Найти в Дзене
Антон Владимиров

Кто на самом деле исполнял песни героев «ИРОНИИ СУДЬБЫ»

Как говорится, с прошедшими. Заканчиваются праздники, салаты, спиртные напитки. Были некие наполеоновские планы по поводу этих дней, от работы над нашей кинокартиной, до хотя бы какой-то глобальной уборки. Но, честно, делать ничего не хотелось — слишком уж устал, вдобавок свалился с лесенки на работе, и ушибся. Поэтому — новогоднее. С вами Антон Владимиров, писатель, композитор, кинематографист. Рассказываю об том, кто на самом деле исполняет песни в фильме «Ирония судьбы, или с лёгким паром», и почему так случилось. Вообще, об этом фильме долго можно говорить, но самый главный факт это то, что «Ирония судьбы», в общем-то, довольно грустная история. В ней явно больше трагического, чем комического. Наличие трагического — характерная черта всех советских трагикомедий, что понятно из названия жанра. Но именно в «Иронии судьбы» трагическое явно преобладает: в атмосфере, в настроении, в фоне картины. И основным художественно-изобразительным средством в этой атмосфере служит музыка — семнадц
Оглавление

Как говорится, с прошедшими. Заканчиваются праздники, салаты, спиртные напитки. Были некие наполеоновские планы по поводу этих дней, от работы над нашей кинокартиной, до хотя бы какой-то глобальной уборки. Но, честно, делать ничего не хотелось — слишком уж устал, вдобавок свалился с лесенки на работе, и ушибся. Поэтому — новогоднее.

В любом фильме, где задействован Новый Год или Рождество, обязательно идёт снег
В любом фильме, где задействован Новый Год или Рождество, обязательно идёт снег
С вами Антон Владимиров, писатель, композитор, кинематографист. Рассказываю об том, кто на самом деле исполняет песни в фильме «Ирония судьбы, или с лёгким паром», и почему так случилось.

Пролог

Вообще, об этом фильме долго можно говорить, но самый главный факт это то, что «Ирония судьбы», в общем-то, довольно грустная история. В ней явно больше трагического, чем комического. Наличие трагического — характерная черта всех советских трагикомедий, что понятно из названия жанра. Но именно в «Иронии судьбы» трагическое явно преобладает: в атмосфере, в настроении, в фоне картины. И основным художественно-изобразительным средством в этой атмосфере служит музыка — семнадцать треков, придуманных советским композитором Микаэлом Таривердиевым.

Микаэль Таривердиев — один из самых известных советских кинокомпозиторов
Микаэль Таривердиев — один из самых известных советских кинокомпозиторов

Самое интересное в этой звуковой дорожке то, что шестнадцать мелодий из неё имеют общее, лирическое, философское настроение. И только увертюра, звучащая в самом начале — немыслимая, шумная, бравурная до вульгарности, отличается от них так, словно бы в сборник песен Клавдии Шульженко вставили какой-нибудь ранний хит «СЕКТОРА ГАЗА». Эта увертюра, в сочетании с анимацией мультипликатора Виталия Пескова, показывает зрителю абстрактность, гротескность той истории, которая начнётся через несколько секунд с первыми титрами, и которую, видимо, создатели этого фильма, с помощью этой же увертюры, умоляют слишком уж не воспринимать всерьёз. Далее картинка меняется, звучит «Со мною вот что происходит» — и вот уже оно, настроение...

Кто помнит Готтлиба Ронинсона ?
Кто помнит Готтлиба Ронинсона ?

Спой со мной

Многие песни из «Иронии судьбы» получили известность, как дворовые и кухонные хиты. Думаю, создатели изначально рассчитывали на это, точнее, допускали — просчитать на 100% какого-то абстрактного зрителя невозможно. Но можно предположить: если ты написал неплохие песни, и они будут показаны большому количеству таких зрителей, то кому-то точно понравятся.

Исходя из всего перечисленного и описанного, нужно думать, что режиссёр (а это был, кто не знает, Эльдар Рязанов), к созданию саундтрека подошёл максимально ответственно. Музыка должна была служить не просто фоном повествования, а самостоятельным и неотъемлемым дополнением к звучащей речи, к игровому миру фильма, стать шлягером внутри другого шлягера. И для достижения этого были задействованы все имевшиеся ресурсы.

Как делали музыку и песни

Для создания музыки был выбран (именно выбран, на основе конкурса) Микаэл Таривердиев. До этого к фильмам Рязанова писал музыку и песни Андрей Петров. Но, в случае с «Иронией судьбы», режиссёр объявил конкурс, в рамках которого несколько композиторов предложили свои треки для картины. Сериал «Семнадцать мгновений весны», вышедший за три года до показа «Иронии», стал очень популярным не только по видеоряду, но и по музыке, был на слуху. Для композитора это стало хорошей возможностью закрепить успех. Рязанов, который изначально хотел использовать музыку нескольких композиторов, передумал. Таривердиев остался единственным мелодистом.

Телестудия
Телестудия

Тексты для песен были написаны разными авторами — от Евгения Евтушенко до Марины Цветаевой. Но их должен был кто-нибудь спеть, и это стало первой, и главной, проблемой для режиссёра.

Кто и почему на самом пел за Женю Лукашина в «Иронии судьбы»

В те далекие годы почти каждый актёр умел петь, и даже танцевать. Умел петь и Андрей Мягков. Более того, он, по сути, был достаточно профессиональным исполнителем, и запросто мог взять все партии своего героя. Тем более, технически они были не особенно сложными. И поэтому Андрей Васильевич очень удивился, когда режиссёр категорически отказал ему в исполнении песен. Для этого был выбран другой человек, известный бард Сергей Никитин.

Между Мягковым и Рязановым возник конфликт, вследствие чего они на некоторое время вовсе перестали общаться. Но исполнение песен осталось за Никитиным, притом, что Мягков поёт не хуже — в этом можно убедиться, послушав его песни. К тому же, тембр голоса, и подача в целом, у Мягкова и Никитина очень похожи. Почему же Рязанов не дал спеть Мягкову ? Это ведь было раз — проще (артист уже в проекте, с ним не надо договариваться, он замотивирован на роль), и два — дешевле.

Женя Лукашин поёт
Женя Лукашин поёт

И тут начинаются странные расхождения. К моменту выхода фильма Никитин пел, и выступал, уже более десяти лет, он был, фактически, профессиональным исполнителем, который даже гастролировал за границей. Мягков же бардом не был, играл и пел больше как любитель. Но Никитин почему-то утверждал в интервью, что:

«Микаэл Таривердиев с Рязановым выбрали меня потому, что им нужен был именно непрофессиональный певец. Ведь надо было спеть за главного героя — не вокалиста, а врача-хирурга Женю Лукашина».

Но, по этой логике, Рязанов должен был выбрать именно Мягкова, а не Никитина. Почему не выбрал ? А, видимо, потому, что десятки изданий позже утверждали, что «К музыкальному оформлению фильма Рязанов подходил серьезно, поэтому петь произведения на стихи великих поэтов доверил популярному барду Сергею Никитину». — [так и не нашёл первоисточник — А. В.]

Позже Никитин вспоминал: «Мне было очень неловко перед Мягковым, ведь я знал, что он прекрасно поет. Однажды он будто бы мне отомстил, когда в кадре нарочно взял в руки гитару».

Как видите, сам Никитин тоже признавал вокальное мастерство Мягкова (это легко проверить — позже Андрей Васильевич поёт похожие по стилистике песни в «Служебном романе»). Так что назначение Никитина на роль главного поющего наверняка было продиктовано Рязанову его перфекционизмом и перестраховкой. Поначалу он даже не верил, что Мягков вывезет роль Лукашина. Дополнительным же подтверждением тому служит Алла Пугачёва, которая за кадром поёт за персонажку Барбары.

Алла Пугачёва в роли Нади Шевелёвой

Огромное количество зрителей до сих пор не знает, что Надя Шевелёва была создана усилиями не одной, а трёх разных актрис. Барбара Брыльска отвечала за визуальное воплощение, Валентина Талызина — за звучащую речь, Алла Пугачёва — за песни. В 1976 году Пугачёва была уже известной эстрадной певицей, выступавшей в составе нескольких ансамблей, а за год до фильма вышел её сингл «Арлекино» (сумасшедшим тиражом 14 миллионов экземпляров). Как думаете, такая «непрофессиональная» актриса нужна была Рязанову ?

Поёт Алла Пугачёва
Поёт Алла Пугачёва

Правда, с Пугачёвой как раз возникли сложности — она всегда была эстрадной певицей, а тут потребовался бардовский стиль (разница большая, это я вам, как поющий человек, говорю). В итоге, посредством нескольких дублей на номер, удалось справиться и ей. Песни из фильма имели оглушительный успех. До сих пор их порой поют за столом, на сцене в бардовских клубах, звучат они и на радио.

Таким образом, вся музыка в «Иронии судьбы» была переозвучена другими актёрами. В советском кино такая практика была очень распространённой, и почти всегда вызывала недовольство актёров, которые непосредственно воплощали персонажей на экране.