

БИЛЕТ №16

Вопрос - 1

Классификация, свойства, функции белков. Примеры. / Дать определения: органические вещества, белки. Написать химический состав белков. Написать схему классификации белков. Перечислить свойства и пространственные структуры белков. Дать характеристику основных функций белков./

Вопрос - 2.

Генные заболевания. Генные и аутосомные болезни. Болезни сцепленного с полом наследования. Хромосомные болезни. / Дать определение понятия «генные заболевания». Написать основные причины значимости генотипа при заболеваниях. Описать причины возникновения и симптомы генных заболеваний: серповидноклеточная анемия. Дать определения: «аутосомные болезни» и «сцепленные с полом наследственные заболевания». Описать причины и симптомы аутосомных болезней: хорея Гантингтона, мышечная дистрофия, ахондроплазия, гидроцефалия, фенилкетонурия и др. Описать причины и симптомы сцепленных с поломболезней: гемофилия, дальтонизм. Дать определение понятия: «хромосомная болезнь». Описать причины и симптомы хромосомных болезней: Синдром Дауна, Синдром Патау, Синдром Эдвардса и др. /

БИЛЕТ №17

Вопрос - 1

Аминокислоты. Их деление в зависимости от радикала. Значение свободных аминокислот. / Дать определение понятиям: «органические вещества», «аминокислоты». Дать характеристику: кислым, основным и нейтральным аминокислотам. Написать значение свободных аминокислот. Написать назначение таких аминокислот, как: глутаминовая кислота, аспарагиновая кислота, метионин, глицин, лизин. /

Вопрос - 2.

Основы селекции: методы, понятия, разделы. Центры происхождения культурных растений. / Дать определение понятия: «селекция». Напишите основные разделы селекции как науки. Дайте характеристику основным методам селекции: искусственный отбор, использование полиплоидии, гибридизация, искусственный (индуцированный) мутагенез, использование явления гетерозиса, применение цитоплазматической мужской стерильности, клеточная инженерия, хромосомная инженерия, генная инженерия, метод гормональной суперовуляции и трансплантации. Напишите сорта растений, центром происхождения которых является: Южноазиатский тропический, Восточноазиатский, Юго-Западноазиатский, Абиссинский (Эфиопский), Средиземноморский, Центральноамериканский, Андский (Южноамериканский). /

--------------------------------------------------------------------------------------------

БИЛЕТ №18

Вопрос - 1

Определение ферментов, их роль, виды, строение и механизм действия. / Дать определение понятиям: органические вещества, ферменты. Написать роль ферментов. Дать характеристику и значение: лактазы, сахаразы, протоиназ,липаз и др. Написать механизм действия ферментов./

Вопрос - 2.

Различные концепции объяснения многообразия видов. Креационизм. Эволюционизм. Катастрофизм. Эволюционная теория Ламарка (трансформизм). Карл Линней, его вклад в науку. --------------------------------------------------------------------------------------------

БИЛЕТ №19

Вопрос - 1

Определение ДНК. Фосфодиэфирная связь. Структура молекулы ДНК. Функции молекулы ДНК. /Дать определения: органические вещества, ДНК. Охарактеризовать фосфодиэфирную связь. Характеристика первичной, вторичной и третичной структуры ДНК. Дать характеристику функциям ДНК: хранение наследственной информации, передача наследственной информации. /

Вопрос - 2.

Предпосылки возникновения теории Дарвина. Схема эволюционной теории Дарвина. / Раскрыть: Общественно-экономические предпосылки возникновения теории эволюции, экономические теории А. Смита и Т. Мальтуса, идеи Чарльза Лайеля, эксперименты Берцелиуса, научные предпосылки (наличие гомологичных органов, единство плана строения, сходство зародышей, единство клеточного строения). Перечислить основные составляющие эволюционной теории Дарвина (логическая схема, естественный отбор, предпосылки, движущие силы, факторы эволюции. /

БИЛЕТ №20

Вопрос - 1

РНК. Строение, типы РНК. Гипотеза РНК мира. / Дать определение понятиям: органическое вещество, РНК. РНК как полимер, состоящий из рибонуклеотидов. Дайте характеристику мономеров РНК таких, как: пентоза, фосфорная кислота и азотистое основание — урацил, цитозин, аденин и гуанин. Дайте характеристику и назовите место локализации: и-РНК, т-РНК и р-РНК. Напишите основную суть гипотезы РНК мира. /

Вопрос - 2.

Эры существования жизни на Земле. Эволюционные изменения в каждой эре. Важнейшие метаморфозы. Представители флоры и фауны до кайнозойской эры. / Дать определение понятия: палеонтология. Дать характеристику эволюционных изменений в период таких эр, как: архейская, протерозойская, палеозойская, мезозойская и кайнозойская. Привести примеры представителей флоры и фауны, распространенных в период каждой из перечисленных эр./ ---------------------------------------------------------------------------------------------

БИЛЕТ №21

Вопрос - 1

Структура и функции АТФ. / Дать определения; органическое вещество, АТФ. Структура АТФ как комплексный нуклеотид состоящий из: рибозы (сахара), аденина (азотистого основания) и трех остатков фосфорной кислоты. АТФ как важнейший источник и хранитель энергии в клетке. Охарактеризовать процесс перехода АТФ в АДФ и далее в аденозинмонофосфат( АМФ). /

Вопрос - 2.

Развитие жизни в кайнозойскую эру. / Охарактеризовать развитие жизни на Земле в такие периоды кайнозойской эры, как: палеоген, неоген, третичный период, четвертичный период. Охарактеризовать покрытосеменные растения как господствующий класс кайнозойской эры. Дать характеристику млекопитающим как новой группе животных появившихся в кайнозойскую эру. Привести примеры групп животных и растений распространенных в эти периоды./

БИЛЕТ №22

Вопрос - 1

Витамины. Витамин B1 (тиамин), Е, А. Авитаминоз и гиповитаминоз. / Витамины как биологически активные органические соединения, которые в малых количествах необходимы для поддержания процессов жизнедеятельности в клетке. Синтезируемые и не синтезируемые витамины внутри клеток организма. Дать определения: витамины, авитаминоз, гиповитаминоз. Характеристика и роль витаминов В1, Е, А для живого организма. /

Вопрос - 2.

Антропогенез. Расы и их происхождение. / Дать определения понятий: эволюция, антропогенез, человеческая раса. Черты сходства и отличия человека и животных. Дать характеристику основным группам животных антропогенеза: австралопитеки, дриопитеки, архантропы (человек прямоходящий, человек умелый), палеоантропы, неоантропы (кроманьенцы). Дать характеристику таким расам, как: европеоидная, монголоидная, негроидная, австралоидная и американоидная./ ---------------------------------------------------------------------------------------------

БИЛЕТ №23

Вопрос - 1

Клеточный цикл и его этапы. /Дать определения понятий: онтогенез, клеточный цикл. Записать основные этапы клеточного цикла и охарактеризовать процессы, протекающие в каждом этапе клеточного цикла. /

Вопрос - 2.

Биосфера. Состав, функции и круговорот веществ в биосфере. / Дать определение понятий: биосфера. Дать характеристику типам вещества биосферы: живое вещество, биогенное, биокостное, костное (мертвое) вещество. Дать характеристику трем этапам эволюции биосферы. Описать особенности круговорота веществ в биосфере. Круговорот воды, кислорода, углерода, азота в биосфере./

БИЛЕТ №24

Вопрос - 1

Митоз в животных и растительных клетках. / Дать определения: деление клетки, митоз. Дать характеристику процессов, протекающих в: интерфазе, профазе, метафазе, анафазе и телофазе митоза. Дать сравнительную характеристику митоза в растительных и животных клетках, выявить черты сходства и отличия. /

Вопрос - 2.

Сообщества, захватывающие целую климатическую зону. Подробное описание их флоры и фауны. / Дать характеристику флоры и фауны арктической зоны, тундровой зоны, тайги, зоны смешанных и широколиственных лесов. /

---------------------------------------------------------------------------------------------

БИЛЕТ №25

Вопрос - 1

Определение мейоза и его фазы. / Дать определения: деление клетки, мейоз. Дать характеристику процессов, протекающих в: интерфазе, профазе, метафазе, анафазе и телофазе мейоза. Дать сравнительную характеристику митоза и мейоза, выявить черты сходства и отличия. /

Вопрос - 2.

Роль процессов фотосинтеза и дыхания. Влияние человека на эволюцию биосферы. Человек и экологический кризис Пути выхода из него. / Дать определение понятий: фотосинтез, дыхание, экологический кризис. Написать сравнительную характеристику процессовфотосинтеза и дыхания. Положительная и отрицательная роль человека в биосфере. Привести конкретные примеры. Снижение негативного воздействия человека как путь выхода из экологического кризиса. Перечислить меры по снижению негативного воздействия человека на окружающую среду. /