Публикация из подборки:
Битва при Фарсале ознаменовала конец Римской республики и проложила путь к созданию империи.
9 августа 48 г. до н. э. две огромные армии столкнулись друг с другом. С одной стороны, Гней Помпей Магн (также известный как Помпей Великий) возглавлял армию численностью до 52 000 солдат. Они удерживали возвышенность и численное преимущество над своим соперником. Им противостояла армия Гая Юлия Цезаря, превосходившая их по численности в два раза.
То, что последовало за этим, станет одним из самых кровавых дней в истории Рима, когда соотечественники убивали друг друга, а два генерала, некогда друзья, пытались вбить последний гвоздь в гроб друг друга. Результат битвы при Фарсале на южном краю Фессалийской равнины в Греции определил будущее Рима.
Предыстория битвы при Фарсале
Во времена Римской республики Римом традиционно правили два консула, при этом значительная власть также находилась в руках сената. В 60 г. до н. э. Римом неофициально правил триумвират. Консульство находилось в руках трех чрезвычайно могущественных людей: Гнея Помпея Великого, Марка Лициния Красса и Юлия Цезаря.
Однако союз не продлился долго, поскольку политические амбиции и превратности судьбы изменили динамику отношений трех консулов друг с другом. В 54 г. до н. э., по словам римского историка Сенеки, Цезарь находился в Британии, когда услышал новость о том, что его дочь Юлия, жена Помпея, умерла при родах.
Завоевание Цезарем Галлии и его родственные связи с Помпеем помогли удержать этих двух людей от заговоров друг против друга, но с окончанием Галльской кампании и смертью Юлии мало что могло помешать разногласиям перерасти в борьбу не на жизнь, а на смерть между двумя консулами.
Год спустя Красс был выведен из предстоящей борьбы за власть, поскольку был убит в битве при Каррах на востоке Римской республики.
Имея под своим командованием мощную армию из многочисленных легионов, Цезарь был в выгодном положении, чтобы силой взять под контроль Рим, и когда его кампания подошла к концу, сенат ломал голову над тем, как реинтегрировать его на политическую сцену Рима, тем более что его победа принесла ему невероятную популярность среди населения.
С 55 по 52 г. до н. э. нарушение порядка, вызванное политической напряженностью, привело к тому, что в некоторых частях Рима воцарилась анархия. Помпей потратил много времени и сил на решение этих задач. Однако поводом к войне для Юлия Цезаря стал тот факт, что сенат избрал Помпея единственным консулом и задумал лишить Цезаря его легионов.
Этот шаг оказался слишком серьёзным для Цезаря, и в этот момент война стала неизбежной. Ни Помпей, ни Цезарь не хотели воевать друг с другом, но личная гордость и политический климат подтолкнули их к неизбежному водовороту конфликта.
Война
В январе 49 г. до н. э. Юлий Цезарь и его легионы вторглись в Италию, которая была плохо подготовлена к такому начинанию. Цезарь добился легкого триумфа и обсудил с Помпеем дальнейшие действия. Соглашения между ними не было достигнуто, и война продолжилась. Когда легионы Цезаря одержали победу на итальянском полуострове, Помпей был вынужден отступить и искать победу в другом месте.
Затем Цезарь отправился в Испанию, чтобы взять под контроль провинцию, находившуюся под консульством Помпея. Он одержал несколько побед над войсками Помпея и взял под контроль провинцию, прежде чем вернуться в Рим, где он был провозглашен диктатором, что дало ему значительно больше власти, чем титул консула.
После покорения Испании Цезарь попытался покончить с Помпеем, преследуя его через Адриатику и, таким образом, начав македонскую кампанию против сил, контролируемых непосредственно Помпеем.
Пересечение Адриатического моря было рискованным маневром, и флот под командованием союзника Помпея Марка Кальпурния Бибула сумел захватить многие транспортные суда Цезаря, возвращавшиеся в Бриндизи на восточном побережье Италии.
В результате Цезарь оказался на западном побережье Адриатики всего с семью легионами и ограниченными запасами. Если бы он не смог победить Помпея там, вся война была бы проиграна. Однако позже он получил подкрепление в виде еще одного легиона, хотя силы Помпея все еще значительно превосходили его численностью.
Кампания началась для Цезаря неудачно, и ему не удалось отбить жизненно важный город снабжения Диррахий у войск Помпея. Цезарь был вынужден отступить из Фессалии, и его положение стало критическим.
Помпей решил закончить войну и использовать свое превосходство в численности, чтобы нанести окончательное сокрушительное поражение Цезарю. Он встретился с подкреплением из Сирии и заставил Цезаря вступить в бой.
Фарсал
9 августа две армии встретились на южном краю равнины Фарсала в Фессалии. Согласно собственному отчету Цезаря, у него было в общей сложности 22 000 человек, включая примерно 1 000 кавалерии. Оценки сил Помпея, стоявших перед ним, различаются в зависимости от исторических записей, которые дают оценки от 36 000 до 45 000 пехотинцев, при поддержке примерно 7 000 кавалеристов, что легко давало Помпею преимущество два к одному.
Два лидера развернули свою армию так, чтобы река защищала их фланг. Для Цезаря река Энипей защищала его левый фланг, в то время как для Помпея она защищала правый. Оба генерала выстроили свою конницу лицом друг к другу на другом фланге.
Кавалерия Помпея, значительно превосходившая по численности, была усилена практически всем контингентом лучников и пращников. Это дало Помпею огромное преимущество на левом фланге, с которого он намеревался ослабить и свернуть правый фланг Цезаря. Именно здесь Помпей расположился, чтобы убедиться, что эта важная часть его стратегии пойдет по плану. С левого фланга Цезаря по правую руку от него заняли свои позиции его генералы Марк Антоний, Домиций и Фауст Корнелий Сулла (сын Луция Корнелия Суллы). Цезарь занял позицию справа вместе с Суллой.
Легионы Цезаря, сильно уступавшие по численности, были построены всего в три линии (секции) по шесть человек в глубину. Когда Цезарь увидел размер армии Помпея, особенно кавалерии, он приказал проредить свои линии, чтобы создать четвертую линию для поддержки своей кавалерии, которая не имела бы никаких шансов, уступая противнику в семь раз.
Цезарь был далек от уверенности в себе, но его войска были закалены в боях и их было нелегко сломить.
Две армии стояли неподвижно и ждали, пока другая сделает первый ход. Помпей контролировал инициативу, и Цезарь был вынужден приказать своей армии наступать первой. Его левый фланг под командованием Марка Антония и центр под командованием Домития продвигались в хорошем порядке и вступили в бой с правым флангом и центром Помпея.
Напротив правого фланга Цезаря кавалерия Помпея выступила вперед и начала атаку. Правый фланг Цезаря начал отступать, а конные войска Помпея разделились на части и приготовились обойти правый фланг Цезаря.
Их успех был недолгим, так как четвертая линия Цезаря получила приказ атаковать кавалерию Помпея. Их атака была яростнее ожиданий, и потрясенная кавалерия Помпея начала отступать под давлением. Четвертая линия использовала свое преимущество, и лучники и пращники Помпея, без поддержки своей отступающей кавалерии, были изрублены на куски.
После того как успех четвертой линии был обеспечен, Цезарь приказал третьей линии под командованием Суллы наступать, оказывая жизненно важную поддержку осажденным первой и второй линиям, которые к тому времени уже были измотаны.
Однако разгром левого фланга Помпея наполнил его войска отчаянием, и битва продлилась недолго, поскольку они начали покидать поле боя, не желая подвергаться натиску своего левого фланга под эффективным наступлением четвертой линии Цезаря.
Помпей покинул поле, а его войска бежали в безопасный лагерь. Легионы Цезаря последовали за ним и атаковали лагерь, заставив войска Помпея подняться выше в горы. Не ожидая ни передышки, ни воды, они сложили оружие и сдались.
По словам самого Цезаря, он проявил милосердие к этим уставшим солдатам и простил их всех.
После битвы
Помпей бежал в порт Лариса (Греция) с небольшим количеством людей и сел на транспорт. Он рассчитывал собрать поддержку на другой стороне Средиземного моря, и хотя война длилась еще три года, Помпей не дожил до её окончания. Он направился в Пелузий на побережье Египта, надеясь получить поддержку от Птолемея XIII Теоса Филопатора, фараона Египта. Однако его ожидания были вознаграждены предательством, и он был сражен, когда ступил на берег.
Хотя битва при Фарсале не завершила гражданскую войну, она стала решающей победой и легитимировала власть Цезаря. До битвы большая часть римского мира поддерживала Помпея, но после победы Цезаря и убийства Помпея было только вопросом времени, когда поддержка помпеянцев полностью ослабнет.
Подсчет потерь был совершенно однобоким. По словам Цезаря, он потерял всего 200 солдат, но это число, вероятно, ближе к тысяче. Однако те, кто сражался вместе с Помпеем, по оценкам потеряли от 6000 до 15000 убитыми и около 24000 пленными.
Заключение
Фарсал был великой победой Цезаря, и он послужил военной основой, с которой он мог утвердить свою власть над Республикой. Однако, несмотря на это, 9 августа 48 г. до н. э. был печальным днем для Рима, поскольку легионы были натравлены на легионы в эпизоде братской резни.