Найти в Дзене
Офисные чтения

"Книжный вор", Маркус Зусак

Книга, после которой я отходила больше недели, прежде чем написать эту статью и вообще быть в состоянии начать читать то-то другое. Моя знакомая отказалась читать вместе со мной произведение о войне, но я рискнула. Итак. Повествование ведётся от имени смерти. Уже необычно, не так ли? Но кому как ни ей (а в случае с "Книжным вором" - ему, ведь в книге смерть мужского пола) рассказывать историю, произошедшую во время Второй мировой войны. Главная героиня по имени Лизель Мемингер - немецкая девчушка, которую мать отдаёт на усыновление в другую семью. Вообще, планировалось отдать ещё и её брата, но тот не доехал до Молькинга и умер в поезде по дороге. Это была уже не первая потеря девочки - до этого пропал её отец. Всё, что она знает об этом - его называли коммунист. Но значения слова она не знала в силу возраста. После похорон брата, Лизель поднимает с земли книгу, оброненную и забытую могильщиком. Таким образом она надеется сохранить с ним связь, хоть и не умеет читать в свои девять лет.

Книга, после которой я отходила больше недели, прежде чем написать эту статью и вообще быть в состоянии начать читать то-то другое. Моя знакомая отказалась читать вместе со мной произведение о войне, но я рискнула. Итак.

Повествование ведётся от имени смерти. Уже необычно, не так ли? Но кому как ни ей (а в случае с "Книжным вором" - ему, ведь в книге смерть мужского пола) рассказывать историю, произошедшую во время Второй мировой войны. Главная героиня по имени Лизель Мемингер - немецкая девчушка, которую мать отдаёт на усыновление в другую семью. Вообще, планировалось отдать ещё и её брата, но тот не доехал до Молькинга и умер в поезде по дороге. Это была уже не первая потеря девочки - до этого пропал её отец. Всё, что она знает об этом - его называли коммунист. Но значения слова она не знала в силу возраста. После похорон брата, Лизель поднимает с земли книгу, оброненную и забытую могильщиком. Таким образом она надеется сохранить с ним связь, хоть и не умеет читать в свои девять лет. И с этого начинается история книжной воришки.

Семью, в которую попала девочка, можно назвать обычной. Добродушный отчим Ганс и сварливая мачеха Роза с лицом "будто из помятого картона". У Хуберманов было двое своих взрослых детей, которые уже покинули родной дом. Нельзя назвать их зажиточными - мужчина работал маляром и иногда играл на аккордеоне для публики, а женщина за деньги стирала бельё жителей города. Но это было лучше, чем судьба, которая могла ожидать Лизель за тем неизвестным ей словом, которым называли родного отца.

С самого первого дня девочке снились кошмары про погибшего брата, от которых она просыпалась. Ганс приходил к ней и успокаивал. А когда нашёл книгу, начал учить её читать до самого утра, чтобы отвлечь, и засыпал на стуле рядом. Ему не мешало даже то, что сам он был не сильно грамотным.

Честно признаться, я люблю такие произведения, хоть они и трагичные. Некоторые главы повествуются о, так сказать, рабочих буднях самой смерти. Вот уж у кого дел было невпроворот. Он рассказывает нам, где ему пришлось побывать, забирая целые горсти душ, и моё сердце замирало от боли.

"За свои годы я перевидал великое множество молодых мужчин, которые думают, что идут в атаку на других таких же. Но нет. Они идут в атаку на меня".

Война, кровопролитие, бедность, фашизм - и на фоне этого история обычной девочки, которая пытается просто жить и не потерять себя. Её спасением, как вы поняли, стали книги. Вторую она украла прямо из праздничного костра в честь дня рождения фюрера. По сути, рискуя собственной жизнью и подставляя свою новую семью. Мне кажется, для неё это было то единственное, что связывало её с братом. Ведь именно у его могилы она подобрала свою первую.

Ганс не был ярым фашистом (в отличие от его сына). Во время своей службы в первую мировую, он сдружился с одним немецким евреем, который в последствии спас ему жизнь. Разбитый горем, он пришёл принести соболезнования его жене, пообещав любую помощь. И вот, спустя столько лет, помощь понадобилась, но уже сыну того сослуживца. Так на пороге их дома появляется еврей. Просто вдумайтесь - еврей в фашистской Германии. Что бы вы сделали на месте Хуберманов?

За время прочтения читатель прикипает к героям, которые несмотря ни на что остаются Людьми. Взять хотя бы лучшего друга Лизель. Вместе с Руди Штайнером девочка грабит огороды в поисках еды. У него вечно урчит в животе от голода, но именно он позже будет тайком раздавать хлеб евреям, которых колонной проводят через город.

"...ещё один образец противоречивой человеческой природы. Столько-то доброго, столько-то злого. Разбавляйте по вкусу."

Если бы это была сказка, доброта героев обязательно была бы вознаграждена, но фашистская Германия совсем не была на неё похожа. И за любое неповиновение следовала расплата. Не буду раскрывать всех карт. Думаю, вы и сами догадываетесь, что у такой книги не может быть хэппи-энда. Последние несколько глав невозможно читать без слёз. Несколько раз автор даёт нам часть финала какой-либо сюжетной ветки для затравки, потом рассказывает основную историю и уже после довершает концовку. Именно поэтому мы всегда заранее знаем, чем закончатся те или иные жизненные перипетии героев. Маркус Зусак развешивает по стенам ружья, которые призваны выстрелить в нужный момент и разорвать наше сердце на мелкие кусочки.

Я не буду рекомендовать всем и каждому это произведение, слишком оно тяжело для восприятия. Но я точно не пожалела о прочтении. И в очередной раз убедилась, что добрые, хорошие и честные люди есть и были везде и во все времена. Независимо от нации.