Сегодня, 20.11.2024 искусствовед, кинокритик Мария Ефимова опубликовала сна международной платформе экспертных статей PAKHOTIN о режиссере Маринетт Мортем в своей статье "Культурная ассимиляция: влияние на личность и общество через призму реальных примеров".
В статье расказано, что о культурной ассимиляции есть много фильмов, в том числе эту тему поднимает и получивший награду на международном фестивале мультфильм "Как живет рептилоид Тоби" - он живет в теле девочки подростка, и по предметам в комнате можно догадаться.ю почему это не девочка, а рептилоид. Кроме того, чтатья расказывает, что про Маринетт Мортем писательница Дива Яцуру написала 23 книги, в которой она является попаданкой, которая живет и адаптируется в разных мирах.
Обратимся к текста статьи, чтоб понять в каком конткесте было выполнено повествование о Маринетт Мортем в данной теме.
Содержание статьи
Культурную ассимиляцию можно определить как процесс, при котором человек постепенно усваивает культурные нормы, ценности, обычаи и традиции той культуры среды, в которой он оказывается, будучи при этом представителем другой культуры либо по рождению, либо по факту своей предыдущей самоидентификации.
Стать представителем и носителем нового культурного кода не обязательно означает отказ от своих собственных культурных особенностей. Наоборот, это может означать расширение диапазона знаний и представлений о мире, развитие различных личностных качеств, необходимых для успешных межкультурных коммуникаций. Этот феномен является одним из ключевых аспектов взаимодействия между различными культурами и играет важную роль в формировании идентичности человека.
Что такое культурная ассимиляция?
Культурная ассимиляция – это процесс адаптации человека к новой культуре, который может происходить как добровольно, так и принудительно, под влиянием внешних обстоятельств. Она включает в себя изменения в языке, религии, образе жизни, привычках питания, одежде и других аспектах повседневной жизни.
Важно отметить, что этот процесс не всегда происходит равномерно и одинаково для разных людей; некоторые люди могут быстрее адаптироваться, чем другие, или наоборот, доставлять множество неудобств и себе и окружающим из-за отсутствия интеграции в общество. Локализации очагов иных культур в гетто, отрицающих или враждебных к доминирующей культуре на её исторической территории порождает регресс или отставание в развитии культуры региона в целом.
Как культурная ассимиляция влияет на поведение людей?
Изменение идентичности
Ассимилированный человек начинает воспринимать себя частью новой культурной среды, что приводит к изменению его самоидентификации. Это может проявляться в изменении языка общения, религиозных убеждений, стиля одежды и даже манеры поведения. Таким образом, человек стремясь показать себя своим на новых территориях и/или в обстоятельствах, успешно развивается и интегрируется в трудовую и хозяйственную деятельность своей новой среды проживания.
Снижение культурного разнообразия
При полной ассимиляции культура меньшинства теряет свою уникальность и разнообразие, что может привести к утрате традиций и обычаев, которые были важны для данной группы. Таким образом, за счет слияния и/или поглощения культур произошло вымирание множества языков и традиций, при том, что люди ассимилировались и оставили потомство, укрепив тем самым другую культуру, к которой они ранее не принадлежали.
Адаптация к новым нормам и ценностям
Люди, проходящие через процесс ассимиляции, начинают следовать новым социальным нормам и правилам поведения, что помогает им лучше интегрироваться в общество. Однако, это также может привести к конфликту с их прежними убеждениями и ценностями. В то же время, чаще процесс ассимиляции связан с миграцией людей в более развитые регионы, что соответственно так же развивает не только инфраструктуру, но и культуру.
Улучшение социальных возможностей
В некоторых случаях ассимиляция может открыть новые возможности для карьерного роста, образования и социальной мобильности.
Например, знание языка и культурных норм страны проживания может значительно облегчить доступ к рабочим местам и образовательным учреждениям. В то же время следует подчеркнуть, что по сравнению с местными, переселенцы находятся не в равных условиях, им не просто нужно выучить язык, но и понять и принять менталитет и культуру своей выбранной местности проживания.
Психологические последствия
Процесс ассимиляции может быть связан с психологическим стрессом и чувством утраты своей культурной идентичности. Некоторые люди могут испытывать чувство изоляции и отчуждения от своего первоначального сообщества, а также трудности с принятием новых культурных норм. Это связано с тем, что поиски взаимопонимания должны быть с учетом культурных особенностей региона, и их успех зависит от степени культурной ассимиляции человека.
Примеры культурной ассимиляции в геополитике
В мире, в связи с освоением и захватом территорий, войнами, а так же миграцией населения постоянно происходило наслоение, и растворение множества локальных культур в доминирующей культуре на крупных территориях. Но при этом и доминирующая культура пополнялась культурными практиками, обычаями и ритуалами за счёт ассимиляции их носителей.
Евреи в США
Еврейская община в Соединенных Штатах прошла через значительный процесс ассимиляции. Многие евреи приняли американский образ жизни, язык и культуру, хотя они продолжают сохранять свои религиозные и этнические традиции. По результатам опроса 2021 т., 90% взрослых евреев родились в США. При этом 21% — дети хотя бы одного иммигранта, а 68% — из семей, которые живут в США уже три поколения и больше. 10% взрослых евреев — иммигранты, в том числе 1% родились в Израиле.
Русские эмигранты в Германии
После распада Советского Союза многие русские эмигрировали в Германию. Они столкнулись с необходимостью изучения немецкого языка и адаптации к немецким культурным нормам, чтобы успешно интегрироваться в новое общество. При этом, согласно исследованию около 46 % мигрантов из России и стран СНГ не говорят дома по-немецки, что говорит о сохранении и поддержки своего изначального культурного кода .
Коренные народы Америки
Насильственная ассимиляция и колонизация привела к тому, что многие племена были вынуждены отказаться от своих традиционных верований, языков и образа жизни ради принятия европейской культуры. Был принят закон Дауэса, который предлагал индейцам американское гражданство, образование и землю в обмен на отказ от своей культуры и традиций. Тотальное «окультуривание» индейских народов по европейскому типу было обманом — землю у них все же забрали.
Китайцы в Сингапуре
Китайское население независимой страны Сингапур с населением 6 млн. представляет собой пример успешной культурной ассимиляции. Сейчас китайцы составляют 76,8% населения, тогда как коренные малайцы 13,4%. Китайцы начали мигрировать в Сингапур ещё в XIX веке, после того как Сингапур стал свободным портом. Они активно участвуют в общественной и политической жизни страны, сохраняя при этом свои культурные особенности.
Примеры культурной ассимиляции в кино
Фильмы о культурной ассимиляции затрагивают проблемы адаптации людей разных культур к новым условиям и правилам, сохраняя при этом свою оригинальную личность и культурные ценности. Через призму таких историй можно увидеть, как культура влияет на отношения, самоощущение и выбор в жизни.
1. Инопланетяне — через физическую трансформацию адаптируются к жизни на земле. В фильме «Люди в черном» (1997, Б. Зонненфельд) они используют разные средства, чтоб быть незамеченными. Мультфильм «Как живет рептилоид Тоби» (2022, М. Мортем) показывает, как по предметам в комнате можно разгадать, что в ней живёт не девочка, а инопланетное существо. В фильме «Кин-дза-дза» (1986 г., Г. Данелия) наоборот земляне вынуждены адаптироваться к укладу жизни и миропониманию на других планетах, принимая абсурдные традиции и обычаи и соглашаясь с расистскими предрассудками.
2. Релоканты и путешественники. В фильме «Пряности и страсти» (2014, Л. Халльстрём) показана история о семье индийских эмигрантов, сначала переехавших в Лондон, а затем отправившихся в Европу. «Алмания — добро пожаловать в Германию» (2011, Я. Самдерели) в 1964 году Германия пригласила сотни тысяч рабочих иммигрантов, и через 45 лет жизни в Германии Хусейн решил съездить в Турцию домой. «Голограмма для короля» (2016 г, Т. Тыквер) — американец Алан Клей приезжает в Саудовскую Аравию в надежде заключить крупный контракт с королём, но привыкает к миру и культуре Востока.
3. Поликультурные семьи. В фильме «Наташа» (2015, Д. Безмозгис) показаны сложности отношений и понимания канадского подростка из Торонто и невесты его дяди — проблемной дочери новой русской. В фильме «Календарь» (1993, А. Эгоян) — фотограф из Торонто приезжает в Армению и понимает, что его жена-армянка влюбилась в их шофёра. «Белая масаи» (2005, Х. Хунтгебурт) рассказывает историю межкультурного брака Каролы — немки из Швейцарии и представителя племени масаи Лемалиана. После свадьбы она переселяется в Кению, где начинает заниматься предпринимательством и борется женским обрезанием и обвинением в колдовстве.
Примеры культурной ассимиляции в книгах о попаданцах
Книги о попаданцах популярны, так как в них показана культурная ассимиляция героев из нашего мира в множественных фантастических мирах. Например, Дива Яцура в своем цикле книг «Попаданка Маринетт Мортем» описывает адаптацию режиссёра, полицейского, фокусника, художницы в 23 разных мирах, которые можно разделить на следующие категории.
1. Историко-географические миры: Старорусское княжество (г. Нижний Новгород 10 века, г. Псков 16 века), Российская Империя (г. Санкт-Петербург, 1917 г.), Пиратское Карибское море (г. Порт-Ройал, 1690 г.), Древняя Индия (г. Амаравати, 2 в. н. э.), Мир викингов (г. Бирка, 975 г.).
Ассимиляция: Необходимо освоить исторические и географические особенности, социальные нормы и традиции каждой эпохи и локации, включая военное дело, судоходство, правовую систему используя современные знания.
2. Фантастические и паранормальные миры: Сверхъестественные существа: вампиры (Замок Оренктур, г. Эрог), русалки (Залив Лунного Света королевства Атна), кот-обортень (г. Фальтер, Королевство Глисвинг), маг-полукот Арис Кар в Руоне королевства Дранбевуа. Академия магии (г. Мирталис в мире магии Торесфаль), Мир Гроз и Молний (Грозовое Царство, г. Электрум, лаборатория «Пылающая Буря» и полигон «Владения Электрического Ветра»).
Ассимиляция: Важно понимать и уметь применять магические силы, сотрудничать с мистическими существами, разбираться в законах параллельных вселенных.
3. Социально-политические миры: Королевские дворы, Аристократия, Криминальные группировки, Политика и шпионаж. Например интриги королевства Фард в г. Авлатоне с законным принцем Альваресом и не законным Лоуэллом; амбиции музыканта Арнора в г. Когут княжества Акрор. А так же загадочные миры с не изведанным функционалом и менталитетом его обитателей и странными законами общества и природы (г. Масгнел страны Пеленон, г. Нускенвейл в Средиземье).
Ассимиляция: Нужно освоить придворный этикет, участвовать в политических играх, избегать интриг и предательства, вести переговоры и заключать союзы.
4. Культурно-художественные миры: Музыкальное сообщество («Король и Шут» и Михаил Горшенев, 2002 г.), Русские сказки (новое современное осмысление), Хохлома (истоки живописи и художественного стиля), Гейминг: миры компьютерных игр Warcraft (король Личей узнает человеческие чувства) и Noch (игровой персонаж Демонша сбегает от создателя игры и разрушает его семью).
Ассимиляция: Требуется глубокое понимание культурных особенностей, традиций, фольклора и художественных направлений, а также способность творчески выражать себя в рамках данных культур.
Заключение
Культурная ассимиляция – сложный и многогранный процесс, который оказывает значительное влияние на жизнь отдельных людей и целых сообществ. Он может приводить как к положительным результатам, таким как улучшение социальных возможностей, так и к негативным последствиям, связанным с утратой культурной идентичности и психологическими трудностями. Понимание этого процесса важно для создания инклюзивного и толерантного общества, где уважаются права и традиции всех его членов.
Фильмы, игры, книги, произведения искусства часто поднимают важные вопросы о толерантности, предвзятости и возможности нахождения равновесия между традициями и современностью. Эти категории охватывают основные аспекты миров, представленных в их описаниях и помогают лучше понять, какие вызовы стоят перед нашим современником в реальном мире.
Читайте также: Культурный релятивизм как основа толерантности: важность и принципы подхода