Брак великой княжны Марии Александровны, дочери русского императора Александра II, и принца Альфреда, сына английской королевы Виктории, стал первым, когда породнились российская и британская императорские семьи. Но это не принесло ни счастья их семьям, ни мира между их странами.
Любимый херувим императора
Мария родилась 5 (17) октября 1853 года и была младшей из двух дочерей императора Александра II и его супруги Марии Александровны. Но так как великая княжна родилась уже после смерти старшей дочери императорской четы, то фактически она была единственной дочерью. Учитывая, что ее окружали шестеро братьев, то девочка росла настоящей принцессой, у которой было счастливое и беззаботное детства. Родители, особенно Александр II, и братья обожал девочку, баловали ее. Марию даже называли «любимый херувим императора».
Стоит ли удивляться, что в такой обстановке девочка росла избалованной и довольно эгоистичной, не очень ладила с посторонними людьми и не умела идти на компромисс, что в будущем очень осложнило ее семейную жизнь.
Воспитательница Марии Анна Федоровна Тютчева так в воспоминаниях описывала свою воспитанницу:
«К несчастью великая княжна всегда одна и благодаря этому очень избалована, неуступчива и неохотно отдает свои игрушки. Я очень боюсь, как бы она не стала очень эгоистичной, эгоистичной вдвойне - в качестве великой княжны и избалованного ребенка…
…она не хочет делиться с другими своими игрушками или конфетками.
Недостатки ее проявляются в присутствии императрицы, безграничное обожание которой она инстинктивно чувствует, и с детьми, которые приходят к ней играть и которыми она хочет помыкать».
При этом, как пишет дальше Анна Тютчева, девочка очень милая, любит заниматься, у нее прекрасная память. Поэтому великая княжна выросла не только избалованной принцессой с очень симпатичным личиком и голубыми глазами, но и образованной девушкой. Мария знала три иностранных языка – французский, немецкий, английский, прекрасно играла на рояле и имела прекрасные манеры.
Единственное, что огорчало близких великой княжны, это ее слабое здоровье. Поэтому девочка каждый год ездила на лечение в Германию, где она и познакомилась со своим будущим супругом – принцем Альфредом.
Сын королевы Англии
Принц Альфред родился 6 августа 1844 года и был вторым сыном королевы Великобритании Виктории. Он носил титулы герцога Эдинбургского, графа Ольстерского и Кентского и служил в военно-морском флоте.
Впервые Мария и Альфред встретились в немецком Гейдельберге в 1868 году. Девочке было только 15 лет, но принц обратил внимание на прелестную русскую великую княжну. Но тогда говорить о каких-то чувствах и отношениях между ними было слишком рано.
Повторная встреча состоялась через три года в Дармштадте. Девушка выросла и стала еще прелестнее, и ее внешность, дерзкий нрав и самоуверенность в сочетании с умом и образованностью покорили принца, который был старше княжны на 9 лет.
Правда, английский принц юной Марии не понравился – слишком настойчивый и бесцеремонный, уже на третий день начал свататься к ней. Но принц продолжил свои ухаживания, и молодые люди сблизились. У них оказались общие интересы – искусство и музыка. Мария играла на фортепиано, Альфред – на скрипке, и их дуэт был прелестен.
Альфред сообщил матери, что собирается жениться на русской великой княжне, чем вызвал у нее гнев. И не удивительно – королева Виктория сохранила обиду на русского императора Александра II, в которого она была влюблена в молодости. Но их чувства со временем переросли в неприязнь.
Русский император тоже не забыл своего былого увлечения английской королевой, но он не был противником этого брака, сказав, что решать должна Мария. Он даже пригласил принца в Петербург, чтобы молодые люди смогли лучше узнать друг друга.
Королеве Виктории ничего не оставалось, как смириться с выбором сына, и зимой 1873 года она официально обратилась к русской императрице с письмом по поводу женитьбы принца Альфреда. В июне 1873 года молодые люди встретились в Дармштадте, и Мария Александровна приняла предложение принца Альфреда. В том же месяце состоялась помолвка.
Роскошная свадьба
11 января 1874 года в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге состоялось роскошное бракосочетание. Сначала церемония прошла по православному обряду, затем - по англиканскому. Для этой церемонии молитвенники были присланы королевой Викторией. Александр II для любимой дочери устроил пышные торжества, которые шокировали иностранных гостей своим размахом.
Английский посланник лорд Лофтус так описывал торжество, которое продолжалось несколько дней.
«Ничего нельзя представить более великолепного, чем этот торжественный банкет. Блеск богатейших драгоценностей смешивался с блеском мундиров, золотых и серебряных блюд и роскошного севрского фарфора. Во время всего обеда пели талантливые артисты итальянской оперы – Патти, Альбани и Николини, что придавало еще большее великолепие этой сцене несравненной красоты, которую трудно описать».
Александр II за дочерью дал роскошное придание, которое за три дня до торжеств было выставлено в залах Зимнего дворца. Приданое составляли платья в количестве 70 штук, драгоценности, шубы. Из четырех шуб посетителей особенно восхищала та, что была сшита из черного соболя. Из драгоценностей особенно выделялись одно из сапфиров и другое из бриллиантов. Также в приданое входил великолепный серебряный столовый сервиз на сорок персон, изготовленный специально к этой свадьбе. Для транспортировки приданого было подготовлено 40 больших сундуков из красной кожи в бронзовой оправе.
Также в качестве приданого невеста получила огромную по тем временам сумму - 100 000 фунтов стерлингов, и помимо этого ей полагалось ежегодное пособие в 20 000 фунтов стерлингов.
Новобрачные поселились в Александровском дворце в Царском Селе, в отведенных для них и специально отделанных покоях из 11 комнат. Александр II уговаривал Марию с супругом остаться жить в России, но Мария решила поехать жить в Англию. Очень скоро она об этом своем решении пожалела.
Несладкая жизнь на чужбине
В марте герцог и герцогиня Эдинбургские прибыли в Лондон и поселились в Кларенс-хаусе. Королева Виктория поначалу тепло встретила русскую невестку, но вскоре их отношения стали очень напряженными. И причина была не только в предвзятом отношении королевы Виктории к Марии, но и в характере самой Марии.
После свадьбы Мария получила титул герцогини Эдинбургской и вместо обращения «Ваше императорское высочество» ее стали именовать «Ее королевское высочество». А это было понижением статуса, что сильно ударяло по самолюбию Марии. Кроме того, в России она была по статусу второй после матери-императрицы. А в Англии она была отодвинута аж на седьмое место! Перед ней в иерархии стояли супруга наследника престола и пять дочерей королевы Виктории.
Мария считала, что она, как дочь русского императора, заслуживает более высокого места в иерархии и обращения «Ваше императорское высочество». Чтобы уладить возникший конфликт, уже в мае 1874 года в Лондон даже примчался отец, император Александр II. Он попытался убедить королеву пойти на уступки его дочери.
Королева Виктория, чтобы угодить сыну и невестке, разрешила для Марии обращение «Ваше королевское и императорское высочество», а также повысила ее статус - сделала невестку по значению следующей после принцессы Уэльской дамой при дворе. И все равно для надменной Марии это было мало – она, дочь русского императора, на торжественных церемониях должна была идти после датской принцессы Александры – потому что та была женой принца Эдуарда VII, наследника престола.
Лондонское общество Марию тоже невзлюбило. Ее считали надменной, чересчур властной и осуждали за курение на людях. Мария жаловалась матери, а та так писала об этом в письмах:
«Мари считает Лондон отвратительным /.../ воздух там ужасен, английская еда отвратительна, более поздние часы очень утомительны, визиты в Виндзор и Осборн невероятно скучны».
Свою неприязнь к Англии Мария Александровна даже не старалась скрывать. За это в лондонском обществе ее еще больше не любили и называли англофобкой.
Семейная жизнь
Семейная жизнь Марии Александровны поначалу складывалась неплохо. Муж, несмотря на непростой характер своей молодой жены, любил ее. Уже через год после свадьбы Мария родила сына, а затем и еще четырех дочек. Несмотря на свое высокое положение, Мария сама занималась воспитанием детей, прибегая к помощи нянюшек лишь время от времени. Чопорный английский двор таким педагогическим подходом королевской невестки был шокирован, а принц Альфред был счастлив и горд.
Но с годами любовь Альфреда стала проходить, и он начал изменять жене. И хотя он старался скрывать свои похождения, Марии обо всем доносили. Мария переживала, но старалась не показывать этого при детях и на людях.
Положении Марии еще более ухудшилось, когда началась Русско-Турецкая война 1877-1878 годов, в которой Англия выступала союзницей Турции. Королева Виктория, не стесняясь присутствия Марии, критиковала политику российского императора и в целом Россию. Не раз слова свекрови приводили Марию в ярость, она считала, что никто не имеет права критиковать ее отца.
Поэтому начиная с 1878 года супруги предпочли жить в германском Кобурге.
О немецком периоде жизни Марии Александровны и о ее детях в следующей статье.
Статьи, связанные с темой публикации: