Найти в Дзене

Почему у детей все чаще выявляется плохое зрение – можно ли его испортить в садике или школе

В одной из недавних статей мы с вами обсуждали вопрос о зрении детей и возможных его нарушениях, определении отклонений в зрении и тревожных симптомах. Однако, чтобы не допустить нарушений зрения, которые возникают в детском возрасте, особенно в период дошкольного и раннего школьного периода, необходимо проведение особых методов профилактики зрительных расстройств. Особенно важное место в формировании проблем зрения играет близорукость у малышей. Как же не допустить проблем со зрением, или в случае имеющихся нарушений, не усугубить их течение. Что влияет на зрение? Дефекты в зрении могут формироваться под влиянием внешних неблагоприятных факторов и внутренних, организменных влияний. Однако, самыми значимыми все-таки становятся факторы внешней среды, которых достаточно много, но более всего на расстройства зрения влияют разные по характеру, условиям и длительности зрительные нагрузки. Особенно важно это для близорукости – на его формирование существенно влияют зрительные работы, при к

В одной из недавних статей мы с вами обсуждали вопрос о зрении детей и возможных его нарушениях, определении отклонений в зрении и тревожных симптомах. Однако, чтобы не допустить нарушений зрения, которые возникают в детском возрасте, особенно в период дошкольного и раннего школьного периода, необходимо проведение особых методов профилактики зрительных расстройств.

Особенно важное место в формировании проблем зрения играет близорукость у малышей. Как же не допустить проблем со зрением, или в случае имеющихся нарушений, не усугубить их течение.

Что влияет на зрение?

Дефекты в зрении могут формироваться под влиянием внешних неблагоприятных факторов и внутренних, организменных влияний. Однако, самыми значимыми все-таки становятся факторы внешней среды, которых достаточно много, но более всего на расстройства зрения влияют разные по характеру, условиям и длительности зрительные нагрузки.

Особенно важно это для близорукости – на его формирование существенно влияют зрительные работы, при которых происходит сильное напряжение аккомодационной системы глаза. У детей способность аккомодации еще недостаточно развита, так как недоразвитая еще цилиарная мышца, которая этим процессом управляет. Поэтому, дети тяжело переносят чрезмерные зрительные нагрузки.

При проведенных исследованиях детей в возрасте 4-5 лет и сравнение их с 7-9 летними, те детки, у кого зрительные нагрузки были дозированными, а аккомодация сформировалась полноценно, практически не давали развития близорукости во время обучения в школе. А вот у деток, которые имеют плохую устойчивость аккомодации, близорукость может сформироваться и прогрессировать уже в первый год школьного обучения.

-2

Влияние зрительных нагрузок остро проявляется у детей с проблемами слуха, у них зрительные нагрузки всегда высокие, так как они учатся читать по губам и говорить по зрительному примеру. У них зрение снижено практически в 70% случаев.

А еще очень большое значение в зрительном здоровье играют правильно организованные занятия, при которых происходит напряжение зрения. Проведение профилактических мероприятий предупреждает зрительные расстройства в раннем возрасте. Теперь обсудим, как нужно организовать занятия в садике или дома, чтобы зрение не падало.

Как организуются занятия в саду

Наибольшие нагрузки по зрению возникают при обязательных занятиях в садике, поэтому необходимо контролировать их длительность и рационально строить занятия. В садике установлены занятия в 25-30 минут, которые для таких слабеньких детских глазок слишком велики, при длительной статичной позе и зрительном сосредоточении происходит ухудшение показателей зрения.

При этом необходим отдых не менее получаса между занятиями, чтоб зрительные функции восстановились. Если нагрузки повторяются ежедневно, могут формироваться постепенные расстройства зрительных функций и развитие близорукости. Особенно сложными в плане зрения являются занятия чтением и письмом, счетом и рисованием. Это требует серьезного напряжения зрительных функций и приводит к расстройствам зрения.

Поэтому, нужно ограничивать длительность тех занятий в группе, которые требуют напряжения аккомодационного аппарата глаза. Такое достигается своевременной сменой деятельности со зрительного сосредоточения на активные движения. Только зрительная работа должна быть не более 10 минут в младших группах садика и не более 20 минут у старших и подготовительных групп.

-3

После зрительной работы необходимо переключаться на активные игры или занятия, которые не требуют зрительного напряжения – рассказ стихов и сказок, физкультурные занятия или просмотр картин в окне, разминка.

Не очень хороши для зрения и однотипные занятия – однотипные и напрягающие зрительный аппарат – то есть, например, рисование и лепка. Необходимо, чтобы статичное занятие потом сменялось динамичным – например, рисование и ритмика. В перерывах между занятиями полезно переключать взгляд детей на дальние изображения – потолок, окно, вид за окном.

Организация занятий дома

Однако, по большей части зрение дети портят не в садике или школе, а дома – занимаясь длительной статичной зрительной нагрузкой. При этом взрослые не контролируют или мало уделяют внимания этой важной проблеме - как результат до 20% подростков у нас ходят в очках, а взрослых – и того больше. Дети очень любят рисовать и лепить, писать и читать, заниматься разного рода играми с зрительным сосредоточением.

Эти занятия требуют сильного напряжения и должны контролироваться родителями. И если дошколята еще и сами особо долго не сидят на месте, бросая начатое на полдороге, то школьников родители сами заставляют подогу сидеть и корпеть над уроками, не задумываясь о здоровье.

Нужно знать, с трех до пяти лет общая длительность домашних занятий не превышает 40 минут, а в возрасте до 7 лет – не больше часа. Важно равномерно распределить время на первую и вторую половину дня, и между ними должно быть время для активных и подвижных занятий, прогулок и физического труда.

-4

Домашние занятия не должны быть одинаковыми изо дня в день, нужно менять сферы деятельности, чтобы напряжение глаз не было длительным. При продолжительном занятии необходимо каждые 10 минут вставать и ходить по комнате, смотреть вдаль, делать упражнения разминки.

Важен правильный режим

Несомненно правильный режим дня важен не только для зрительного здоровья, но и для общего хорошего самочувствия вообще. Однако, до 80% информации дети получают глазами, и значит зрение напрягается в процессе дня более всего. Именно поэтому важно давать ему правильную нагрузку и соблюдать режимные моменты.

Для зрения и его поддержания в стопроцентном состоянии важно чередование периодов отдыха с активностью, достаточное количество движений – дети должны гулять, бегать, прыгать и скакать. Важно правильно и полноценно питаться – острота зрения зависит от поступления витаминов и минералов, которые дают овощи, фрукты и злаки.

Сильные зрительные нагрузки могут привести к перевозбуждению нервной системы, плохому сну и нарушению поведения, поэтому, не стоит относиться поверхностно к вопросам гигиены зрения – эта функция в детском возрасте очень легко может нарушиться, а жизнь слепого или слабовидящего человека в нашем обществе трудна.

Самый важный вопрос - телевизор и компьютер.

Это обин из самых важных вопросов в наше современное время, дети знакомятся с компьютерами, ноутбуками. Планшетами и телевизорами раньше, чем начинают полноценно ходить и говорить. К двум-трем годам карапузы уже ловко управляются с ними и могут часами просиживать за мониторами-экранами.

-5

Только вот полезно ли это? Я думаю, вы и сами уже ответили себе на этот вопрос – нет, конечно, такая зрительная нагрузка на пользу не пойдет. Однако, многие родители совершенно не соблюдают гигиенические требования по отношению к просмотру телевизора или работе с компьютерами, ноутбуками и планшетами. А ведь это не шуточки! Заметили, сколько стало людей и детей в очках с активным внедрением компьютеров в нашу жизнь? Мы часами, а то и сутками просиживаем за мониторами, и то же самое делают и наши дети!

Сколько времени за компьютером или телевизором проводит ваш ребенок? По данным социологов и исследователей до трех лет среднестатистический карапуз торчит перед экраном по 45-60 минут, в возрасте от 3 до 6 лет, по два-три часа в день. А дети в возрасте от 7 лет могут по полдня провести за игрой на компьютере или ноутбуке. И многие родители совершенно не напрягаются по этому поводу – монитор же плоский, на кристаллах – излучения вредного нет.

Излучения может и нет, но вот статичная зрительная нагрузка и нарушение аккомодации, напряжение всех сфер глаза – есть и еще какое. Глаза устают, голова болит, слизистые сохнут. Но малыш упорно пялится в монитор, а родители радуются – зато не шляется по дворам. Нечему радоваться, ну-ка отлепите его от монитора и выйдите погулять.

Нормы просмотра телевизора и игр за компьютером настолько меньше реального, что при их соблюдении вы получите шквал протеста от вашего отпрыска. Но тут придется выбирать – или здоровье, или развлечения с очками на носу! Родителям нужно регламентировать время просмотра передач, да и содержание их тоже порой оставляет желать лучшего. Непрерывный просмотр телевизора должен быть ограничен получасом, а большая длительность просмотра сильно напрягает зрение ребенка.

-6

Плюс, дети очень любят сидеть близко к экрану, что крайне вредно, нужно регламентировать расстояние 2-5 метрами. Сидеть нужно прямо к экрану, никак не сбоку, свет должен быть обычным естественным или искусственным, и главное, чтобы свет от источников не попадал в глаза. При выключенном свете в темноте телевизор смотреть не стоит.

Работа с компьютерами и планшетами должна быть ограничена также 15-30 минутами, не более двух раз в день, так как изображение расположено близко к глазам, а светящиеся точки экрана напрягают зрение. И естественно, комната должна быть освещена, в темноте играть также не стоит.