На современный взгляд, в картине «Олимпия» Эдуарда Мане нет ничего необычного. Обнаженная девушка непринужденно лежит на кровати, позади нее – темнокожая служанка с букетом цветов. Но полтора столетия назад, впервые представ перед публикой, «Олимпия» вызвала нешуточный скандал – один из крупнейших в истории искусства. В чем была причина?
Описание картины
«Олимпия» написана маслом на холсте размером 130,5 × 190 см. Ее сюжет весьма прост. На переднем плане – незаправленная постель, на которой полулежит красивая обнаженная женщина. В ее рыжих волосах – розовая орхидея, на ногах – туфельки-панталеты. Другой одежды нет, но зато есть украшения: черный чокер с жемчужиной, жемчужные серьги и золотой браслет. Взгляд лежащей женщины обращен прямо на зрителя.
Второй персонаж картины – молодая темнокожая служанка. В руках у нее – пышный букет цветов. На ней белое одеяние, а лицо практически теряется на тускло-зеленом фоне драпировок. В ногах кровати – третье «действующее лицо»: черный котенок, выгнувший спинку и задравший хвост. Интерьер комнаты почти полностью скрыт, так что кровать с женщиной становится главным аккордом художественного произведения.
Картина отличается новаторством по меркам своего времени. Можно заметить, что Эдуард Мане отошел от типичной для своих современников многослойной живописи и проработанности мазков и деталей. Напротив, его картина местами выглядит почти грубоватой, границы некоторых предметов расплываются. В «Олимпии» ощущается первое веяние грядущего импрессионизма, а ведь именно Мане стал одним из родоначальников этого направления.
История создания
Эдуард Мане написал свою «Олимпию» в 1863 году. Натурщицей для изображенной женщины послужила Викторина Мёран. Она была французской художницей и музыкантом, а также часто позировала Мане для разных картин, включая «Завтрак на траве», «Женщину с попугаем», «Железную дорогу», «Уличную певицу» и другие работы.
Сюжет картины не нов. Полотна, изображающие лежащих обнаженных женщин, писали еще художники эпохи Возрождения. Можно заметить, что «Олимпия» почти полностью повторяет «Спящую Венеру» Джорджоне и «Венеру Урбинскую» Тициана – обе написаны в XVI веке.
В Париже XIX века важным достижением для художника считалось, если его работы выставлялись на Парижском салоне. Так называлась одна из самых престижных художественных выставок Франции. Еще в 1859 году, за четыре года до «Олимпии», Мане уже пытался попасть на Парижский салон, но лишь в 1861 году две его работы удостоились этой чести.
«Олимпия» попала на знаменитую выставку лишь в 1865 году, вместе с картиной Мане «Иисус и бичующие его воины». Художник долго не решался выставить «Олимпию», так как понимал, во что это может вылиться. Вероятно, пойти на риск его уговорил его хороший друг – писатель Шарль Бодлер. А далее разразился скандал.
Чем удивляло полотно?
Чем же вполне невинная, по современным меркам, «Олимпия» так отличалась от искусства того периода, что вызвала острую реакцию публики? Причин множество.
Во-первых, как мы уже сказали, художники и прежде часто писали обнаженных красавиц. Но при этом они всегда обращались к каким-то античным сюжетам и персонажам, будь то Венера, Даная и так далее. В крайнем случае, художники могли изображать без одежды каких-нибудь восточных одалисок. А Мане, вопреки всем принятым нормам, изобразил не античную богиню и не османскую наложницу, а нагую современницу, европейку, вероятно – француженку. А о том, что это современница, явно говорят и ее украшения, и убранство комнаты.
Второй момент – название картины. Имя Олимпия носила, к примеру, одна из героинь романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». А Дюма был современником Мане. Олимпиями часто называли в то время женщин легкого поведения, это было вроде нарицательного имени. Напрашивался второй вывод: Мане написал не просто современницу, но еще и женщину определенной профессии!
И это далеко не все. Новаторством художника было то, что героиня полотна смотрит прямо в глаза зрителю, причем ее поза откровенная, небрежная. А в глаза «дамам полусвета» обычно заглядывают лишь их клиенты, ведь в обществе такие женщины обычно держались скромно потупив взор. Таким образом, каждый, кто смотрел на картину, как бы тоже становился «клиентом». Конечно, фигурально. Но для парижан и этого оказалось достаточно.
Далее, картина «Олимпия» преисполнена различных символов и подтекста. Например, в волосах женщины – цветок орхидеи, который считается афродизиаком в языке символов. Тему цветов продолжает букет в руках служанки – наверняка подношение от поклонника. А черный кот в ногах кровати символически отсылает к ведьмовству, чарам. Рыжие волосы Олимпии тоже ассоциируются либо с распущенной жизнью, либо с колдовством (подобные предрассудки бытуют даже в наши дни, как ни странно).
Ну и выше мы уже сказали про новаторскую манеру письма в целом. Эдуард Мане отказался от общепринятых традиций живописи и пошел своим путем. В сочетании со всем перечисленным, это оказалось чересчур для посетителей выставки. И реакция не заставила себя ждать.
Судьба картины
«Олимпия» подверглась страшному глумлению со стороны публики. Люди специально спешили на выставку, чтобы увидеть и обругать полотно. Толпа напирала на картину со всех сторон, в нее плевали, пытались повредить холст тростями и ручками зонтиков. К картине пришлось приставить охрану, но даже ей не всегда удавалось отпугнуть толпу. Доходило и до стычек.
Критики тоже не замедлили высказать свое мнение. Например, один из посетителей выставки написал, что на картине – «самка гориллы, сделанная из каучука» и что никому и никогда не приходилось видеть ничего более циничного. Этот же мастер слова добавил, что не советует смотреть на полотно беременным женщинам и молодым девушкам.
Кончилось тем, что «Олимпию» перевесили в дальний зал и закрепили очень высоко на стене, чтобы недоброжелатели до нее не добрались. После скандала Мане забрал картину и долгие годы хранил ее в неприкосновенности в своей мастерской. Впоследствии ее выкупили друзья Мане у вдовы художника. В 1907 году «Олимпию» повесили в Лувре, а спустя ровно сорок лет она заняла заслуженное место в Музее импрессионизма. Сейчас она выставляется в Музее Орсе в Париже.
Несмотря на вызванный ею скандал, «Олимпия» в дальнейшем встретила очень много почитателей. Свои художественные произведения по ее мотивам создавали такие выдающиеся мастера, как Поль Сезанн, Поль Гоген, Эдгар Дега, Пабло Пикассо и Рене Магритт.
________________________
Спасибо за внимание! :) Больше интересного об искусстве – в этой подборке.