Найти в Дзене

Василий Верещагин

Василий Верещагин был сложным, сильным, волевым человеком, который благодаря своему таланту живописца, отваге офицера и решительности общественного деятеля оказал огромное влияние не только на изобразительное искусство, но и на умы нескольких поколений людей, боровшихся за мир без войн. В Туркестане Василий Верещагин пробыл по долгу службы с 1868 до 1870 года, после чего с огромным количеством рисунков и этюдов вернулся в столицу. Он создал большинство полотен Туркестанской серии. В нее вошли также картины, задуманные еще в Узбекистане. Одна из них «Дервиши в праздничных нарядах. Ташкент». На картине «Дервиши в праздничных нарядах. Ташкент» видим трех странников (дервиши – мусульманские нищенствующие монахи), которые встали в круг и словно замерли, погрузившись в молитву. Пестрые халаты дервишей (хирки) по древнему обычаю сшиты из лоскутов разных одежд. В работе «Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде» Верещагин изобразил удивительный по архитектуре ансамбль мемориально-культовых построек
Оглавление
Василий Васильевич Верещагин много путешествовал, бывал на театре военных действий. Его картины о войне и ее трагедиях, об особенностях быта народов разных стран
Василий Васильевич Верещагин много путешествовал, бывал на театре военных действий. Его картины о войне и ее трагедиях, об особенностях быта народов разных стран

Василий Верещагин был сложным, сильным, волевым человеком, который благодаря своему таланту живописца, отваге офицера и решительности общественного деятеля оказал огромное влияние не только на изобразительное искусство, но и на умы нескольких поколений людей, боровшихся за мир без войн.

Картины Верещагина в Третьяковской галерее

Зал произведений Василия Верещагина в Третьяковской галерее
Зал произведений Василия Верещагина в Третьяковской галерее

Туркестанская серия картин

В Туркестане Василий Верещагин пробыл по долгу службы с 1868 до 1870 года, после чего с огромным количеством рисунков и этюдов вернулся в столицу. Он создал большинство полотен Туркестанской серии. В нее вошли также картины, задуманные еще в Узбекистане. Одна из них «Дервиши в праздничных нарядах. Ташкент».

Василий Верещагин. Дервиши в праздничных нарядах. Ташкент. 1869-1870
Василий Верещагин. Дервиши в праздничных нарядах. Ташкент. 1869-1870

На картине «Дервиши в праздничных нарядах. Ташкент» видим трех странников (дервиши – мусульманские нищенствующие монахи), которые встали в круг и словно замерли, погрузившись в молитву. Пестрые халаты дервишей (хирки) по древнему обычаю сшиты из лоскутов разных одежд.

Василий Верещагин. Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде. 1869-1870
Василий Верещагин. Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде. 1869-1870

В работе «Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде» Верещагин изобразил удивительный по архитектуре ансамбль мемориально-культовых построек древнего города мертвых, расположенный на северной окраине Самарканда.

В качестве эпилога к этой серии картин Верещагин написал произведение «Апофеоз войны» (первоначально - «Торжество Тамерлана»). Известно, что Тамерлан на местах сражений оставлял своего рода монументы: сложенные в пирамиды черепа убитых воинов – и своих, и чужих. Автор изобразил груду страшных знаков войны на фоне редких засохших деревьев и развалин древнего города.

Василий Верещагин. Апофеоз войны. 1871
Василий Верещагин. Апофеоз войны. 1871
Василий Верещагин. У крепостной стены. Пусть войдут. 1871
Василий Верещагин. У крепостной стены. Пусть войдут. 1871

Романтическое увлечение

Выполнение Туркестанских полотен было тяжелой, масштабной работой, занимавшей все время и мысли художника. Но именно в это время в жизни Верещагина случилось серьезное романтическое увлечение. В 1871 году он женился на своей возлюбленной, немке Элизабет Марии Фишер, называвшей себя на русский манер Елизаветой Кондратьевной. Она искренне восхищалась трудолюбием мужа, который в 1873 году окончил Туркестанскую серию. Цикл состоял из тринадцати картин и более восьмидесяти этюдов.

Выставка Верещагина в Лондоне

В 1873 году картины Верещагина были представлены на первой персональной выставке в Лондоне. На англичан эти работы произвели огромное впечатление. Для европейцев открылся новый мир Востока, в котором они увидели настоящую жизнь людей Средней Азии с богатой историей и жесткими нравами.

Вход в гробницу грозного завоевателя XIV века, охраняемую стражниками в ярких парадных одеждах с луками, стрелами и копьями, изображен на картине «Двери Тимура (Тамерлана)».

Василий Верещагин. Двери Тимура (Тамерлана). 1871-1872
Василий Верещагин. Двери Тимура (Тамерлана). 1871-1872

На мощной, резной наглухо закрытой двери арабской вязью написано: «Здесь покоится знаменитый и безжалостный властитель, один из величайших правителей, самый могущественный воин, повелитель Тимур, покоритель Земли».

Продажа ребенка-невольника

Атмосфера азиатского мира с его порой бесчеловечными нравами передана в произведении Василия Верещагина «Продажа ребенка-невольника».

Василий Верещагин. Продажа ребенка-невольника. 1871-1872
Василий Верещагин. Продажа ребенка-невольника. 1871-1872

В сумрачной лавке на восточных коврах сидит седобородый купец в белой чалме и пестром халате и ведет беседу с работорговцем, который с хитрым видом шепчет ему на ухо. Перед покупателем, беспомощно раскинув руки, стоит обнаженный мальчик лет шести. Хозяин придерживает невольника за руку, пока слуга в ожидании следующего посетителя открывает дверь.

Своенравный художник

Многие высокопоставленные военные чиновники были крайне недовольны туркестанскими произведениями, в которых туркестанцы праздную победу над русскими.

Василий Верещагин. Торжествуют. 1872
Василий Верещагин. Торжествуют. 1872

Но художник твердо стоял на своем, говорил, что пишет войну так, как она есть. Это было самонадеянное решение. И тем удивительнее для многих художников оказалась покупка серии картин знаменитым Третьяковым.

Василий Верещагин. Представляют трофеи. 1872
Василий Верещагин. Представляют трофеи. 1872

Третьяков поместил цикл картин Верещагина в залах своей галереи и сделал доступ к нему свободным. Многие газеты напечатали восторженные отклики об экспозиции, после такой высокой оценки творчества Верещагина художественные общества России уже не могли его игнорировать.

Путешествие по Индии

Вместе с женой Верещагин путешествовал по Индии, затем три месяца супруги жили в Восточных Гималаях. У художника зрела новая идея – он готовил Индийскую серию картин. Одним из лучших полотен серии является «Мавзолей Тадж-Махал в Агре».

Василий Верещагин. Мавзолей Тадж-Махал в Агре. 1874-1876
Василий Верещагин. Мавзолей Тадж-Махал в Агре. 1874-1876

На полотне Верещагин запечатлел белоснежное воздушное здание, которое султан Шах-Джахан выстроил для себя и своей жены Мумтаз-Махал в XVII веке.

В начале своего путешествия по Индии художник хотел выполнить ряд картин, отражающих уникальное прошлое и экзотическое настоящее Индии. Из этой поездки живописец привез яркие, этюдные произведения, в которых отразились природа, архитектура восточной страны, приметы её древней культуры, нравы и традиции.

Василий Верещагин. Вечер на озере. Один из павильонов на Мраморной набережной в Раджнагаре (княжество Удайпур). 1874
Василий Верещагин. Вечер на озере. Один из павильонов на Мраморной набережной в Раджнагаре (княжество Удайпур). 1874
Василий Верещагин. Монастырь Хемис в Ладакхе. 1875
Василий Верещагин. Монастырь Хемис в Ладакхе. 1875

Снова в бой

В 1877 году вспыхнула Русско-турецкая война. Верещагин оказался на фронте в качестве одного из штабных адъютантов. Василий Верещагин считал своей обязанностью показать всему человечеству настоящий лик войны. Он шел в самые горячие точки, старался участвовать во всех атаках и штурмах, чтобы самому все увидеть и ощутить. В августе 1877 русская армия пошла на штурм города Плевны. В том грандиозном сражении сложили головы многие русские солдаты.

Василий Верещагин. Перед атакой. Под Плевной. 1881
Василий Верещагин. Перед атакой. Под Плевной. 1881

Под впечатлением этой страшной битвы художник задумал создать пронзительные картины, отражающие главные события Русско-турецкой войны.

Василий Верещагин. Побежденные. Панихида. 1878-1879
Василий Верещагин. Побежденные. Панихида. 1878-1879

Полотно «Побежденные. Панихида» стало одним из самых пронзительных в творчестве Верещагина и потрясло как русскую, так и зарубежную публику. Однажды на выставке Балканских картин живописца к полотну подошел священник и поведал присутствующим, что именно он после боя под Телищем проводил эту панихиду. И все было действительно так, как показал в своем произведении господин Верещагин.

Произведения Василия Верещагина в Русском музее

В общественных кругах России все больше возрастало недовольство бунтарем-художником. Художника обвиняли в клевете на русскую армию. Некоторые пророчили Верещагину ссылку в Сибирь, во избежание этого в 1883 году он отправился за границу. Художник задумал посетить земли древней Палестины, он много работал, собирал этнографический материал, запечатлевал в этюдах образы ближневосточной природы, виды Иерусалима.

Василий Верещагин. В Иерусалиме. Царские гробницы. 1884-1885
Василий Верещагин. В Иерусалиме. Царские гробницы. 1884-1885
Василий Верещагин. Развалины храма в Чугучаке. 1869
Василий Верещагин. Развалины храма в Чугучаке. 1869

Путешествия по Японии

Весной 1903 года Верещагин отправился путешествовать по Японии, пробыл там совсем недолго. Уже осенью из-за обострившейся политической обстановки между странами, Верещагин вернулся в Россию. С собой он привез множество этюдов и практически готовые картины.

Василий Верещагин. Японка. 1903
Василий Верещагин. Японка. 1903
Василий Верещагин. Прогулка в лодке. 1903
Василий Верещагин. Прогулка в лодке. 1903
Василий Верещагин. В парке. 1903
Василий Верещагин. В парке. 1903

Гибель адмирала и художника

В феврале 1904 года разразилась Русско-японская война, Василий Верещагин, невзирая на уговоры жены и солидный возраст, отправился на линию фронта. В марте 1904 года, находясь в Порт-Артуре, Верещагин встретился с адмиралом Макаровым. Благодаря давней дружбе шестидесятидвухлетний художник в качестве штабного офицера плавал на военных судах, зарисовывал с натуры морские сражения, участвовал в боевых операциях. В открытом море судно с адмиралом и живописцем на борту попало под обстрел противника, а вскоре напоролось на мину. Погибло более шестисот человек, среди которых были начальник эскадры Тихого океана, полярный исследователь вице-адмирал Степан Осипович Макаров и художник, которого знал весь мир, Василий Васильевич Верещагин.

Василий Верещагин вошел в русское искусство как реформатор батального жанра
Василий Верещагин вошел в русское искусство как реформатор батального жанра

Впереди много интересного! Не пропускайте публикации!

Подписывайтесь на мой канал «Музеи и Выставки: картины и художники»!

Читайте Статьи, смотрите Видео, ставьте Лайки, пишите Комментарии, пересылайте Друзьям!

Мой канал в Дзен - ссылка: dzen.ru/19n51m16k02

Телеграм-канал – ссылка: t.me/nmk1602

ВКонтакте - ссылка: vk.com/@id98572617

С вами, Надежда Коваленко