Василий Верещагин был сложным, сильным, волевым человеком, который благодаря своему таланту живописца, отваге офицера и решительности общественного деятеля оказал огромное влияние не только на изобразительное искусство, но и на умы нескольких поколений людей, боровшихся за мир без войн.
Картины Верещагина в Третьяковской галерее
Туркестанская серия картин
В Туркестане Василий Верещагин пробыл по долгу службы с 1868 до 1870 года, после чего с огромным количеством рисунков и этюдов вернулся в столицу. Он создал большинство полотен Туркестанской серии. В нее вошли также картины, задуманные еще в Узбекистане. Одна из них «Дервиши в праздничных нарядах. Ташкент».
На картине «Дервиши в праздничных нарядах. Ташкент» видим трех странников (дервиши – мусульманские нищенствующие монахи), которые встали в круг и словно замерли, погрузившись в молитву. Пестрые халаты дервишей (хирки) по древнему обычаю сшиты из лоскутов разных одежд.
В работе «Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде» Верещагин изобразил удивительный по архитектуре ансамбль мемориально-культовых построек древнего города мертвых, расположенный на северной окраине Самарканда.
В качестве эпилога к этой серии картин Верещагин написал произведение «Апофеоз войны» (первоначально - «Торжество Тамерлана»). Известно, что Тамерлан на местах сражений оставлял своего рода монументы: сложенные в пирамиды черепа убитых воинов – и своих, и чужих. Автор изобразил груду страшных знаков войны на фоне редких засохших деревьев и развалин древнего города.
Романтическое увлечение
Выполнение Туркестанских полотен было тяжелой, масштабной работой, занимавшей все время и мысли художника. Но именно в это время в жизни Верещагина случилось серьезное романтическое увлечение. В 1871 году он женился на своей возлюбленной, немке Элизабет Марии Фишер, называвшей себя на русский манер Елизаветой Кондратьевной. Она искренне восхищалась трудолюбием мужа, который в 1873 году окончил Туркестанскую серию. Цикл состоял из тринадцати картин и более восьмидесяти этюдов.
Выставка Верещагина в Лондоне
В 1873 году картины Верещагина были представлены на первой персональной выставке в Лондоне. На англичан эти работы произвели огромное впечатление. Для европейцев открылся новый мир Востока, в котором они увидели настоящую жизнь людей Средней Азии с богатой историей и жесткими нравами.
Вход в гробницу грозного завоевателя XIV века, охраняемую стражниками в ярких парадных одеждах с луками, стрелами и копьями, изображен на картине «Двери Тимура (Тамерлана)».
На мощной, резной наглухо закрытой двери арабской вязью написано: «Здесь покоится знаменитый и безжалостный властитель, один из величайших правителей, самый могущественный воин, повелитель Тимур, покоритель Земли».
Продажа ребенка-невольника
Атмосфера азиатского мира с его порой бесчеловечными нравами передана в произведении Василия Верещагина «Продажа ребенка-невольника».
В сумрачной лавке на восточных коврах сидит седобородый купец в белой чалме и пестром халате и ведет беседу с работорговцем, который с хитрым видом шепчет ему на ухо. Перед покупателем, беспомощно раскинув руки, стоит обнаженный мальчик лет шести. Хозяин придерживает невольника за руку, пока слуга в ожидании следующего посетителя открывает дверь.
Своенравный художник
Многие высокопоставленные военные чиновники были крайне недовольны туркестанскими произведениями, в которых туркестанцы праздную победу над русскими.
Но художник твердо стоял на своем, говорил, что пишет войну так, как она есть. Это было самонадеянное решение. И тем удивительнее для многих художников оказалась покупка серии картин знаменитым Третьяковым.
Третьяков поместил цикл картин Верещагина в залах своей галереи и сделал доступ к нему свободным. Многие газеты напечатали восторженные отклики об экспозиции, после такой высокой оценки творчества Верещагина художественные общества России уже не могли его игнорировать.
Путешествие по Индии
Вместе с женой Верещагин путешествовал по Индии, затем три месяца супруги жили в Восточных Гималаях. У художника зрела новая идея – он готовил Индийскую серию картин. Одним из лучших полотен серии является «Мавзолей Тадж-Махал в Агре».
На полотне Верещагин запечатлел белоснежное воздушное здание, которое султан Шах-Джахан выстроил для себя и своей жены Мумтаз-Махал в XVII веке.
В начале своего путешествия по Индии художник хотел выполнить ряд картин, отражающих уникальное прошлое и экзотическое настоящее Индии. Из этой поездки живописец привез яркие, этюдные произведения, в которых отразились природа, архитектура восточной страны, приметы её древней культуры, нравы и традиции.
Снова в бой
В 1877 году вспыхнула Русско-турецкая война. Верещагин оказался на фронте в качестве одного из штабных адъютантов. Василий Верещагин считал своей обязанностью показать всему человечеству настоящий лик войны. Он шел в самые горячие точки, старался участвовать во всех атаках и штурмах, чтобы самому все увидеть и ощутить. В августе 1877 русская армия пошла на штурм города Плевны. В том грандиозном сражении сложили головы многие русские солдаты.
Под впечатлением этой страшной битвы художник задумал создать пронзительные картины, отражающие главные события Русско-турецкой войны.
Полотно «Побежденные. Панихида» стало одним из самых пронзительных в творчестве Верещагина и потрясло как русскую, так и зарубежную публику. Однажды на выставке Балканских картин живописца к полотну подошел священник и поведал присутствующим, что именно он после боя под Телищем проводил эту панихиду. И все было действительно так, как показал в своем произведении господин Верещагин.
Произведения Василия Верещагина в Русском музее
В общественных кругах России все больше возрастало недовольство бунтарем-художником. Художника обвиняли в клевете на русскую армию. Некоторые пророчили Верещагину ссылку в Сибирь, во избежание этого в 1883 году он отправился за границу. Художник задумал посетить земли древней Палестины, он много работал, собирал этнографический материал, запечатлевал в этюдах образы ближневосточной природы, виды Иерусалима.
Путешествия по Японии
Весной 1903 года Верещагин отправился путешествовать по Японии, пробыл там совсем недолго. Уже осенью из-за обострившейся политической обстановки между странами, Верещагин вернулся в Россию. С собой он привез множество этюдов и практически готовые картины.
Гибель адмирала и художника
В феврале 1904 года разразилась Русско-японская война, Василий Верещагин, невзирая на уговоры жены и солидный возраст, отправился на линию фронта. В марте 1904 года, находясь в Порт-Артуре, Верещагин встретился с адмиралом Макаровым. Благодаря давней дружбе шестидесятидвухлетний художник в качестве штабного офицера плавал на военных судах, зарисовывал с натуры морские сражения, участвовал в боевых операциях. В открытом море судно с адмиралом и живописцем на борту попало под обстрел противника, а вскоре напоролось на мину. Погибло более шестисот человек, среди которых были начальник эскадры Тихого океана, полярный исследователь вице-адмирал Степан Осипович Макаров и художник, которого знал весь мир, Василий Васильевич Верещагин.
Впереди много интересного! Не пропускайте публикации!
Подписывайтесь на мой канал «Музеи и Выставки: картины и художники»!
Читайте Статьи, смотрите Видео, ставьте Лайки, пишите Комментарии, пересылайте Друзьям!
Мой канал в Дзен - ссылка: dzen.ru/19n51m16k02
Телеграм-канал – ссылка: t.me/nmk1602
ВКонтакте - ссылка: vk.com/@id98572617
С вами, Надежда Коваленко