Злата устроилась в областной наркологической диспансер после окончания Медицинского училища. Поработала там немного, и поняла : она хочет стать экспертом - криминалистом, и ни кем другим.
Они с Мироном выросли в одном поселке, парень был старше Златы на шесть лет. Девочка родилась в благополучной семье, где уже было трое детей разного возраста, и всегда мечтала стать врачом. Училась в школе хорошо, без троек. Но на вступительных экзаменах в мединститут сильно переволновалась, и в итоге в списке абитуриентов ее не оказалось. Злата решила не терять времени и поступила сначала в медицинское училище.
Естественно, когда Мирон еще учился в школе, он на маленькую Злату внимания не обращал. Но позже, когда он пришел работать в милицию, и его поставили на должность участкового, в поселке произошел один трагический случай, которые помог молодым людям заметить друг друга и сблизиться.
В доме, где находилась квартира родителей Златы, на пятом этаже жила молодая семья Кулаковых. У них была крошечная девочка, Галя, которой было месяцев 7 или 8. Так вышло, что муж и жена Кулаковы не смогли купить для своей дочурки новую детскую кроватку. Молодой отец заявил, что тогда он для своего ребенка сделает кроватку сам. И он действительно сделал ее. Подматрасник на ней он специально установил повыше, чем он обычно устанавливается на стандартной заводской детской кроватке, потому что у его жены были какие-то проблемы со спиной. Спинки у кроватки были из дерева, а вот боковые части молодой папа сплел сам, из толстой веревки. Сам подобрал оптимальный, по его мнению, размер ячеек. Получилось очень необычно и по-настоящему красиво, кроватка в морском стиле.
Мама маленькой Галинки никогда не оставляла ее одну. Просила присмотреть за ней соседских детей, кто не был в школе, пока она бегала в магазин или в "молочную кухню". Но однажды случилось так, что соседские дети заболели ветряной оспой. Галинка спала, а молодая мама, по ее словам, вышла из квартиры всего минут на десять - пятнадцать, потому что "молочная кухня" находилась рядом, в соседней пятиэтажке, только вход в нее был с обратной стороны.
Как случилось, что малышка быстро проснулась - неизвестно. Может, мама громко захлопнула дверь, или ее разбудило что-то другое, например, чей-то звонок в дверь. Но девочка, маленькая непоседа, захотела, вероятно, вылезти из кроватки. Она смогла просунуть обе ножки в одну ячейку, образованную веревками, потом протиснула туда свое тельце, а головку - не смогла. Не смогла она и дотянуться ножками до пола, всего несколько сантиметров. Поэтому повисла так и задохнулась.
Злата как раз приехала домой на зимние каникулы. Она услышала, как в подъезде какая-то женщина кричит: "Галечка, Галечка! Помогите!". Злата накинула теплую кофту и выскочила в подъезд. Безутешная мать бегала по лестнице вверх и вниз с телом своей дочурки в руках, кричала и плакала.
Пока другие соседи вызывали скорую помощь и участкового, Злата пыталась помочь девочке, делала ей искусственное дыхание. Но малышка уже умерла. Если бы ячейки между веревками на боковых частях кроватки были чуть больше - девочка бы просто соскользнула вниз, на пол. А если бы оказались меньше - то она бы не смогла просунуть в одну из них свои ножки и тело, и тоже осталась бы жива. Участковый Мирон Михайлов пришел быстрее, чем приехала скорая помощь. При этих трагических обстоятельствах Мирон и Злата снова встретились и узнали друг друга немного поближе.
Забегая вперед, скажу, что смерть ребенка была признана несчастным случаем, за это никого из родителей не наказали. Но они сами не смогли себя простить, поэтому молодая семья быстро распалась, никто из них даже не пытался сохранить отношения.
Мирон не влюбился в Злату с первого взгляда, как это бывает иногда. Скорее, он обратил на нее пристальное внимание при их третьей встрече, когда в клубе поселка состоялся праздничный концерт в честь Международного женского дня 8 Марта. Мирон сидел в зале, следил за порядком, а Злата читала со сцены стихотворение А.Блока "Скифы". Она стояла там одна, освещенная прожекторами, сложив руки за спиной, что придавало ей, видимо, больше уверенности, тонкая и напряженная, как струна:
Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,
С раскосыми и жадными очами!
Для вас - века, для нас - единый час.
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы!
... А если нет — нам нечего терять,
И нам доступно вероломство!
Века, века вас будет проклинать
Больное позднее потомство!...
Злата читала так, что у многих слушателей мороз пробегал по коже. Это было очень волнующе и прекрасно, никто не мог оторвать глаз от этой маленькой фигурки. Когда голос девушки стих, казалось, люди какое-то мгновение не могли прийти в себя, а потом зал разразился бурными аплодисментами. И Мирон понял, что он влюбился. Он решил, что Злата обязательно станет его женой. Пусть не сейчас, а позже, но - обязательно.
Молодые люди начали встречаться в поселке, когда Злата приезжала на выходные домой, гуляли, в компании знакомых ходили в кино, в кафе, очень подружились. Но девушка не была влюблена, мужчина это видел. Мирон не стал пока говорить ей о своих настоящих чувствах. Тогда у нее была лишь одна цель, которую она и не скрывала, - закончить медучилище и поступить в мединститут. Что касается ее дружбы с Мироном, то Злата сама себя останавливала, не позволяла себе даже мыслей, что их может связать что-то большее, чем дружба. По ее убеждению, что началось с плохого (а обстоятельства их встречи были драматичными), то плохо и закончится.
После окончания училища Злата домой в поселок не вернулась, а осталась в городе, нашла себе работу там. Ей помог устроиться в наркологический диспансер кто-то из преподавателей, как говорится, по блату. Но работа там легкой не была. Когда Злата приезжала на выходные и на праздники в поселок, то встречалась с Мироном. Они ходили куда-нибудь вместе, много разговаривали, в том числе, и о работе в милиции, о том, какую важную роль играет заключение экспертизы в расследовании преступлений. Постепенно Злата пришла к мысли, что ей хочется стать именно экспертом-криминалистом.
Когда она работала, то они с Мироном иногда созванивались, и он, бывая в городе по делам службы, перезванивал своей подруге на работу, спрашивал, смогут ли они встретиться.
За месяц или полтора до исчезновения Златы, влюбленный Мирон заметил, что его подруга стала более рассеянной, слушает его не слишком внимательно, будто сосредоточенно думает о чем-то своем, или чем-то взволнована. Тогда он спросил у девушки напрямую :
- Злата, может, ты влюбилась?
Она отвела взгляд, а потом посмотрела ему прямо в глаза и ответила:
- Мне нравится один человек, Мирон. Но он... не проявляет ко мне интереса. Зато проявляет другой, его лучший друг, который мне совершенно не нравится. Причем, это настойчивый интерес, и это мне неприятно.
- Злата, ты не обо мне сейчас говоришь? Это не мое внимание напрягает тебя? - шутливо спросил Мирон.
- Нет, нет, что ты! Это один из наших пациентов, Илья Жуков. Очень избалованный и наглый тип. Видимо, ему девушки не отказывали никогда, и слова "нет" он не знает. Извини, я не хотела нагружать тебя своими проблемами!
- Злата, прошу тебя, будь осторожна! Ваши пациенты - не совсем нормальные люди. Может быть, мне поговорить с ним, сделать ему внушение, как-то припугнуть?
- Ну что ты! Он очень лживый человек, часто говорит одно, а делает другое. Скажет, что мне все показалось...
Этот разговор оставил у Мирона очень неприятное ощущение. А следующая встреча молодых людей, которая состоялась недели через две, в кафе, уже была последней.
- Мирон, я, наверное, уйду из диспансера. Что-то эта работа перестала мне нравиться.
- Почему? Из-за этого Жукова? - сжал руки в кулаки Мирон.
- Не только... У меня какое-то неприятное ощущение, что на работе за моей спиной происходит что-то непонятное. Вроде бы все улыбаются, но как будто делают что-то, чего мне не нужно знать, и приглядываются ко мне, не узнала ли я чего-то лишнего. Конечно, у них там свой сплоченный коллектив, а я - пришла туда не так давно. Но они мне будто не доверяют. Это неприятное чувство. Я точно не знаю, что происходит, и как-то даже боюсь узнать. Словом, я чувствую себя там не на своем месте. Хочу уйти в областную больницу, там в терапии медсестры нужны, я узнавала.
- Ну, если ты так решила, так и надо поступить. А что этот Жуков, как он себя ведет?
- Я все время даю ему понять, что его симпатия мне ни к чему. Стараюсь держаться с ним официально. Я его даже где-то побаиваюсь, но его друг, Леонид, он - совсем другой. Он сын нашей заведующей отделением, Ванды Владиславовны. Скромный парень, безответный. Илья им постоянно помыкает. Но я Лене, видимо, не нравлюсь. А Илью уже скоро выпишут, и я этому очень рада. Хоть бы скорее!
Если бы Мирон тогда знал, что эта их встреча будет последней, он бы, наверное, сделал все, чтобы его любимая девушка ни разу больше в диспансере не появлялась. И еще он сильно жалел о том, что не признался Злате в своих чувствах. Может, если бы это случилось, все сложилось бы иначе.
Потом он позвонил ей и узнал, что Злата уже три дня не выходила на работу, где она - никто не знает. Руководство диспансера тревогу по этому поводу не забило, как будто, так и нужно. Заявление об исчезновении девушки подали в милицию ее родители. В квартире, которую снимала Злата, все вещи остались на своих местах, будто она только сейчас вышла, и скоро вернется. Пропала только ее сумочка, с которой она ходила на работу.
Прошло уже много времени, а Злату так и не нашли. Мирон потерял надежду увидеть свою любимую еще раз живой, и он чувствовал, что тот самый Илья Жуков имеет какое-то отношение к ее исчезновению.
Злата была по характеру серьезная, спокойная. Говорили, что она - хороший специалист, с пациентами и коллегами ладила. По крайней мере, именно такую характеристику дало ей начальство после того, как девушка бесследно исчезла.
Мирон покупал иногда цветы для Златы и ставил их в вазочке перед ее фотографией. Мирона тоже расспросили о дружбе с нею, только один раз. В те дни, когда она пропала, Мирон в городе не появлялся, а работал в поселке. Подозрения с него были сразу сняты.
Никто из коллег Златы и ее городских знакомых не рассказал сотрудникам милиции о том, что кто-то из пациентов диспансера пытался ухаживать за девушкой. Ей дали прекрасную характеристику, но каждый из опрошенных заявил, что ничего не видел и не слышал по поводу того, с кем она встречалась, потому что она была очень скрытной. Даже самого Мирона допросили после того, как родители Златы рассказали об их дружбе, а ведь именно Мирон забил тревогу, когда она пропала.
Мужчина долго решал, нужно ли рассказать следователю о том, что он узнал от Златы, что к ней проявлял повышенное внимание некий Илья Жуков. Ведь ее коллеги точно это могли видеть, однако, они молчали, как будто ничего и не было. К чему этот заговор молчания? Потом подумал, что пока ничего рассказывать не будет, решил сам во всем разобраться и докопаться до правды. Тому, кто обидел его любимую, пощады не будет! И Мирон начал понемногу расспрашивать разных лиц, которые могли что-то знать об Илье Жукове и его компании. Как оказалась, личность эта довольно известная в некоторых городских кругах. Никто о нем не мог сказать ничего хорошего. Наоборот, считали его опасным и злопамятным человеком.
Благодаря тому, что у Мирона был отличный послужной список, и его лицо не примелькалось в городе, областное начальство привлекало его для проведения некоторых операций, в которые было посвящено ограниченное количество лиц. В поле зрения сотрудников областного УВД попала Ванда Владиславовна Санаева, заведующая отделением в областном наркологическом диспансере, а также некоторые из ее настоящих и бывших пациентов, с которыми, как оказалось, она поддерживала связь и вне работы. Одним из них был Илья Степанович Жуков.
Вышло так, что Злата сначала познакомилась с Леонидом Санаевым, который приходил к своей матери, и очень девушке понравился. Вскоре пациентом в диспансере оказался друг Лёни, Илья. Злата нравилась обоим друзьям, но ее интересовал только Леонид. Когда он навещал Илью, Злата старалась хотя бы на минуту встретиться с ним и поболтать. А Илья с его постоянным стремлением держать всех и вся под контролем, решил, что Злата либо должна принадлежать ему, либо ни ему и ни Леньке. Сложился любовный треугольник, в котором каждому из трех человек, его составляющих, было, мягко говоря, не комфортно.
Илья изо всех сил старался понравиться девушке, причем, действовал довольно напористо, в своей обычной манере : заигрывал с ней, грубо шутил, поясничал, начал дарить ей какие-то мелочи - шоколадки, заколочки, резинки. Но Злата их не брала. Тогда Илья пошел дальше: пытался назначить ей свидание, подарил ей цепочку, от которой она решительно отказалась. Девушка знала, что такие пациенты, как Илья, с дурными привычками расстаются очень редко. Этот парень ей не нравился совсем, и никакие подарочки принимать от него она не собиралась.
Но сама Злата пыталась в это же время понравиться Леониду. В какой-то момент ей показалось, что она добилась своего, он начал поглядывать на девушку с интересом. Это заметил Илья. Злата услышала, как он резко говорил с Леней. А когда она проходила мимо них, стоящих в коридоре, Илья повысил голос и заявил своему другу:
- Знай свое место, холуй! Эта девушка - не для тебя!
Услышав эти слова, Злата сделала свои выводы : у Лени есть девушка, за которой он ухаживает, а Илья подбивает клинья и к той девушке, и к самой Злате. Как будто желая оставить своего друга в полном одиночестве. Значит, не стоит стараться добиться симпатии от Лени. Но почему он позволяет Илье так грубо разговаривать с собой? Злата решила больше не показывать свой интерес к сыну Ванды.
Илья понял, что добился своего : он унизил друга, и Злата была свидетелем этого унижения, вон как у нее лицо изменилось! Он устремился за девушкой по коридору, бросив Леньке:
- Скройся с глаз!
Когда Илья догнал Злату, он попытался взять ее за руку :
- Злата, ну что ты бегаешь от меня, как от прокаженного? Неужели, я тебе совсем не нравлюсь?
Девушка очень хотела сказать ему какую-нибудь грубость, но строго ответила :
- Больной Жуков, идите в свою палату!
Илья обиделся. Надо же, какая гордая! Но он своего добился, Злата перестала оказывать знаки внимания Леньке. Чтобы "закрепить" результат, когда девушка входила в палату, где лежал Илья, он начинал рассказывал своим новым знакомым, что у него есть друг, законченный неудачник. И девушки его не любят, и косорукий он, и с работой ему не везет, а еще слишком разговорчивый - выкладывает подробности об отношениях с противоположным полом своим друзьям. Словом, говорил о Лене разные гадости, не называя его по имени.
Может быть, если бы Ленька не комплексовал из-за своего друга, и сам не считал себя законченным неудачником, а просто спокойно поговорил бы со Златой, которая ему на самом деле нравилась, то ничего бы драматического и не случилось. Но он не решался сделать это.
Потом Илью выписали, а Злата бесследно пропала. Все сделали вид, что никто не имеет понятия, куда и почему.
Начальник следственного отдела ГОВД, полковник Полевой, вызвал к себе в кабинет следователя, Комова Ярослава Георгиевича, с уголовным делом по факту гибели гр-на Жукова Ильи. Тот вошел и увидел, что у стола начальника сидит Мирон Михайлов, собственной персоной.
- Проходите, Ярослав Георгиевич! Позвольте вам представить нашего коллегу, из Р-го райотдела, старшего лейтенанта Михайлова Мирона Ивановича. И давайте без официоза, просто поговорим.
- Да мы вроде как уже знакомы, - растерянно сказал Комов, - только я не знал, что он наш коллега. А почему сразу не сказали? Может, мы бы с ним все быстрее порешали?
- Не надо было быстрее! Мирон Иванович получил задание от вышестоящего руководства, о котором мы с вами имеем пока только поверхностное представление. Погибший гр-н Жуков не только употреблял, но и продавал нар..содержащие препараты. Он старался делать это максимально осторожно. Есть доказательства того, что неоценимую помощь в такого рода деятельности оказывал ему лучший его друг, Леонид Санаев, и еще кто-то из их самого близкого окружения.
Мирон Иванович считает, что это может быть мать Леонида Санаева, Ванда Владиславовна, которая работает в областном наркологическом диспансере заведующей отделением . Она - психиатр-нарколог. Мирон Иванович, может быть, вы сами расскажете те подробности, о которых нам нужно знать? Да, Ярослав Георгиевич, передайте сейчас, пожалуйста, то дело, что у вас в руках, Мирону Ивановичу, он хочет ознакомиться с некоторыми документами..
- Да вы уже все рассказали, товарищ полковник. Гр-ка Санаева находится под наблюдением. Существует версия, что это именно она передавала запрещенные препараты Илье Жукову, через своего сына, Леонида, для последующей реализации. Этот, скажем так, канал сбыта, начал работать уже давно. Илья, судя по всему, был не единственным ее клиентом. Однако, доказательства пока только косвенные. А тех, что стопроцентно подтверждают эту версию, нет. Нужно чье-то признание, - рассказывал Мирон, попутно листая уголовное дело, переданное ему следователем Комовым.
Он мог бы, конечно, рассказать еще многое. Например, что это именно он столкнул Илью с обрыва, потому что твердо убежден: Илья точно причастен к исчезновению Златы Морошкиной, любимой девушки Мирона. И, раз ее до сих пор не нашли, значит, ее убили и тело спрятали. Он мог бы рассказать и то, что Леонида он оставил в живых именно потому, что он намного слабее характером, чем был Илья. Кроме того, именно Леониду отдала свое сердечко Злата. Непонятно, что она в нем нашла. Мирон был уверен : Леонид знает всю правду и расскажет ее все равно.
- Разрешите обратиться, товарищ полковник, что лично от меня требуется? - спросил следователь Комов.
- А давайте все вместе и подумаем, куда нам двигаться дальше.
Они совещались в кабинете, а Мирон одновременно листал материалы уголовного дела, по которому он проходил свидетелем, и увидел протокол допроса гр-на Цуканова. Фраза " Найда любила золото" произвела на него огромное впечатление. Он прочел ее раз, другой :
" Не может быть! Вот она, разгадка! Илья сказал совсем не это...Я не ошибся с ним, он знал о судьбе Златы! Я поступил правильно. Нужно еще раз поговорить с Цукановым, причем, сделать это как-то между прочим, будто это не так уж и важно... И желательно, чтобы мои коллеги об этом не узнали".
Продолжение следует…
Имена участников и некоторые обстоятельства событий изменены. Любое совпадение считать случайным.
Этот текст был впервые опубликован на моем канале "Лана Орловская. Солнце на парусах" на платформе "Яндекс Дзен" 22.11.2024 года. Копирование или иное использование текста, в том числе, его озвучка, без разрешения автора ЗАПРЕЩЕНО.
#рассказ#повесть#криминал#уголовное дело#мошенничество#преступление