Найти в Дзене
Карамелька

Про справедливость, ЕГЭ, тройки и про несбывшуюся мечту.

Сегодня утром вспомнился случай из моей ПТУшней юности, да так, что показалось, что опять заныло сердце от былой несправедливости. И захотелось поделиться этим с кем-нибудь. А еще и другие подобные эпизоды из школьной жизни всплыли в памяти.

Начнем с оценок. Всегда мне казалась не совсем справедливой наша школьная пятибалльная система. Ну, согласитесь, получить четверку можно, отлично ответив. Но учитель может снизить оценку за малейшую неточность. Или, наоборот, сказать:

- Ну, слабовато, конечно. Но видно, что старался, поставлю четыре. Но в следующий раз, постарайся, пожалуйста, выучить получше.

Итак, у двух учеников за совершенно разные ответы, в дневниках будут стоять одинаковые оценки.

И еще очень распространена такая практика. Но это чаще относится к таким предметам, как рисование, музыка, технология.

- Да, я согласна, он совершенно не умеет рисовать. Но не могу же я поставить тройку, если по всем предметам у него четверки и пятерки.

Сталкивались с таким? Правда, сейчас, по-моему, перестали оценивать эти предметы. Просто ставят зачет.

Сейчас многие люди считают нынешнее поколение безграмотным, и обвиняют в этом ЕГЭ. Может быть, я не права, но к единому государственному экзамену отношусь совершенно по-другому. Просто завидую сегодняшним школьникам и очень жалею, что в наше время такого не было.

А безграмотность некоторых, далеко не всех, конечно, молодых, и не только, людей, объяснить легко. К сожалению, сейчас перестали читать книги, разучились думать. Зачем ломать голову над сложной задачей, если можно подсмотреть решение в интернете?

Да и короткие видео из сети давно заменили серьезную литературу.

Я очень любила читать всегда, как и почти все мои ровесники. Но, тут и удивляться нечему. Любовь к книгам привили нам еще в то время, когда не было телевизоров. Я родилась и выросла в небольшой северной деревне. И хорошо помню еще то время, когда не было электричества. И, как в доме появился первый черно-белый телевизор, привезенный отцом из областного центра. В то время вечерами показывали фильм «Семнадцать мгновений весны». Первый многосерийный телефильм в моей жизни, не совсем понятный нам, детям. У маленького экрана собиралась не только наша большая семья, приходили соседи. А в городах пустели улицы, по статистике даже преступлений совершалось в это время намного меньше.

И вот тогда стала замечать за собой одну странность. Если мне понравился фильм, то я любыми правдами старалась достать книгу, чтобы прочитать. Если, кто помнит, то на хорошую книгу даже в библиотеке нужно было становиться в очередь. Так несколько лет моей мечтой было прочесть «Вечный зов» Анатолия Иванова и «Сибирь» Георгия Маркова.

И, наоборот, прочитав книгу, пережив вместе с героями их радости и горести, у меня никогда не возникает желание посмотреть фильм, потому что глубоко убеждена в том, что на экране сложно передать ту гамму чувств, которые испытываешь, когда читаешь.

Стыдно признаться, но я, например, никогда не видела «Тени исчезают в полдень», потому что сначала прочитала книгу, проживала вместе с героями их судьбы, в голове уже родились их образы. Нет желания разочароваться, посмотрев кино. Хоть, конечно, уверена в том, что по такой книге плохой фильм снять невозможно.

Рассуждать об этом можно бесконечно. Интересно, много кто из моих ровесников читал под одеялом с фонариком. Родители укладывали спать, выключали свет, а так не хотелось прерываться на самом интересном месте. Я еще умудрялась забираться на русскую печку. Там через узкую щель под потолком проникал тусклый свет из другой комнаты. Родители тоже любили почитать перед сном.

Но рассказать-то я хотела совсем о другом: о самых обидных оценках в моей школьной жизни, полученных, кстати, по собственной глупости. Вот одну такую тройку я заработала в первом классе на уроке труда. Мы учились вырезать бумажные снежинки. Как так получилось, я сама не поняла. Но моя снежинка оказалась очень красивой. Ко мне стали оборачиваться одноклассники, просить подарить им снежинку, но я всем отказывала. И вдруг отдала её одной девчонке, с которой даже не дружила.

Итог предсказуем. Как я ни старалась, больше ничего подобного вырезать не смогла. Однокласснице поставили пятерку, мне заслуженный трояк. Снежинку было не жаль, за тройку обидно. Но как-то сдержалась, смогла не расплакаться.

Кстати, красивые снежинки я все-таки научились вырезать. В прошлом году только, подсмотрела в интернете.

Еще один случай. Шестой или седьмой класс. Копаясь на чердаке, в ящике со сложенными в нем книгами, вдруг обнаружила старый-старый учебник литературы. И там был небольшой рассказ, включал в себя описание картины Репина «Бурлаки на Волге».

Вскоре нам задали на дом описать эту картину. Конечно, я воспользовалась неожиданной подсказкой. И включила в свое сочинение несколько предложений из старого учебника, да и то не дословно. Кстати, описание было очень красочным.

Но тут же не преминула похвастаться подружке своей находкой. Считала, что она поступит так же, как я. Просто перепишет несколько красивых фраз. Но она, не долго думая, перекатала сочинение полностью, даже ни одного слова не пропустила.

Учительница, конечно, посчитала, что это я списала у подруги. И опять – обидная тройка.

А самую обидную оценку, я получила уже учась в большом городе в ПТУ. Кстати, поступила туда без троек. Главным при выборе учебного заведения было предоставление бесплатного общежития, бесплатное трехразовое питание.

На первом курсе был у нас такой предмет – эстетика. И вела его учительница Роза Егоровна. Помню, она говорила, что нам птушникам завидуют все учащиеся техникумов, потому что только в ПТУ преподают эстетику. Не знаю, почему именно нам нужно было привить тягу к прекрасному.

Эстетика сразу стала моим любым предметом, Роза Егоровна обо всем рассказывала очень интересно. Нам и домашнее задание выполнять не нужно было, просто беседовали на уроке. Но учительницу надолго не хватило. Позанимавшись с нами с месяц, она решила, что этого вполне достаточно. Потом до конца года она поступала так: поговорив минут десять, извинялась и уходила обедать, объясняя это тем, что в расписании у нее сегодня нет окна. Поскольку, урок эстетики был один раз в неделю, на этом наше просвещение заканчивалось. Не знаю, кому, наверно, как, но мне очень не хватало этих уроков и общения с Розой Егоровной.

Но самое плохое случилось позже. Когда мы заканчивали третий курс, я мечтала поступить на заочное отделение техникума. Почему-то была напугана якобы большим предстоящим конкурсом. Не знаю, на самом деле, был такой конкурс или нет, скорее всего, мы просто себя накручивали.

Все решило получение диплома. Настоящим шоком была тройка по эстетике. За что? Да вроде бы предмет неважный, наверно, совсем не обязательный. Но эта оценка тогда лишила меня решимости, из-за нее я совсем упала духом и, разумеется, ни в какой техникум подавать документы не стала. Сейчас, наверно, это кажется глупым, а тогда – настоящая трагедия. Особенно, когда подумаешь, что вряд ли эта учительница помнила нас по именам и фамилиям, значит и оценки выставляла случайным образом, кому какая карта ляжет.

Все-таки хотелось бы, чтоб педагоги были внимательнее и справедливее.