Найти в Дзене

Скрипка Страдивари.

Добро пожаловать на Dzen-канал Аудиосалона "Русский Звук", посвященный аудиотехнике. Наш Шоурум находится по адресу г. Москва, пр. Вернадского, 29. Приглашаем Вас в гости! Напоминаем Вам о нашем сайте https://rus-audio.ru Сегодня у нас очередная статья с просторов интернета, для ознакомления нашей Дорогой публики. Авторы (источники) - Журнал АудиоМагазин. Статья "Тайны лютьеров". Текст: Елена НОВИНСКАЯ. Отдельно отмечаем, что мнение Аудиосалона "Русский Звук" может не совпадать с мнением авторов статьи. Итак, поехали! С точки зрения физики и акустики форма скрипки несовершенна. Исследователи нашего времени до­казали, что идеальная форма для звучания — трапециевидная, в форме маленького гробика. Правда, играть на подобной скрипке желающих не нашлось. Зато едва ли можно встретить человека, который не имел бы представления о скрипке. Все знают, кто такой Паганини, многие слышали о существова­нии неразгаданного секрета Страдивари и о том, что скрипки этого мастера, как и мировые шедевры жи
Оглавление

Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте.

Добро пожаловать на Dzen-канал Аудиосалона "Русский Звук", посвященный аудиотехнике.

Наш Шоурум находится по адресу г. Москва, пр. Вернадского, 29. Приглашаем Вас в гости!

Напоминаем Вам о нашем сайте https://rus-audio.ru

Сегодня у нас очередная статья с просторов интернета, для ознакомления нашей Дорогой публики.

Авторы (источники) - Журнал АудиоМагазин. Статья "Тайны лютьеров". Текст: Елена НОВИНСКАЯ.

Отдельно отмечаем, что мнение Аудиосалона "Русский Звук" может не совпадать с мнением авторов статьи.

Итак, поехали!

Вместо введения

С точки зрения физики и акустики форма скрипки несовершенна. Исследователи нашего времени до­казали, что идеальная форма для звучания — трапециевидная, в форме маленького гробика. Правда, играть на подобной скрипке желающих не нашлось. Зато едва ли можно встретить человека, который не имел бы представления о скрипке.

Все знают, кто такой Паганини, многие слышали о существова­нии неразгаданного секрета Страдивари и о том, что скрипки этого мастера, как и мировые шедевры живописи, становятся героями детективных историй с похищениями и находками.

Так или иначе, скрипка — один из наиболее распространенных музыкальных инструментов. Богатство, выразитель­ность и теплота тембра, огромные исполнительские возможности обеспечили ей ведущее положение в симфоническом оркестре, в различного рода камерных ансамблях, в сольной исполнительской практи­ке и в бытовом народном музицировании.

-2

Громкоголосая выскочка

Скрипке действительно принадлежит первенство во многом: в удивительной теплоте тона и сходстве с чело­веческим голосом (поэтому говорят, что скрипка поет), в необычайной виртуозности, которая необходима для игры на ней, в уникальной выразительности ее интонации (не случайно о скрипке говорят еще, что она рыдает).

Словно живая, скрипка может уставать, болеть, выздоравливать, умирать или, как вино, состариться и забыть свой моло­дой голос. Как у человека, у нее есть голова, шея, плечи, грудь, талия и даже душа — душка.

Ветви генеалогического древа скрипки безнадежно за­путаны. Прародителем ее признан средневековый гитаро­образный фидель (виела); от скрещивания его с другими струнными инструментами (лютней, ребеком, колесной лирой) и появилась в конце XV века скрипка.

-3

Однако она так долго служила инструментом бродячих музыкантов, что к ней установилось пренебрежительное отношение. Слово «ип ую1оп» использовалось французами как ру­гательство, обозначающее никчемность человека («пахнет скрипкой») значило обеднеть, стать жалким.

Французский музыкант Филибер по прозвищу Железная Нога писал в 1656 году: «Мы называем виола­ми те инструменты, за которыми дворяне, купцы и другие достойные люди проводят свое время. Другой вид имену­ется скрипкой. Встречаешь мало людей, кои ею пользуют­ся, разве те, которые живут своим трудом. Ее используют для танцев на свадьбах, маскарадах».

Виола звучала мягко и приглушенно, очень приятно в домашнем быту, но для больших залов звук ее был недо­статочно сильным. Это и явилось одной из причин того, что с XVII столетия виола, хотя и не без борьбы, начала уступать свое место скрипке.

Особенно упорной эта борь­ба была во Франции, так что потребовалось восхождение на престол Людовика XIV, чтобы «24 скрипки короля» получили статус фавориток.

-4

Параллельно стали набирать силу и другие инструменты скрипичного семейства — альт, виолончель и контрабас. Одновременно развива­лась скрипичная музыка. Возникли специальные скри­пичные жанры: сольная соната, концерт. С начала XVII века скрипка была введена в оркестр. Первым это сделал

К. Монтеверди (1567—1643) в опере «Орфей». Считавша­яся поначалу молодой громкоголосой выскочкой, скрип­ка окончательно вытеснила виолу ренессансных времен, когда в XVIII веке музыка переместилась из гостиных в концертные залы и на большую оперную сцену.

Великий триумвират лютьеров

В отличие от большинства современных инструмен­тов, чей канонический облик стал результатом долгого развития и множества экспериментов, скрипка обрела форму в самом начале своей карьеры.

Первыми достой­ными упоминания лютьерами — скрипичными мастерами были Гаспаро Бертолотти (или да Сало, ок. 1542—1609) и Джованни Паоло Маджини (ок. 1580—1632), оба из Брешии, что на севере Италии. Но еще при их жизни расположенная неподалеку Кремона начала завоевывать славу мирового центра скрипичного производства. Более ста лет главную роль в этом процессе играла семья Амати, особенно Николо (1596—1684).

-5

Его самым знаменитым учеником стал Антонио Страдивари (ок. 1644—1737), за­вершивший детальное формирование скрипки как кон­струкции. Поэтому любая современная скрипка, по сути, есть скрипка Страдивари.

Третьи в великом триумвирате кремонцев — семья Гварнери, в частности Джузеппе дель Джезу (1698—1744), который изготавливал инструменты, обладавшие яркой ин­дивидуальностью и сильным звучанием. К середине XVIII века славный период скрипичных мастеров закончился, хотя в Германии, Англии, Франции (Ж. Б. Вийо), России (И. Батов) и других странах продолжали делать скрипки.

Сегодня наиболее полно шедевры скрипичного мастерства тех времен представлены в Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов, которая входит в состав Всероссийского музейного объединения музы­кальной культуры им. М. И. Глинки. Услышать их вживую можно на концертах, например, камерного оркестра «Со­листы Москвы» под управлением Юрия Башмета.

-6

НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ ИГРЫ НА СКРИПКЕ

  • Деташе — каждая нота извлекается от­дельным движением смычка путем измене­ния его направления
  • Мартеле — штрих, выполняемый толчком смыч­ка, при котором протяженность самого звучания значительно короче периода затухания звучности
  • Стаккато вниз и вверх смычком — движение смыч­ка с остановкой
  • Стаккато-волан — разновидность стаккато. При игре смычок подскакивает, отрываясь от струн
  • Спиккато — отрывистый и отскакивающий штрих, утяжеленное стаккато с добавочным движением плеча
  • Рикошет-сальтато — штрих, выполняемый ударами волоса поднятого смычка по струне; как правило, исполняется непрерывной группой
  • Тремоло — многократное быстрое повторение одного звука либо быстрое чередование двух не соседних звуков, двух созвучий, отдельного звука и созвучия
  • Легато— связное исполнение звуков, при котором имеет место плавный переход одного звука в другой, пауза между звуками отсутствует
  • Пиццикато — защипывание струн пальцами правой или левой руки
  • Колленьо — удар древком смычка по струне; вызывает стучащий, мертвенный звук, который с успехом при­меняется композиторами также в симфонической музыке
-7

Секрет Страдивари

По сей день, задумывая скрипку, мастер пытается планировать ее звучание — проверяет, поет ли дощечка, идущая на деку. Для этого он закрепляет ее в струбцине и проводит по краю смычком. Звук должен быть чистый и звонкий.

Причем для красоты звука важно все: возраст дерева, климат, в котором оно росло, высушенность, качество распила. Поколения мастеров экспериментировали с по­родами дерева (тополь, груша, вишня, акация, кипарис, орех), но лучше всего требованиям отвечают клен и ель. «Поющая» ель идет на верхнюю деку, клен — на нижнюю и на бока.

Гриф получается из черного дерева: жесткое и прочное (даже тонет в воде), оно имеет максимальную устойчивость к износу от струн.

Существует много легенд о тайне звучания старинных инструментов. Быть может, дело в грунтовании дек (такого мнения придерживаются мастера-реставраторы и эксперты ВМОМК им. М. И. Глинки), схожем с бальзамированием египетских мумий (и материалы, и цели в обоих случаях одинаковы: сохранить в первозданном виде, не допустив гниения).

Быть может, в лаке, изготовлявшемся якобы на основе темно-красной смолы драконова дерева, — однако попытки создать лак по старым рецептам не увенчались успехом. Секрет Страдивари остается неразгаданным. Воочию увидеть инструменты, считающиеся верши- и скрипичного мастерства всех времен, можно в Центральном музее музыкальной культуры на экспозиции «Музыкальные инструменты на­родов мира» и на юбилейной выставке ВМОМК им. М. И. Глинки «Муза. Музыка. Музей», которая продлится до 20 января 2013 года.

В фондах музея также хранится целый ряд удивительных, даже причудливых скрипок. Экспе­риментируя с материалами, формой, местоположением эфов и других деталей, каждый лютьер так или иначе пы­тался усовершенствовать инструмент, придать ему новые качества, сделать белее совершенным.

Строение скрипки

Корпус классической скрипки очень изящен: с плавны­ми закруглениями, тонкой талией. Верхняя и нижняя пло­скости корпуса называются деками. Деки соединены друг с другом обечайками. Они имеют выпуклую форму, так называемые своды. И размер, и форма корпуса, даже мель­чайшие его детали — все влияет на звук капризного инстру­мента.

К корпусу прикреплен гриф, который заканчивается завитком. Перед завитком в желобке устроены отверстия, в которые вставлены колки. Они натягивают струны, плотно закрепленные с другой стороны, у подгрифка.

В середине корпуса, приблизительно между эфами, на двух ножках стоит подставка. Через нее проходят струны. Их четыре. Они носят название тех звуков, на которые настроены: ми, ля, ре и соль, или басок, считая от самой высокой струны.

Общий диапазон скрипки — от соль малой до соль четвертой октавы. Скрипач изменяет высоту звука, при­жимая струну к грифу пальцами левой руки. Чтобы было удобно играть, он кладет скрипку на плечо и придержи­вает ее подбородком. В правой руке он держит смычок, которым водит по струнам.

Смычок — тоже важная деталь. От него во многом за­висит характер звучания. Состоит смычок из трости, или древка, на нижнем конце которого прикреплена колодоч­ка. Она служит для натягивания волоса, с другой стороны прикрепленного к трости неподвижно.

Лак, которым покрываются скрипки, бывает раз­личных оттенков — от светло-желтого, золотистого до темно-красного и коричневого. Сквозь лак просвечивают естественные слои дерева. Некоторые лютьеры грунту­ют дерево так, чтобы эти узоры получились рельефнее. Изящество отделки превращает многие скрипки в под­линные произведения искусства.

Знатоки инструмен­тов способны иногда часами любоваться красотой форм дек, разнообразием и глубиной тонов лака, прелестью узоров дерева — словом, рассматривать скрипку так же, как любитель живописи — картину художника. Ювелир­но тонкой отделки требует и такая деталь скрипки, как «ус» — деревянная полоска шириной примерно 2—3 мм, окаймляющая деки.

В верхней деке проделаны два резонаторных отвер­стия в форме латинской буквы «1». Они так и называются: эфы. Заглянув в них, можно увидеть на нижней деке эти­кетку с фамилией лютьера, сделавшего инструмент, или фабричную марку (доверять этикеткам особенно нельзя, поскольку до недавнего времени были случаи подделки скрипок).

Тест на подлинность

Тема подделок — одна из самых увлекательных в истории создания скрипок. В XVI—XVII веках только в Италии было более 400 скрипичных мастеров. Однако подлинных их имен мы не знаем, потому что позже на всех старых инструментах появились фальшивые этикетки «Амати», «Гварнери» и, конечно, «Страдивари».

Что интересно, о знаменитом Антонио Страдивари тоже из­вестно немногое: родился, женился, купил в Кремоне дом, из которого никуда не выезжал, был богат, имел 11 детей. Первую скрипку сделал в 13 лет, последнюю — в 93. По­томкам он оставил образцы совершенных скрипок, чей звук сопоставим лишь со звуком прекрасного женского пения.

В каталогах зафиксировано около 1150 подлинных скрипок Страдивари (свыше 600 из них известны сегод­ня). Гуляющих же по миру подделок — около 3000. Чтобы отличить их от подлинников, нужно досконально знать множество тонкостей почерка мастера и помнить звуча­ние настоящих его инструментов. Иными словами, необ­ходима высококвалифицированная экспертиза.

Впрочем, если рассматривать скрипку как объект капиталовложе­ния, не обязательно гнаться за стариной. Можно купить новую скрипку современного мастера. Обойдется она го­раздо дешевле антикварной, а годы спустя может оказать­ся настоящим дорогостоящим скрипичным шедевром.

ЗНАМЕНИТЫЕ МУЗЫКАНТЫ

История музыки знает имена прославленных скрипачей. Легендами окружено имя гениального Никколо Паганини. Его обвиняли в колдовстве, потому что в первой половине XIX века люди не верили, что обыкновенный человек, сам, без помощи сверхъестественных сил, может так великолеп­но — божественно играть на скрипке.

В разные времена мир рукоплескал скрипачам Анри Вьетану, Генрику Венявскому, Эжену Изаи, Яше Хейфецу, Давиду Ойстраху, Леониду Когану, Иегуди Менухину, Виктору Третьякову, Вадиму Репину, альтистам Вадиму Борисовскому, Рудольфу Баршаю, Юрию Башмету, виолончелистам Семену Козолу­пову, Григорию Пятигорскому, Пабло Казальсу, Мстиславу Ростроповичу, Дэвиду Герингасу, Наталье Гутман и др.

От редакции:

Журнал «АудиоМагазин» выражает благодарность ВМОМК имени М. И. Глинки за помощь в подготовке ма­териала и предоставление иллюстраций из архивов му­зея. Мы планируем публиковать при поддержке ВМОМК большой цикл статей о музыкальных инструментах, а также рассказывать об отдельных уникальных экзем­плярах коллекции.

ПОПУЛЯРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СКРИПКИ

  • А. Вивальди. Концерты «Времена года» для скрипки с оркестром
  • И.-С. Бах. Три сонаты и три партиты для скрипки соло
  • Дж. Тартини. Соната «Дьявольские трели» для скрипки с фортепиано
  • В. А. Моцарт. Пять концертов для скрипки с оркестром
  • Л. Бетховен. Концерт ре-мажор для скрипки с оркестром
  • И. Брамс. Три сонаты для скрипки и фортепиано
  • Ф. Мендельсон. Концерт ми-минор для скрипки с оркестром
  • Э. Григ. Три сонаты для скрипки и фортепиано
  • Н. Паганини. Двадцать четыре каприса для скрипки соло
  • Г. Венявский. Два полонеза для скрипки с оркестром
  • П. Сарасате. Фантазия на темы оперы Ж. Бизе «Кармен»
  • Я. Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром
  • П. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром
  • С. Прокофьев. Два концерта для скрипки с оркестром
-8