Заключительным спектаклем моего небольшого петербургского вояжа стал «Человек из Дублина», исполняемый на Новой сцене Александринского театра. Вообще-то, мой выбор в его пользу не был предопределен: на Основной сцене играли «Мать. Горькая пьеса», а это премьера, причем, довольно известная. Однако, смотреть работу Константина Богомолова что-то не очень хотелось, шансов, что спектакль Основной сцены привезут в Москву, однозначно, больше, кроме того, по фотографиям спектаклей складывалось ощущение, что стиль «Человека из Дублина» мне ближе. Я не ошиблась: эта постановка мне очень понравилась, и в ней узнается та самая Александринка, которую я люблю бесконечно. А еще это знакомство с работой режиссера Андрея Калинина, который, как было заявлено, приглашен ставить нечто в театре Маяковского на Основной сцене. Интересно же!
Поскольку первоисточник «Человека из Дублина» не является широко известным (точнее, его конкретного не существует), стоит сказать пару слов о сюжете, а он в спектакле есть. Итак, главным героем является некий Мерфи, человек без определенных занятий, а также его окружение, в которое входит певица Кунихэн, с которой он состоял в отношениях, девушка легкого поведения и нелегкой судьбы Силия, на которой герой собирается жениться, то ли маг, то ли телевизионный шарлатан Ниери, влюбленный в певицу. Словом, с формальной точки зрения, спектакль ближе всего к мелодраме, но едва ли романтические линии в нем преобладают. Мерфи не особенно к чему-то стремится, зато остальные явно стремятся к нему, так что основная интрига заключается в клубке взаимоотношений описанных людей.
«Человек из Дублина» - тот редкий случай, когда заявленное на сайте театра описание спектакля и его центральной идеи с режиссерскими мыслями вполне соответствует тому, что поставлено на сцене. Мерфи – человек, которому нигде нет места, которой пришел ниоткуда, персонаж без прошлого и без будущего, этакий человек из вакуума, что подчеркнуто невозможностью описания его в принципе в сцене разговора Силии и ее дедушки. Вакуум и есть способ его существования, причем, не столько в смысле отказа от ответственности, что банально, сколько в значении отказа от всего – всего, что могло бы героя связывать. Парадоксально, но указанное подтверждает сцена с Мерфи, привязанным к креслу: с одной стороны, он не может сделать ничего, что соответствует концепции абсолютного следования течению, но с другой - возможность подобного следования опровергнута, поскольку кресло приводится в движение самим героем, да и привязывает он к нему себя самостоятельно. Аналогично подобная двойственность прослеживается и в других ситуациях: Мерфи старается слово-в-слово следовать гороскопу, то есть полностью доверить себя чему и кому угодно, однако, решение заполучить гороскоп – его собственное. Таким образом, стремление не отвечать за свою жизнь вовсе, не быть связанным даже ею выглядит совершенно невозможным, фальшивым - проще не существовать совсем.
Конечно, в «Человеке из Дублина» эскапизм героя – совсем не его самоцель, не попытка скрыться от ужасающей реальности, поскольку она не ужасна, но лишь повод влачить такое существование. Пресловутый поиск настоящей Истины в спектакле тоже не назовешь подлинной целью – всего лишь еще одна отговорка, чтобы ничего не делать, а вовсе не попытка принципиального понимания смысла жизни. Впрочем, в этом сюжете интересно его оформление, поскольку наконец-то становится оправдан пол, явно отсылающей к древней игре – к шахматам, в которые в итоге играет наш главный герой. Его поражение в партии выглядит так, будто он проиграл собственную жизнь. Познал ли он истину – не слишком понятно, но даже если да, то, учитывая последствия, оно того не стоило, и в таком случае ей лучше оставаться непознанной или – еще вернее – ее невозможно узнать.
Во всем этом странноватом символизме, с этим непонятным героем трудно найти ответ на вопрос, почему на Мерфи так падки женщины разного социального положения. Самое банальное, простое – пустой человек может выглядеть загадочным, но, полагаю, дело не в этом. Женщины часто – приземленные создания, и в случае с героинями спектакля это действительно так. Их интерес, даже мания по отношению к Мерфи призвана показать, что герой нужен для настоящей жизни, он там не лишний, ему вовсе не обязательно оставаться в вакууме и от чего-то бежать. Тот факт, что он не стремится к этим дамам, лишь доказывает безнадежность Мерфи как личности. Примечателен в данном контексте финал спектакля – окончание пути Мерфи и самое последнее действие (в месте, которое посещают все) выглядят как оценка его жизненной философии, совсем неодобрительная, особенно, на фоне так страдавших по герою женщин, быстро находящих утешение – жизнь идет вперед, продолжается и побеждает, и ничто не способно ей помешать.
«Человек из Дублина» - прежде всего, весьма занятный спектакль, в частности, с визуальной точки зрения. В основе его «черный кабинет», однако, регулярно наполняемый всякими деталями, реквизитом и экранами, что позволяет несколько уйти от лаконичности. Костюмы героев также разнообразны, иногда даже ярки, что разбавляет пространство сцены. Экраны используются очень грамотно, создавая историю и дополняя ее. Очень интересно поставлен свет – часто словно луч солнца, или, напротив, огонь пожара. Звук – артисты играли без гарнитуры, но часто использовали переносные микрофоны, что позволяло наложить какие-то эффекты. Здесь же отмечу качественную работу композитора – песня Кунихэн запоминается моментально, при определенных обстоятельствах это был бы хит. Кстати, замечу, как круто александринцы поют: наверняка, с ними постоянно занимаются вокалом (пусть это домыслы), зато звучат они почти на уровне артистов мюзикла. Конечно, особенно преуспела на поприще Анна Пожидаева. Если она пела сама, если не было никакой фонограммы (а я не думаю, что такой театр позволил бы себе подобное), то просто аплодирую стоя. Мне очень понравилось.
Третий спектакль из моей петербургской серии оказался очень достойным и явно непростым, ориентированным на подготовленного зрителя. Видимо, купившие на него билет люди понимали, на что шли – я не увидела уходящих, все были явно готовы, и это очень здорово, поскольку в Москве с таких постановок часто просто «валят» толпами. Это столь любимый мною интеллектуальный, символический театр, которой нужно разгадывать и трактовать, который вовсе не разжевывает каждое свое действие. Не уверена, что я поняла все, но хотя бы попыталась. В любом случае, думаю, что могу констатировать, что постановок подобного уровня не так уж много.
«Человек из Дублина», сценическая композиция Андрея Калинина и Хуго Эрикссена. Режиссер, художник-постановщик Андрей Калинин. Композитор Андрей Бесогонов. Художник по свету Игорь Фомин. Видео Мария Варахалина. Новая сцена, черный зал. Продолжительность 2 часа 40 минут (фактически закончили около 22-х). Премьера состоялась 22 июня 2024 г.
Состав: Дмитрий Бутеев (Мерфи); Валентин Захаров (Ниери); Анна Пожидаева (Кунихэн); Мария Лопатина (Силия); Степан Балакшин (Тыкалпенни, ведущий, коммивояжер); Сергей Еликов (старик Келли, Убивсих); Виталий Сазонов (Вайли); Ефим Роднев (Купер, полицейский, аккомпаниатор); Александр Поламишев (Эндон, коронер); Анастасия Гребенчук (официантка); Василиса Алексеева и Елена Зимина (адепты Ниери); Иван Волков (голос автора).