Футбол часто называют катализатором страстей. Спортом, голос которого выходит далеко за пределы стадиона. Грань между фанатской любовью и безумием очень тонка, и пересечь её легко, если за футболом стоит вражда народов.
Поводом для войны может послужить что угодно - религия, территориальные споры, полезные ископаемые или национальные междоусобицы. Но чуть более полувека назад катализатором стал футбольный матч.
Сегодня речь пойдёт о двух странах Центральной Америки - Сальвадоре и Гондурасе. Мало кто о них слышал до событий после 8 июля 1969 года. Что же это вообще за государства и какая ситуация наблюдалась там в те годы?
Сальвадор - самая маленькая страна Центральной Америки по территории. Её население тогда составляло около 3 миллионов человек. При этом в государстве проходила активная индустриализация. Благодаря ей Сальвадор обходил по развитию многих своих соседей. Например, страна стала третьим экспортером кофе в Латинской Америке за 1965 год. Всё вроде бы здорово, если бы не одно «но».
Большая часть страны контролировалась элитой, которая представляла собой крупных землевладельцев. Она практически не оставляла никаких шансов на нормальную жизнь для бедных сальвадорских фермеров. Так, например, 2/3 сельского населения вообще не имели земли.
Гондурас также находился под властью землевладельцев, но не до такой степени. По территории был в 5 раз больше Сальвадора. При этом численность населения в 2 раза меньше. И что в итоге?
Сальвадорцы переезжали в Гондурас, потому что там сельское хозяйство было более доступным. Они работали на американские фруктовые компании. К 1969 году в Гондурас перебралось более 300 000 жителей Сальвадора. Естественно, всё это было нелегально.
Элита Сальвадора поддержала массовую эмиграцию населения, поскольку это ослабило давление на них. Спустя время гондурасские крестьяне отреагировали негативно на прибытие мигрантов: с чего бы им делиться своей землёй с чужаками? В Гондурасе стало неспокойно. Чтобы как-то снизить напряжение в стране, правительство решило провести аграрную реформу. Однако, президент Гондураса Освальдо Лопес Арельяно просто начал депортировать тысячи сальвадорцев на их родину. Многие эмигранты успели обжиться в Гондурасе, объединиться в деревни. И в один миг они потеряли абсолютно всё, что имели, и возвращались туда, где у них не было ничего.
Масла в огонь подливали постоянные споры о границах. Например, права на острова в заливе Фонсека — небольшом водоеме на тихоокеанском побережье, который совместно использовали обе страны, а также Никарагуа. А еще Сальвадор хотел заполучить выход к Атлантическому океану. Не сложно догадаться, что такой был у Гондураса.
Дэн Хагедорн, автор книги «100-часовая война», в которой подробно описывается конфликт:
«Во многом эта война была связана с землей, находившейся в распоряжении стран, слишком большим количеством людей на слишком маленькой территории и правящей олигархией, которая подогревала конфликт, используя прессу».
Пока правительство президента Сальвадора Фиделя Санчеса Эрнандеса с трудом справлялось с большим потоком людей, возвращающихся в страну, элита начала угрожать военными действиями. В газетах стали появляться провокационные сообщения о преследованиях, обвинения в изнасилованиях и убийствах.
Вы только представьте, что творилось в мыслях и сердцах людей! А странам пришлось встретиться друг с другом на футбольном поле посреди растущей между ними ненависти. Так ещё и трижды!
Футбольная битва
Квалификация на чемпионат мира 1970 года в Мексике. Не просто игры, а возможность получить путевку в международный спорт. Обе страны ни разу не участвовали в чем-то настолько масштабном.
Рикардо Отеро, мексиканский спортивный журналист вещательной компании Univision:
«Были гораздо более важны политические вопросы. Так совпало, что командам пришлось провести три игры, чтобы попасть на чемпионат мира 1970 года. Это не помогло. Футбол в Латинской Америке очень, очень страстный — это и хорошо, и плохо одновременно».
Гондурас выиграл первый матч со счетом 1:0 в своей столице Тегусигальпе. Но Сальвадор уступил не просто так. Болельщики Гондураса не дали им спокойно поспать и набраться сил перед игрой. Они шумели, кидали в окна отеля камни, орали, запускали фейерверки. Сборная Сальвадора приехала на матч уставшая и уступила. Но это было не просто поражение.
После матча вся страна ужаснулась: 18-летняя Амелия Боланос покончила жизнь самоубийством. Она взяла пистолет отца и выстрелила прямо в сердце. В газетах об этом сообщили так:
«Молодая девушка не смогла смотреть на то, как ее Родину ставят на колени».
Её похороны транслировались по телевидению. Вся столица пришла проститься с Амелией. На церемонии присутствовали президент Сальвадора, министры и даже сборная страны по футболу.
Второй матч проходил в Сан-Сальвадоре. В ответ на беспорядки перед первой встречей болельщики Сальвадора отплатили той же монетой. Они разбили все окна отеля, в котором остановилась сборная Гондураса, затем закидали комнаты игроков гнилыми яйцами и дохлыми крысами.
Когда на стадионе включился гимн Гондураса, вместо флага на флагшток подняли грязную половую тряпку. А настоящий флаг перед этим демонстративно сожгли. Игроки Гондураса мечтали выйти с поля живыми. К их удаче, Сальвадор одержал победу со счётом 3:0.
В конце матча в Сан-Сальвадоре двое гондурасских болельщиков были убиты во время столкновений. В связи с беспорядками границу между странами закрыли. А эта игра вынудила организовать третью встречу на нейтральном поле, в Мексике.
27 июня, когда игроки готовились к решающей игре в Мехико, Сальвадор разорвал дипломатические отношения с Гондурасом. Министр внутренних дел Франсиско Хосе Герреро заявил, что около 12 000 сальвадорцев покинули Гондурас после второго матча, а британская газета The Guardian сообщила, что он обвинил в этом «предполагаемое преследование в связи с международным футбольным матчем». Но всем было понятно, что дело не только в этом.
Тот самый роковой день. Счет был 2:2 после 90 минут на стадионе Ацтека в Мехико. Третья и решающая игра между Гондурасом и Сальвадором. На кону - квалификация на чемпионат мира 1970 года в Мексике. На плечи каждого футболиста пала невероятная ответственность. Горячие болельщики могли обвинить именно их во всех бедах. Чтобы все изменить нужен всего один гол.
Началась 11-ая минута дополнительного времени... Маурисио «Пипо» Родригес из сборной Сальвадора врывается в штрафную площадь, чтобы принять навес и перекинуть мяч за вратаря Гондураса Хайме Варелы. И это гол!
Маурисио «Пипо» Родригес, нападающий сборной Сальвадора:
«Когда я забил гол, я подумал, что им не удастся сыграть с нами в ничью, ведь времени почти не осталось. Я был уверен, что благодаря этому голу мы победим».
Сальвадор всё-таки смог удержать преимущество и победить со счетом 3-2. Игроки обеих сборных обнялись, пожали руки и покинули поле. Они еще даже не представляли, что этот матч оставит кровавый след в истории.
Маурисио «Пипо» Родригес:
«Мы чувствовали, что наш долг - победить за Сальвадор. Я думаю, мы все боялись проиграть, потому что в тех обстоятельствах это было бы позором, который тянулся бы за нами всю оставшуюся жизнь. Мы не осознавали значения этой победы, исторической важности последнего гола и то, что он будет использован как символ войны».
Согласно отчету, 1700 мексиканских полицейских присутствовали на игре, чтобы в случае чего предотвратить насилие, а сальвадорские болельщики скандировали «убийцы, убийцы» с трибун.
Как вы могли понять, третий матч стал последней каплей, той самой искрой, которая заставила две страны всполохнуть.
Маурисио «Пипо» Родригес:
«Люди за рубежом назвали этот матч позорным поводом, с которого началась война. Война бы началась и после матча, и даже без него».
События после решающего матча
Через две недели после матча самолёты Сальвадора пролетели над Гондурасом и сбросили бомбу. Грохот был настолько сильным, что мирные жители подумали, что бомб было несколько. Все сильно перепугались, разбежались и спрятались в домах. Столица будто замерла. К полуночи везде отключили свет, и город погряз во тьме. Тем временем Сальвадор заявил, что бомбы были сброшены исключительно в лесах, где не было гражданских.
Наутро в Тегусигальпе все еще продолжалась паника. Но гондурасцы не планировали сдаваться. Началась срочная демобилизация. Женщины, старики и дети готовились к худшему - стали копать траншеи и делать бункеры.
Единственным иностранным журналистом, который застал начало войны, стал поляк Рышард Капусцински. В полной темноте, лишь при свете спички он быстро набрал текст на печатной машинке и сообщил миру о трагедии. Именно Рышард ввел термин "футбольная война", под которым сейчас всем нам и известно об этом столкновении.
«Тегусигальпа. 14 июля. Сегодня в 6 часов вечера ВВС Сальвадора атаковали четыре города Гондураса...»
Мистер Хагедорн, который в то время служил в армии США в зоне Панамского канала, сидел за столом рядом с телетайпом своей базы:
«Всякий раз, когда мы получали какой-либо сигнал тревоги, наша машина начинала дребезжать и распечатывать что-то автоматически, сама по себе. Я отчетливо помню всё , что было — она дребезжала и дребезжала без остановки. Я сказал себе: «Что вообще происходит?» Мы подошли к машине, чтобы посмотреть, что с ней творится — вот тогда мы поняли, что Сальвадор напал на Гондурас».
В результате бомбардировки был уничтожен аэропорт Тегусигальпы. Гондурасцы начали активно сопротивляться и в ответ атаковали крупнейший нефтеперерабатывающий завод в Сальвадоре.
К тому времени, как 18 июля Организация американских государств сумела договориться о прекращении огня, погибло около 3000 человек. Большинство из них — мирные жители Гондураса. Еще больше людей были депортированы в результате боевых действий. Под давлением других стран Сальвадор вывел свои войска из Гондураса в августе. И на этом боль не закончилась.
Торговля между двумя странами прекратилась на десятилетия, а граница была закрыта. Экономика спала на нет. А Сальвадор погрузился в гражданскую войну аж на 13 лет. Мирный договор между государствами был подписан только в 1980 году.
"Футбольная война" продлилась всего 100 часов. Но считается, что в конфликте погибло более 6000 человек, еще 12000 были ранены, более 50000 человек потеряли свои дома и фермы.
Между Сальвадором и Гондурасом все еще сохраняется напряженность. Споры по поводу границ продолжаются и по сей день, несмотря на решение Международного суда ООН по этому вопросу.
Но для человека, забившего решающий гол за Сальвадор, это была не та обида, которую он помнил:
«Для меня этот гол всегда будет огромной гордостью. Я уверен, что власти и политики использовали нашу победу для восхваления Сальвадора».
И несмотря на то, что произошло после этого, Родригес сказал, что команда Сальвадора сохранила огромное уважение и признательность к своим соперникам из Гондураса.
Маурисио «Пипо» Родригес:
«Ни со стороны игроков Гондураса, ни с нашей стороны это не были матчи между врагами. Мы были лишь соперниками на поле».
История видела множество печальных событий, в ходе которых мешали спорт и политику. Мораль всего этого проста: не допустить ничего подобного в будущем...
Спасибо за прочтение! Делитесь своим мнением в комментариях.