В 2024 г. исполняется 80 лет кафедре гидрологии суши географического факультета МГУ. В годы Великой Отечественной войны остро проявилась нехватка квалифицированных специалистов-гидрологов, которая стала одной из главных причин образования в 1943 г. кафедры гидрологии и гидрографии. Ее первым руководителем стал С.Д. Муравейский. Годом основания кафедры принято считать 1944 г., когда начались первые занятия по новой специальности. После образования кафедры океанологии в 1953 г. кафедра гидрологии и гидрографии была переименована в кафедру гидрологии суши. За годы работы кафедра подготовила более 1 200 дипломированных гидрологов, 120 кандидатов и десятки докторов наук. С кафедрой связаны имена многих выдающихся ученых: С.Д. Муравейского, Е.В. Близняка, Б.А. Аполлова, Б.П. Орлова, Г.П. Калинина, В.Д. Быкова, В.Н. Михайлова, Н.И. Алексеевского и других.
Современный период характеризуется продолжением и углублением традиций кафедры в области гидрологического образования и науки. На кафедру пришло новое поколение молодых и талантливых выпускников, владеющих современными технологиями, различными методами обработки информации, увлеченных наукой, с удовольствием передающих свои знания студентам. Различные гранты, договоры дали возможность организовать множество экспедиций в труднодоступные регионы нашей страны, получить новые данные о режиме водных объектов в эпоху климатических изменений. Много внимания уделялось комплексному изучению арктических рек.
Научная и прикладная деятельность сотрудников кафедры в последнее десятилетие отличалась разнообразием, продуктивностью и многочисленными экспедициями. Многие работы были междисциплинарными. В некоторые годы число грантов и договоров достигало 20, а общее количество НИР с участием сотрудников кафедры превышало 50. Расширено изучение климатических и антропогенных изменений стока и гидрологического режима рек России, водного баланса речных водосборов, появились новые объекты исследования, прежде всего в зоне многолетней мерзлоты. При этом стандартные методы анализа и источники гидрологических данных дополнены использованием гидрологических моделей формирования стока в речных бассейнах (ИМК ECOMAG) и расчленения гидрографа (GrWat), разработанными выпускниками кафедры, и также привлечением материалов дистанционного зондирования Земли и климатических реанализов.
Среди главных результатов — анализ современных многолетних изменений водных ресурсов и элементов внутригодового водного режима рек страны, участия в них водохозяйственной деятельности; веб-приложение «Водный режим рек Европейской территории России»; адаптация бассейновых гидрологических моделей формирования стока под главные реки арктического бассейна России и составленные на их основе прогнозы изменения речного стока в XXI в.; методики расчета элементов водного баланса водосборов по данным гравиметрических спутников (GRACE) и предвычисления стока весеннего половодья; установление и картирование закономерностей пространственного распределения характеристик ледотермического режима рек и их реакции на нестационарное «поведение» климата; новые методы расчета характеристик термического режима рек; детализированные оценки поступления речных вод, наносов и теплоты в российский сектор Арктики и многое другое.
За истекшее десятилетие подготовлены 18 кандидатов и два доктора наук. Общее число научных статей сотрудников кафедры в различных российских и иностранных журналах составило за 2015–2023 гг. 500 и 375 соответственно, 64 статьи были опубликованы в журналах Тор-25, включая Nature и Science. Результаты были доложены более чем на 500 конференциях. Впечатляет и перечень монографий и атласов, в подготовке которых приняли участие наши сотрудники. К примеру, 11 сотрудников кафедры участвовали в подготовке фундаментального атласа «Российская Арктика: Пространство. Время. Ресурсы» (2019 г.).
За последние 10 лет много изменилось и на Красновидовской учебно-научной станции. Станция развивается как в научном, так и в хозяйственном плане. Здесь по-прежнему проходят учебную практику студенты 2 курса кафедр гидрологии суши и рационального природопользования, изучают Можайское водохранилище и изменения, которые в нем происходят. С каждым годом растет число производственных практикантов. Для комфортного проживания и работы студентов в Красновидово построили уютные теплые домики, обновился и флот станции: — на место ушедшим на пенсию «Прогрессам» и «Нептунам» пришли два новеньких катера с мощными современными моторами, чтобы даже самые большие группы студентов могли быстро проводить гидролого-гидрохимические съемки, которые стали по-настоящему синхронными. Значительно улучшился быт в самом здании УНБ. В лабораториях сделан ремонт и появилось новое оборудование, которое позволяет быстро и точно определять самый широкий спектр гидроэкологических показателей. В настоящее время научные исследования Красновидовской УНБ ведутся в рамках нескольких основных направлений. Ключевое — оценка современного гидроэкологического состояния водоемов Московской области и его изменений в результате потепления климата и антропогенного воздействия. Другим направлением, которое всегда активно развивалось на Красновидовской УНБ, а за последние 10 лет значительно продвинулось вперед, является математическое моделирование лимнических экосистем.
Хочется надеяться, что дружный коллектив кафедры, интересная учеба и внимательное отношение к студентам оставляют у всех выпускников самые теплые воспоминания о годах учебы и о кафедре как своем втором доме, даже если их жизненный путь не совпал с выбранной в юности специальностью.
О годах учебы на кафедре (прошедших и нынешних) рассказывают наши преподаватели и студенты.
Александр Наумович ГЕЛЬФАН, д. ф.-м. н., к. г. н, чл.-корр. РАН, профессор кафедры гидрологии суши, выпускник кафедры 1982 г.
— Александр Наумович, расскажите, пожалуйста, как вы выбрали в свое время географический факультет и кафедру гидрологии суши?
— На географический факультет пошел из романтических соображений: экспедиции, полевое братство, песни у костра и пр. Хорошо помню, что выбрал нашу кафедру после замечательных лекций, которые читал первокурсникам Вадим Николаевич Михайлов, после гидрологической практики в Сатино, которая была самой интересной и на которой я познакомился с Виктором Архиповичем Жуком. Да и большинство моих друзей решили стать гидрологами. Так что долго я не думал.
— Что больше всего запомнилось в процессе обучения: преподаватели, предметы, практики?
— Конечно, прежде всего вспоминаются наши преподаватели. В.Н. Михайлов (куратор нашей группы), В.Д. Быков (зав. кафедрой), С.Я. Вартазаров, В.М. Евстигнеев, В.А. Жук, М.Б. Заславская, Р.С. Чалов, К.К. Эдельштейн… Боюсь, что не смогу перечислить всех… Наши преподаватели — не только выдающиеся ученые и учителя, но и глубокие, интересные люди, общение с которыми было чрезвычайно важным для нас. А какие были производственные практики! Я проходил их в лаборатории эрозии почв и русловых процессов на Вилюе, Алдане, Лене. Моим научным руководителем был А.А. Зайцев — еще один преподаватель, очень много давший мне тогда. Было много интересных предметов, но когда на 5 курсе на кафедру был приглашен читать лекции Л.С. Кучмент, я понял, чем именно хотел бы заниматься. И я благодарен В.А. Жуку за то, что он дал мне рекомендацию в аспирантуру.
— Что было самое ценное в процессе обучения? Каких знаний не хватало для дальнейшей работы?
— Самое ценное, наверное, это академическая атмосфера кафедры, которая привила нам любовь к науке, воспитала стиль работы и общения, научила самостоятельно работать и учиться. Последнее помогло мне, когда я поступил в аспирантуру в Институт водных проблем к Л.С. Кучменту и пришлось более углубленно осваивать некоторые разделы математической физики, вычислительной математики, программирования.
— Какое направление в гидрологии сейчас самое перспективное?
— Не буду оригинальным: перспективы связаны в большей степени с решением гидрологических задач, которые находятся на границах с другими научными дисциплинами. Если говорить о смежных геофизических науках — метеорологии и климатологии, океанологии, то я бы упомянул прежде всего развитие теоретических и экспериментальных методов оценки влаго-, энерго- и газообмена гидрологических систем суши с атмосферой и океаном, анализ их вклада в изменения глобального и регионального климата. Значительные перспективы связаны со сложнейшими задачами на стыке гидрологии и биологии, в частности, взаимодействие биоты и процессов гидрологического цикла суши. Немало новых проблем возникает в области так называемой социогидрологии. В целом, мне представляется, что вклад гидрологической науки в решение проблем описания и прогнозирования Земной системы будет становиться все более заметным.
— Насколько существенны различия между гидрологическими исследованиями в нашей стране и за рубежом?
— Если сравнивать с экономически развитыми странами, то, к сожалению, гидрологические исследования в нашей стране отстают по валовым количественным показателям (число публикаций в рейтинговых международных журналах, число цитирований, степень вовлеченности в международные научные проекты, технологическое обеспечение исследований и пр.), и нам нужно приложить немалые усилия, чтобы этот разрыв был сокращен. Но несмотря ни на что в нашей стране остаются коллективы, работающие на мировом уровне, и кафедра гидрологии суши — один из них.
— Что можно выделить в качестве основных достижений в нашей науке за последние 10–15 лет?
— Я бы выделил прежде всего технологические достижения. Появились новые методы измерений, в том числе дешевые многофункциональные сетевые датчики с открытым кодом, новые подходы к организации мониторинга, включая распространение платформ общественного мониторинга. Впечатляющий прогресс достигнут в области спутниковых измерений гидрологических переменных: их точность становится или уже стала достаточной для гидрологических приложений. Заманчивые перспективы связаны, например, с использованием гравитационных спутников GRACE. Кстати, коллектив нашей кафедры был первым в нашей стране и среди первых в мире, кто выполнил исследования в этой области. В близкой мне области математического моделирования в гидрологии я бы отметил тенденцию развития национальных гидрологических моделей научными сообществами экономически развитых стран. Такая модель создается сейчас и в России коллективами кафедры гидрологии суши и Института водных проблем РАН.
— Что бы Вы пожелали нынешним студентам?
— Кафедра сейчас — это ведущий коллектив в области гидрологического образования и один из ведущих научных коллективов нашей страны. Желаю нынешним студентам, чтобы через много лет они, так же как я сегодня, с теплотой вспоминали учебу на кафедре, ее атмосферу и с благодарностью — своих учителей.
Ольга ОВЧИННИКОВА, 4 курс, кафедра гидрологии суши
— Оля, расскажи, пожалуйста, почему ты пошла учиться на кафедру гидрологии суши?
— С детства меня тянуло к рекам: я плавала на байдарке, купалась везде, где только можно. После первого курса я поняла, что гидрология — это не только про сами водные объекты, но и про все, что происходит над и под водосбором, а значит — это комплексная, широкая и интереснейшая наука! Наконец, подкупила семейная атмосфера кафедры, которую мне удалось почувствовать в НСО.
— Кем себя видишь после окончания университета?
— Хочется стать научным сотрудником и применить все полученные знания для развития отечественной гидрологии, модернизации существующих методик.
— Многие студенты опасаются идти на кафедру и гидрометпоток в целом из-за большого количества математических дисциплин. Насколько это может быть препятствием при выборе кафедры?
— Скажу только за гидрологов. Мне кажется, все математические дисциплины нам стараются (и успешно!) объяснить максимально доступно на достойном уровне, поэтому, я уверена, любой их освоит! А большее нужно далеко не всем гидрологам. Я не считаю нематематический склад ума препятствием стать хорошим специалистом-гидрологом. На мой взгляд, такое количество математических дисциплин — это большой плюс гидрометпотока! Именно математика открывает большой простор для описания, понимания, моделирования и прогнозирования всех природных процессов, в том числе гидрологических! И именно на гидрометпотоке ее объяснят просто и понятно.
— Какие предметы были самыми интересными за прошедшие три года?
— Гидрология (на первом курсе), гидравлика, гидромеханика и лимнология. На каждом из этих предметов меня захватывали глубокие физические объяснения и описания механизмов привычных гидрологических процессов.
— Какие дисциплины стоит добавить в учебный план?
— Я бы добавила аэрокосмические методы исследования (в том числе с применением Google Earth Engine), программирование для оптимизации решения гидрологических задач (в частности, для гидрологических расчетов), программирование для сложных математических вычислений (в частности, для решения дифференциальных уравнений, задач математического анализа). Мне эти предметы кажутся наиболее актуальными в наше время стремительного развития технологий.
— Как бы ты очень кратко охарактеризовала нашу кафедру?
— Открытость и душевность!
Материал подготовила Наталья Леонидовна ФРОЛОВА, д. г. н., профессор, зав. кафедрой гидрологии суши