В Петроградском районном суде 20 ноября состоялось очередное слушание по делу бывшей студентки СПбГУ Дарьи Козыревой, обвиняемой в повторной дискредитации Вооруженных сил (ч. 1 ст. 280.3 УК РФ). На заседании допросили свидетеля со стороны обвинения и посмотрели две видеозаписи, имеющие отношение к делу. Следующее заседание отложено на месяц ради подготовки сторон к прениям.
Причиной для уголовного преследования Козыревой послужила акция с плакатом у памятника Тарасу Шевченко, состоявшаяся 24 февраля. Под арестом петербурженка содержится с 27 февраля. В августе ей также вменили еще и высказывания в ролике, опубликованном на YouTube.
По ходатайству гособвинения состоялся допрос Степана Васильева - одного из полицейских, проводивших задержание Козыревой у памятника украинскому поэту. Из представленных показаний следовало, что днем они с напарником патрулировали улицы Петроградского района в служебной машине, когда заметили поблизости от монумента девушку с плакатом. На требование силовиков убрать листок пикетчица якобы ответила отказом и стала приклеивать листок к памятнику. На место вызвали следственно-оперативную группу, позже Козыреву отвезли в отдел полиции, рассказал свидетель.
Также прокурор просил показать видеозапись задержания Козыревой. Участники процесса сгрудились перед ноутбуком в углу зала, Васильев устроился на стуле перед монитором. Подсудимая смотрела запись сквозь прутья решетки.
После просмотра у сторон возник спор из-за увиденного на записи обращения Козыревой к полицейскому с просьбой помочь прикрепить плакат. "Скажите, Козырева к вам обращалась со словами "Помогите совершить противоправные действия?", - спросил у свидетеля прокурор. Формулировка вызвала протест у адвоката, который указал, что противоправность действий "устанавливается сейчас, в суде".
- Я правильно понимаю то, что прозвучало, что Козырева вас буквально поняла и попросила помощи сотрудника полиции? - интересовался у Васильева прокурор. Свидетель отвечал утвердительно.
Подсудимая также обратилась с вопросом к свидетелю, попросив его уточнить, всерьез ли он воспринял ее слова. Полицейский ответил, что к моменту беседы видел ее "буквально три минуты" и потому не мог оценить, шутила ли она или нет.
Адвокат Рафаиль Поляков интересовался у Васильева, в какой момент тот понял, что Козырева совершает правонарушение. Полицейский отвечал, что осознание пришло с момента, когда он увидел написанное на плакате. "И потом, впоследствии, после того как она проигнорировала мое законное требование и приклеила этот плакат к памятнику Тарасу Шевченко", - продолжил показания Васильев. На вопрос адвоката, отчего же он не пресек совершение правонарушения и не предупредил пикетчицу о возможной ответственности, свидетель заявил, что "не успел".
После 20-минутного перерыва стороны смотрели видеозапись, послужившую причиной для возбуждения второго уголовного дела в отношении подсудимой. Отдельное внимание прокурора привлекли прозвучавшие на записи слова Козыревой о том, что она была "в бешенстве".
- Дарья Александровна, вы знаете, что такое бешенство? - прозвучало в зале.
Судья снял вопрос, но это не остановило гособвинителя, который продолжил попытки узнать мнение Козыревой на этот счет. В какой-то момент подсудимая предложила ему обратиться к толковому словарю Ожегова, но это не охладило прокурорский пыл. "Вы знаете, что такое заболевание бешенство?" - переформулировал он, но и в этот раз судья снял вопрос. В итоге Козырева пояснила прокурору, что имела в виду гнев.
Также прокурор поинтересовался, кому именно отправляла Козырева снимки плаката во время акции. Та ответила, что "в какое-то СМИ", но в какое именно, не помнит.
- И еще вопрос, какое вознаграждение вы получили за данные действия? - полюбопытствовал прокурор.
- Не было никакого вознаграждения, ни даже намека или обещания, - возмутилась Козырева. - Я делала это, исходя из своих побуждений, уж никак не из-за вознаграждения. Я говорила, <...> что мои убеждения не продаются. Сейчас, спустя почти девять месяцев, могу повторить то же самое.
Прокурор поинтересовался, в каких банках у Козыревой имеются счета, и та ответила. Под конец заседания он попытался заявить ходатайство о запросе суда для выяснения открытых счетов Козыревой, но получил отказ. Против выступила и сама подсудимая, мотивировав свою позицию нежеланием затягивать процесс.
Выслушав отказ судьи, прокурор попросил отложить следующее заседание для подготовки к прениям, но при этом "не закрывать стадию дополнений, поскольку у государственного обвинения, возможно, будут представлены иные доказательства, которые будут подтверждать" виновность Козыревой.
Козырева и адвокат не возражали. В итоге ходатайство было удовлетворено, следующее заседание состоится 23 декабря. Как объяснил судья, это связано, в том числе, и с его уходом в отпуск.