Хотя от романа в фильме осталась только некоторая часть. Не считая сюжетные линии и персонажей, которых Коппола с автором книги выкинули из ленты, когда действие развивалось в 40-е годы. Тем не менее, одна сюжетная арка была чрезвычайно важной для того, что задумали создатели второй части.
Несомненно, после грандиозного успеха первого фильма, сиквел должен был состояться в любом случае. Продюсер Альберт Радди, который работал над лентой 1972 года, решил уйти из зарождавшейся франшизы. У него был свой путь, и он хотел чего-то другого.
Коппола и компания решили закрепиться в Голливуде. Так что почти вся старая команда продолжила работать над продолжением.
Важным сегментом книги стала история происхождения Вито Корлеоне. Зрителю показывают, как Крестный отец попал в Америку, рос на улицах итальянского квартала в Нью-Йорке и стал Доном Корлеоне.
Параллельно мы видим, как уже в конце 50-х годов ведет дела его сын Майкл. Теперь он руководит семьей, и делает это по-своему. В свое время мужчина обещал своей жене Кей, что семья Корлеоне станет заниматься легальным бизнесом через несколько лет. Прошло уже десять, а изменений нет. Разве что теперь они живут в Неваде, на озере Тахо, а не на вилле на Лонг-Айленде в Нью-Йорке.
Замыслы Майкла невероятны и грандиозны. Тем не менее, в его семье происходит разлад. Родной брат Фредо предает своего младшего родственника. Жена Кей больше не хочет его видеть. Тем не менее, Майкл идет до конца, ведь иначе все сделанное теряет свой смысл. Ничего личного, только бизнес.
Но Вито Корлеоне вел дела иначе. Именно это и хотел показать режиссер. Историю отца и сына, параллельно. И это сработало! Фильм стал в некотором смысле более успешным, чем оригинал. Лента завоевала в два раза больше «Оскаров».
Коппола первый в Голливуде поставил в заголовок фильма слова «Часть 2». То есть прямо заявлял, что это сиквел. С тех пор цифра в заголовке очередной части франшизы является обычным делом.
И практически нет в кинематографе примеров того, как вторая часть получилась ничуть не хуже оригинала. Всегда в пример идут «Крестный отец. Часть 2» и «Терминатор 2: Судный день».
Для Копполы эти фильмы не являются обычным гангстерским кино. Он рассказывает историю семьи итальянцев, которые занимаются криминальным бизнесом в Америке. Проблемы с родственниками, все как у всех. Только они находятся вне закона, и это главная особенность Корлеоне.
Аль Пачино продолжает развивать свое актерское мастерство. За два года с момента выхода первого фильма он значительно заматерел. Теперь это не дрожащий паренек, которого никто не знает. Теперь это актер, которого все хотят заполучить. И он отлично показывает некоторое безумие Майкла, который не готов мириться ни с бытовыми невзгодами, ни с проблемами в бизнесе. Он взорвет весь мир, если в этом будет рациональная необходимость.
Роберт Де Ниро играет молодого Вито Корлеоне. Эта роль принесла ему «Оскар». И это при том, что он не произнес ни слова по-английски! Да, все его реплики были на итальянском.
Вито Андолини вырос на Сицилии, в городке под названием Корлеоне. Вендетты в этом месте являются обычным делом. Вито еще ребенком совершил побег в Нью-Йорк. Он смог выжить и вырасти в Большом яблоке. Молодой человек женился, и у него родился старший сын, Сантино. Потом появился Фредо. А затем Майкл. Ну, а после дочь Констанция.
Интересно, что в фильме также имеется сцена на Сицилии, когда Вито, став уважаемым человеком, решает посетить свою родину. Здесь он сводит счеты с местным доном, который был причастен к гибели его родителей и брата. Что ни говори, все они гангстеры и решают проблемы при помощи ножа и лупары.
Великолепное и легендарное (и уже классическое) музыкальное сопровождение подчеркивает происходящее на экране. Эта музыка узнается с одной ноты.
Классно поставлена одна из последних сцен, представляющая собой своеобразный флешбек-эпилог. Показан 50-й день рождения Вито Корлеоне. Это был 1941 год. Японцы разгромили Перл-Харбор, и Санни негодует, почему это произошло именно в день рождения отца. Все ждут именинника. За столом сидят Майкл, Фредо, Том Хейген, Конни и Карло Рицци, который является приятелем Санни. Чуть позже приходит Тессио. И тут Майкл заявляет, что записался в добровольцы.
Для семьи новость является шоком. Тут слышится звук открывающейся двери. Это означает, что Дон Корлеоне вернулся в свой дом после дневных трудов. Все устремляются поздравлять именинника, а Майкл остается один, думая о чем-то своем.
Сначала Коппола хотел позвать Марлона Брандо, чтобы сцена была более цельной. Но ничего не получилось, так что пришлось выкручиваться. И все получилось просто замечательно. Даже еще лучше, чем могло быть. Это называется искусством, когда все делается ради фильма, а не сборов или наград.
Замечательный фильм, который наводит на размышления о многом. Выдающаяся лента, которая ввела моду на сиквелы, показав, как надо это делать. Разумеется, мало кто смог повторит нечто подобное. Ну для этого и существует нетленная классика, чтобы быть непревзойденной.