- Печатники? – скажет читатель. Привыкший к поездкам в подземке. – Большая кольцевая линия.
Да, есть такой район в Москве.
Откуда такое название?
- Наверное, книги печатали – предположит читатель.
Печатали. Но не книги.
Якобы, в XVIII веке в здесь ситцы красили. Специальной деревянной формой с вырезанным рельефным рисунком шлепали по ткани. «Печатали».
Это по одной версии.
По другой- мол, мол, жил тут служивый человек Владимир Печатников. Вот и назвали деревню.
Какая версия верная? Неизвестно. Да и неважно.
Все эти истории никакого отношения к церкви Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках
никакого отношения не имеет. Которая на пересечении Сретенки с бульварным кольцом
С конца XVI века здесь, за стеной Белого города, Государева Печатная слобода была. Печатники жили. И не ситцы печатали. А книги.
Отсюда и название другого храма. Невдалеке. Ближе к Садовому кольцу. Храма Живоначальной Троицы в Листах. Именно листы печатной продукции имеются ввиду.
Каменный Успенский храм построили в 1695 году. На месте деревянного. Который с 1631 года стоял.
Везде пишут. Мол, примерно в таком виде храм и сейчас стоит.
Мол, тот же основной объем- четверик. Та же колокольня в три яруса.
- Нарядная – скажет читатель. Глядя на наличники узорчатые да резьбу белокаменную.
Не знаю откуда и когда это все взялось. Но в конце позапрошлого века немного по другому церковь выглядела.
Смущают широкие ворота внизу колокольни. И вход был посередине этого амбара. Сейчас- со стороны бульвара.
Нигде что-то историю этих пертурбаций не нашел.
А история, похоже, такая была.
Поначалу, храм и церковь отдельно стояли. Как положено. Потом приход расширялся. Вот и построили притвор-амбар. А уже где-то в конце века XIX- го – начале XX- го притвор расширили и разукрасили.
После закрытия храма при советах здание занял сначала трест «Арктикпроект». Потом трест, вроде бы, поближе к Арктике перевели. В Мурманск. А храм под музей отдали. Сначала, в 1950 году, «Советская Арктика». Через десять лет- «Морской флот СССР».
Зато не снесли. И внешне почти не изменилось. Только кресты поснимали.
Благочиние было восстановлено в 1996 году.
Но об этом времени стараются не вспоминать.
Настоятелем храма был назначен отец Георгий Кочетков. А сослужил ему иерей Михаил Дубовицкий.
И вот поссорились о. Георгий и о. Михаил.
Раздор между настоятелем и викарием- не впервой в этом приходе.
Как рассказывает сайт храма http://www.usp-pech.orthodoxy.ru/ , в 1773 году в Печатники был назначен викарный священник – Андрей Гаврилов. Уже в сентябре он подает жалобу на настоятеля о том, что тот не выплатил ему положенные по договору 13 рублей. Московская Консистория разбиралась. В результате о. Андрей был уволен от служения в Успенском храме. Вернули ли ему 13 рублей- не сообщается.
А в 1776 г. приходские люди бьют челом Преосвященному Платону. Во «всепокорнейшем» прошении они в ярких выражениях описывают невоздержное житие о. Василия, который «навсегда оказывает званию своему посрамление», во «всегдашнем» бывая «шумстве», «от которого не только вне церкви, но и в самой оной крик и ругательствы и другие тому подобные поступки чинит». И все бы ничего, но вот в престольный праздник святителя Николая, будучи в святом алтаре, «всякими скверными и непотребными словами находящегося при оной церкви дьячка бранил и чрезвычайно кричал, тем неудовольствуяся бил и таскал его за волосы».
Примерно в этом же о. Георгий обвинял и о. Михаила.
Разбирательство длилось долго.
Кто прав, кто виноват? На этот раз волили обоих.
Конечно, интересны такие истории для обывателя. «А из зала мне кричат: «Давай подробности!». Как пел Галич.
Если хотите подробности, смотрите https://pravoslavnaya-obshina.ru/1997/no40/article/k-sobytijam-vokrug-khrama-uspenija-presvjatoi-bogorodicy/. Или "Независимую газету" от 27.02.98.
Но 12 марта 2011 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Успения Божией Матери в Печатниках еще раз.